Теория множественного интеллекта и ее использование на уроках
Сохранить статью:
Что утверждает? Теория множественного интеллекта, предложенная американцем Говардом Гарднером, гораздо шире подходит к определению уровня мышления, чем всем известный IQ. Она утверждает, что какие-то способности проявляются в нас в большей степени, а какие-то – в меньшей, но это не значит, что интеллект одних выше, чем других.
Как использовать? Зная об особенностях развития учеников, учитель может предлагать им задания, полезные для развития всех способностей. Таким образом каждому будет интересно на уроке, и знания будут прочно усвоены.
Суть теории множественного интеллекта Гарднера
Американский психолог Говард Гарднер (англ. Howard Gardner) в 1983 году разработал и представил обществу теорию множественного интеллекта. Он провел серию исследований и на основе этого сделал вывод, что у человека не единый интеллект, а несколько различных видов интеллектуальных способностей.
Мир узнал об этом из его ставшей очень популярной книги «Структура разума. Теория множественного интеллекта». Иногда русский перевод звучит немного иначе: «Границы разума. Теория множественного интеллекта».
Например, психолог уверен, что ребенок, успешно решающий математические задачи, обладает одинаковым интеллектом с тем, кто эти задачи решить не может, зато прекрасно разбирается в звучании симфонического оркестра или знает все о звездах. Просто у него иной тип мышления.
По убеждению Гарднера, интеллект – это не специальный механизм в нашей голове, а полноценный ресурс, позволяющий каждому человеку мыслить. Благодаря наличию интеллекта мы можем решать задачи или создавать какие-то продукты, обусловленные культурной и социальной средой.
Психолог определил семь равноценных видов интеллекта. Они работают как независимые самостоятельные системы, определяющие способ взаимодействия с миром. Сравнение этих видов интеллекта в ту или другую сторону связано только лишь с культурными традициями.
Гарднер определил виды множественного интеллекта как:
- лингвистический;
- логико-математический;
- музыкальный;
- пространственно-визуальный;
- телесно-кинестетический;
- межличностный;
- внутриличностный.
Позднее, в процессе работы над новой теорией, ученый добавил еще два вида:
- натуралистический;
- экзистенциальный.
В результате были определены 9 типов мышления, о которых мы поговорим дальше.
Принципы теории Гарднера
Теория множественного интеллекта Гарднера дает объяснение тому, как работает разум, какими способами мозг познает и изучает новое.
Все люди обладают интеллектом – сочетанием нескольких типов способностей и умений. Этот набор уникален для каждого, как отпечатки пальцев.
В человеке изначально заложены все виды интеллекта, но значимыми, ведущими могут быть лишь несколько. В принципе, развить можно любой тип мышления, если для обучения будут созданы соответствующие условия.
Плохие отметки школьника говорят скорее о том, что учитель не смог найти к нему подход, а не о его низком интеллекте. Надо просто лучше знать способности своих учеников, их сильные стороны и по каким каналам они эффективнее воспринимают информацию.
Разные типы мышления способны влиять друг на друга. Известны случаи, когда занятия музыкой приводили к повышению оценок по математике.
Развить каждый вид интеллекта можно различными способами.
Типы множественного интеллекта
- Визуально-пространственный
Детям с этим типом интеллекта не занимать фантазии и воображения. Они легко ориентируются в новом пространстве, без труда смогут набросать план местности или карту, представить умозрительно увиденные когда-то фигуры и предметы. Из людей с этим типом интеллекта получаются замечательные художники, архитекторы, скульпторы или мультипликаторы.
- Лингвистический
Преобладание лингвистического типа мышления помогает детям полюбить чтение книг, делает из них интересных рассказчиков. Благодаря этому у них формируется богатый словарный запас и талант писать сочинения. Такие дети с легкостью изучают иностранные языки. В будущем обладателей лингвистического типа мышления ждет успешная карьера писателя, редактора или переводчика.
- Музыкальный
Музыкальные способности ребенка обусловлены доминированием именно этого типа интеллекта. Такие дети легко воспринимают музыку, пение, ритм, достигают заметных успехов в игре на музыкальных инструментах. Порой они и сами сочиняют музыку или стихи, пишут песни, быстро запоминают на слух мелодии. Наличие музыкального интеллекта открывает дорогу в профессию музыканта, дирижера, артиста или преподавателя музыки.
- Межличностный
Дети, способные без проблем общаться с другими людьми, поднимать настроение и работать в команде, обладают ярко выраженным межличностным типом интеллекта. Они – признанные лидеры, обладают собственным мнением, которое могут отстаивать в дискуссиях. Подобный тип интеллекта поможет в будущем стать политиками, психологами, дипломатами, менеджерами.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Внутриличностный
Внутриличностный интеллект направлен в большей степени на анализ собственных чувств и эмоций. Такие дети чаще всего замкнуты, молчаливы, предпочитают проводить свободное время с книгой в руках или на прогулке, а не в активных играх со сверстниками. Способность к глубокому самоанализу и рефлексии поможет такому ребенку стать писателем, философом, журналистом.
- Натуралистический
Пока одни дети анализируют свои эмоции, другие, обладающие натуралистическим типом интеллекта, пытаются изучить окружающий их мир. Для такого ребенка любимые предметы – физика, химия, биология. Он с удовольствием участвует в экспериментах и проводит их сам, наблюдает за природой, ухаживает за домашними животными и растениями.
Тяга к природе с возрастом становится только сильнее, поэтому из таких детей получаются активные экологи, химики, геологи, путешественники.
- Телесно-кинестетический
Преобладание телесно-кинестетического типа интеллекта превращает тело ребенка в основной способ самовыражения. С его помощью он передает свои эмоции, обладая хорошей координацией движений и развитой мелкой моторикой. Он обожает спорт и подвижные игры. Из таких детей вырастают профессиональные спортсмены, танцоры, актеры, модели, скульпторы.
- Логико-математический
Обладатели этого типа интеллекта умеют логически мыслить и анализировать информацию, работать с цифрами, визуализируют данные. Они легко запоминают номера телефонов, даты и другие числовые сочетания. Дети с логико-математическим типом интеллекта становятся чаще всего программистами, бухгалтерами, инженерами, математиками.
- Экзистенциальный
Этот тип был определен позже других, так как был свойственен человеческой природе изначально. Для него характерно познание Вселенной, глобальное мышление с точки зрения законов мироздания. Такие люди обычно становятся духовными лидерами, помогают другим понять смысл жизни.
Плюсы и минусы теории Гарднера
Бесспорные достоинства теории множественного интеллекта Говарда Гарднера составляют солидный перечень:
- новое содержание понятия «интеллект»;
- равные возможности обучения и развития детей с разными типами доминирующего интеллекта с использованием соответствующих подходов;
- понимание и признание многогранности человеческого интеллекта и его присутствия во всех областях знания: в науке, музыке, спорте, политике, искусстве;
- равноправие всех типов интеллекта: нельзя говорить о важности какого-то одного из них, все они равноценны для человека;
- новые возможности для системы образования: ориентирование процесса обучения на разные типы интеллекта.
Главные недостатки теории – ее незавершенность и отсутствие четких границ применения. Многие вопросы остались без ответа. Например, могут ли появиться новые типы интеллекта? Можно ли считать отдельным типом мышления способность красиво вышивать или вкусно готовить? Может ли считаться интеллектуалом математик, напрочь лишенный музыкального слуха? Когда применение ТМИ имеет значение, а когда о ней лучше не вспоминать?
Тест на определение типа множественного интеллекта
Инструкция: Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют.
Текст опросника:
- Я умею работать с предметами.
- Я хорошо ориентируюсь на местности.
- Я обладаю способностью разрешать споры между друзьями.
- Я могу легко запоминать слова песен.
- Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
- Я всегда делаю все поэтапно, последовательно.
- Я хорошо знаю себя и всегда осознаю свои действия, почему я поступаю именно так, а не иначе.
- Мне нравится работа с общественностью и участие в общественных мероприятиях.
- Я обладаю способностью воспринимать новую информацию на слух, поэтому хорошо учусь, слушая других.
- Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
- Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи, я с удовольствием их решаю.
- Я лучше усваиваю учебный материал, если он представлен визуально – в виде таблиц, графиков, схем.
- Я хорошо чувствую настроение и переживания окружающих меня людей.
- Мое обучение более эффективно, когда я что-то делаю самостоятельно.
- Перед тем как что-то выучить, я должен понимать, насколько мне это необходимо.
- Я люблю работать и размышлять в тишине и одиночестве.
- В сложных музыкальных произведениях я могу на слух выделить игру отдельных инструментов.
- Я легко могу представить зрительно сцены, которые я уже видел или даже придумал.
- У меня богатый словарный запас.
- Я люблю делать записи, письменные зарисовки того, что происходит вокруг.
- У меня хорошо развит вестибулярный аппарат, я люблю движение и хорошо держу равновесие.
- Я могу разглядеть закономерности между понятиями и явлениями.
- Я – командный игрок, всегда прислушиваюсь к словам других и сотрудничаю с ними.
- У меня хорошо развита наблюдательность, поэтому я часто вижу то, что не видят другие.
- Меня легко вывести из себя.
- Я люблю работать и учиться отдельно от других.
- Я люблю сочинять музыку.
- Я легко оперирую числами и умею решать сложные математические задачи.
Обработка результатов тестов с ответами по теории множественного интеллекта:
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты
Типы интеллекта | Пункты анкеты | Общая сумма |
Лингвистический |
5, 9, 19, 20 |
|
Математико-логический |
6, 11, 22, 28 |
|
Визуально-пространственный |
2, 12, 18,24 |
|
Музыкальный |
4, 10, 17, 27 |
|
Межличностный |
3, 8, 13, 23 |
|
Внутриличностный |
7, 15, 16, 26 |
|
Кинестетический |
1, 14, 21, 25 |
Развитие множественного интеллекта на уроках
В следующей таблице приведены различные типы интеллекта и характерные виды деятельности для каждого из них. Это поможет лучше почувствовать разницу между ними и подобрать или разработать соответствующие задания.
Виды интеллекта | Характер деятельности |
Вербально-лингвистический |
Включает чтение, письмо, разговоры, общение на родном и иностранных языках. Можно разработать задание на основе чтения интересной книги, игры в слова, провести дискуссию или использовать различные текстовые редакторы. |
Логико-математический |
Включает числовые и компьютерные навыки, определение образцов, шаблонов, взаимосвязей, интервалов времени, порядка чисел. Предполагает способность решать логическим путем проблемы разного уровня. Можно подобрать задания на классификацию и последовательность действий, числовые и логические игры, решение различных пазлов. |
Визуально-пространственный |
Включает визуальное восприятие окружающей действительности, способность создавать и использовать воображаемые образы, а также хорошую ориентацию в пространстве. Можно добиться более глубокого развития, используя опыт в графическом и пластическом искусстве, совершенствуя наблюдательные способности, предлагая решать пространственные задачи, в том числе лабиринты, и давая другие упражнения, развивающие образное восприятие и активное воображение. |
Телесно-кинестетический |
Включает физическую подвижность и ловкость, хорошо развитую мелкую и крупную моторику, самовыражение или обучение посредством двигательной, физической активности. Развитие этого типа интеллекта происходит через различные виды спорта, танец, конструирование, подвижные игры, пантомиму, а также при использовании различных приспособлений и инструментов для решения проблем и обучения. |
Музыкальный |
Включает понимание и выражение себя посредством музыки и ритма, а также раскрывается в результате композиторской, исполнительской и дирижерской деятельности. Очень хорошо развивается через приобщение к миру музыки, участие в ритмических играх, пение, танцы или обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте. |
Экзистенциальный |
Включает понимание мира природы (растений, животных), наблюдательность и умение классифицировать их по характерным особенностям; это же качество распространяется и на другие объекты окружающей действительности. Можно развить через задания, выполняя которые, учащиеся задаются глобальными вопросами, вроде таких как «Кто мы такие? Почему мы здесь? Что с нами будет? В чем смысл жизни?». |
Внутриличностный |
Включает понимание собственного внутреннего мира мыслей, эмоций, чувств, умение совершенствовать собственные способности, контролировать их развитие и осознанно с ними работать. Для дальнейшего развития потребуются задания, связанные с выполнением самостоятельных проектов, творческой деятельностью, различными способами рефлексии. |
Межличностный |
Включает эмпатию, понимание способов взаимодействия с другими людьми, умение работать в команде. Он может быть развит через участие в дискуссиях, коллективных играх, групповых проектах, инсценировках и ролевых играх, в процессе межкультурного взаимодействия. |
Когда объясняете новый материал или задаете домашнее задание, постарайтесь учесть, как минимум, два типа интеллекта. Среди учеников наверняка есть обладатели нескольких типов мышления.
К примеру, изучение новых слов можно проводить и на слух, и при помощи картинок, и через текст песен.
Чтобы не запутаться и избежать повторения, можно распределить типы интеллекта по дням недели.
Например: понедельник — экзистенциальный и межличностный, вторник — логико-математический и лингвистический и так далее.
Несмотря на доминирование определенных типов интеллекта, желательно развивать мозг во всех направлениях. Каждый, кто читает описания этих типов, какие-то примеряет к себе, а какие-то отодвигает в сторону. Вместе со своими учениками вы продвинетесь далеко вперед в процессе обучения, если начнете изучать те сферы деятельности – типы мышления – которые раньше считали для себя неподходящими.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: