Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Травля в школе: жертвы, агрессоры и роль учителя в улаживании конфликта
Главная > Блог > Травля в школе: жертвы, агрессоры и роль учителя в улаживании конфликта
27.05.2024
610
Время чтения: 15 минут

Травля в школе: жертвы, агрессоры и роль учителя в улаживании конфликта

Чем опасна? Травля в школе как форма насилия – явление распространенное, и без последствий оно не обходится. Жертва может глубоко замкнуться в себе, агрессор – попасть на учет в КДН. Наблюдатель обречен жить с чувством вины, особенно если травля закончилась трагедией.

Что делать учителю? Педагог или классный руководитель должны вовремя распознать травлю. Существуют явные признаки, по которым сразу станет видна нездоровая атмосфера, и учителю нужно минимизировать последствия буллинга, сплотить коллектив или хотя бы добиться нормальных отношений в классе.

Оглавление:
  1. Понятие травли
  2. Кто сталкивается с травлей в школе
  3. Виды травли в школе
  4. Признаки и последствия школьной травли
  5. Объект школьной травли
  6. Действия учителя в случае травли в школе
  7. Профилактика травли в школе
  8. Часто задаваемые вопросы о травле в школе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие травли

Травля (или буллинг) представляет собой систематическое психологическое или физическое насилие, с которым человек сталкивается в группе или коллективе. Сам термин произошел от английского слова bullying и переводится как «запугивание». В русском языке для описания этого явления также используется слово «травля», которое отражает характер происходящего.

Буллингом считаются:

  • оскорбления;
  • угрозы;
  • насмешки;
  • сплетни;
  • порча или кража имущества;
  • бойкоты;
  • драки и избиения.

Понятие травли

Буллинг — это не просто шутки или невинные забавы. Такая форма общения может происходить даже между друзьями и выглядеть весьма жестоко. И обе стороны не всегда видят в этом что-то негативное. Но важно понимать, что шутка должна быть смешной для обеих сторон. Если смешно только одному — это буллинг.

Буллинг не сводится к обычным словесным перепалкам или дракам. В случае конфликта обе стороны признают его наличие, в то время как в случае буллинга агрессор и иногда даже жертва притворяются, что ничего не происходит.

Кто сталкивается с травлей в школе

Анна Макарчук, программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, а также директор Центра толерантности в Еврейском музее, поделилась результатами исследования форм травли в школьной среде.

Согласно данным опроса среди учителей:

  • 42,3 % чаще всего сталкиваются с травлей ученика одноклассниками в школе;
  • 15,5 % учителей в школе испытывают травлю со стороны родителей;
  • 12,2 % — со стороны директора;
  • 1,5 % замечают травлю детей учителем;
  • 10,3 % учителей испытывают травлю со стороны учеников в школе;
  • 9 % — сталкиваются с буллингом, исходящим от коллег.

Каждый пятый педагог признает, что ему не хватает знаний в области социальной психологии, а именно методов профилактики и предотвращения буллинга или травли в школе. 17 % отмечают дефицит юридических и правовых ресурсов, 16 % — отсутствие возможности взаимодействия с родителями, 12 % — нехватку времени, а 10 % — отсутствие материальной мотивации для борьбы с травлей.

Виды травли в школе

  • Физическое насилие

Включает в себя толкание, удары и пинки, а также может проявляться в виде жестокого избиения, нанесения увечий. В некоторых случаях может даже использоваться оружие, например, ножи. Этот вид агрессии чаще наблюдается среди мальчиков, чем среди девочек.

Виды травли в школе

  • Словесный буллинг.

Здесь в качестве оружия используется голос. Чаще всего проявляется в форме уничижительных прозвищ, которыми постоянно обзывают одного человека с целью ранить, оскорбить и унизить. Этот вид издевательства нередко направлен на тех, кто выделяется физическими особенностями, акцентом или своеобразием голоса, а также на тех, кто имеет высокие или низкие показатели в учебе. Выбор прозвища может также намекать на предполагаемую сексуальную ориентацию ученика.

Часто словесное издевательство происходит через анонимные телефонные звонки, что является очень распространенной формой, когда жертвами могут стать не только ученики, но и учителя.

  • Угрозы.

Этот метод основан на использовании агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву совершать действия, которые она не хочет выполнять. Обидчик может выражать агрессию и враждебность через свою мимику или взгляд. Угрозы также могут использоваться для подрыва уверенности жертвы.

  • Изоляция.

Обычно этот метод инициируется агрессором. Жертва намеренно изолируется, исключается из группы или игнорируется классом. Это может включать в себя распространение сплетен или оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, а также унизительные надписи на доске или в общественных местах.

  • Вымогательство.

В этом случае жертву заставляют отдать деньги или ценные вещи под угрозой насилия. У жертвы могут также отбирать еду, талоны или карманные деньги на обед. Объект травли также могут принуждать к краже имущества для агрессора. Этот метод используется для обвинения жертвы в неправильном поведении.

  • Повреждение имущества.

Агрессор может нацелиться на имущество жертвы, в результате чего окажутся повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или личные вещи.

Формы и способы травли меняются вместе с реалиями современного мира. С развитием технологий появляются новые возможности для угроз и издевательств через Интернет, мобильные телефоны и другие цифровые ресурсы. Этот феномен, получивший название «кибербуллинг», представляет собой большую угрозу по сравнению с формами травли, которые практиковались в предыдущем поколении.

Признаки и  последствия школьной травли

Если ребенок стал объектом травли в школе, но не говорит об этом напрямую, признаки буллинга можно выявить по другим физическим и психологическим симптомам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание посещать школу и плохие оценки;
  • нервные тики, энурез;
  • печальное выражение лица, беспокойство, тревожность;
  • нарушения сна, кошмары;
  • длительное депрессивное состояние;
  • подозрительно частые простуды и другие заболевания;
  • стремление к уединению, избегание общения;
  • плохой аппетит;
  • чрезмерная покорность и осторожность.

Признаки и  последствия школьной травли

Травля в школе оказывает крайне негативное воздействие на всех участников. Дети, столкнувшиеся с буллингом, страдают от депрессии, подвержены риску развития психических расстройств и часто совершают попытки суицида.

Дети-агрессоры сталкиваются с проблемами в учебе, начинают проявлять криминальное поведение и вынуждают учителей заниматься поддержанием дисциплины вместо прохождения учебной программы.

Очевидцы травли часто испытывают страх стать следующей жертвой и могут присоединиться к агрессорам. Или же ощущают вину за свое бездействие и переживают травму наблюдателя. Соответственно, буллинг в школе вредит всей образовательной системе, порождая общую напряженность, отчуждение и жестокость.

Объект школьной травли

Рассмотрим типы детей, которые чаще всего подвергаются травле в школе, и ее причины:

  • «Любимчик». Выдающийся педагог и писатель Януш Корчак в своей книге «Педагогическое наследие» (1991) отмечал, что дети не выносят своих сверстников, которые пользуются особым вниманием учителей и воспитателей. Тем более если они не могут понять, почему именно этого ребенка выделяют среди остальных. Например, когда взрослые, зная о сложной ситуации своего воспитанника, проявляют к нему заботу и стараются его защитить, это может привести к его изоляции и насмешкам со стороны одноклассников, которые не понимают причин такого отношения.
  • «Прилипала». Эти дети в прямом смысле слова прилипают к другим, их физический контакт служит им способом почувствовать себя в безопасности. Они очень ценят проявленное к ним внимание и сострадание. Любой сверстник, который оказывает им поддержку, делится чем-то или помогает, сразу же становится для них «лучшим другом».

Такая «дружба» может быть в тягость, так как отверженные дети отличаются навязчивостью. Утомленный излишним вниманием и благодарностью со стороны отвергнутого, поддерживающий может стать одним из преследователей и на попытки сблизиться отвечать агрессией. Ребенок просто не умеет общаться по-другому и часто приветствует даже агрессивное внимание со стороны окружающих. В книге «Окна в мир ребенка» американский психолог Вайолет Оклендер отмечает, что такая навязчивость является результатом чувства незащищенности ребенка.

  • «Шут» или «козел отпущения». Этот ребенок чрезвычайно возбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Часто может ссориться с одноклассниками и даже драться, так как стремится включиться в их игры любым способом. Когда все его попытки привлечь внимание окружающих кажутся тщетными, он прибегает к тактике классного шутника. На уроках он постоянно шутит, вызывая смех у других детей. С течением времени каждое его слово становится поводом для смеха в классе. В результате такой ребенок часто становится «козлом отпущения»: его обвиняют в неудачах класса и перекладывают на него вину за многие шалости.

Дети, прибегшие к подобной тактике поведения, по сути, защищают себя от возможных нападок со стороны сверстников. Их перестают воспринимать всерьез, поэтому и не причиняют особого вреда. Им приятно слышать смех своих одноклассников, ведь это помогает им избежать ощущения отчужденности. Однако самое опасное в такой стратегии поведения то, что избавиться от репутации «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которые хоть и не являются объектами насмешек и травли в школе, но все равно остаются одинокими в своем классе.

Объект школьной травли

  • Озлобленные. Некоторые дети, не найдя понимания у своих сверстников, начинают проявлять агрессию и враждебность, словно отвечая взаимностью на свои неудачи.
  • Непопулярные. Такие дети не умеют активно вступать в контакт с другими, они застенчивы и не знают, как привлечь внимание сверстников, поэтому их игнорируют, и никто не желает играть с ними. Это часто происходит, когда ребенок попадает в уже сложившийся коллектив или регулярно пропускает занятия в школе. Такого ребенка не будут радостно встречать после летних каникул, его отсутствие в классе останется незамеченным. Недостаток внимания со стороны других оскорбляет его так же, как и травля. Один второклассник выразил это так: «Они со мной даже не здороваются!»

Действия учителя в случае травли в школе

Когда вы замечаете конфликт между учениками, важно выяснить, может ли быть за этим конфликтом что-то более серьезное.

Основная сложность заключается в том, что учителя часто не придают должного значения проблеме буллинга, считая его естественным этапом взросления или проблемой вне их компетенции. Бездействие педагогов может привести к тому, что жертвы продолжат страдать, обидчики будут считать себя безнаказанными, а свидетели постепенно начнут рассматривать насилие над сверстником как обычное явление, опасаясь встать на сторону жертвы и оказаться следующей.

Но если учитель обнаружил ситуации травли в школе, задача, как защитить ребенка, должна стать не менее важной, чем обучение предмету.

Действия учителя в случае травли в школе

Что должен делать учитель при обнаружении травли в школе?

  1. Начните разговор с инициатором. Обидчики обычно думают, что они правы и останутся незамеченными. Простой разговор может показать им, что их действия видны всем. Поясните детям, что их поведение неприемлемо и может иметь серьезные последствия. Поделитесь с ними чувствами жертвы. Выстраивайте беседу так, чтобы ребенок, который подвергается травле в школе, тоже мог понять, что ему в таком случае нужно делать.
  2. Проведите разъяснительную беседу в классе. Вы можете не называть имена, но все поймут, о ком идет речь.
  3. Не становитесь провокатором буллинга и не оправдывайте его. Ваши высказывания о том, что определенный ученик виноват в чем-то, могут создать обстановку, где буллинг будет считается нормой. Избегайте фраз вроде «Из-за тебя, Петров, мы не прошли вовремя материал на уроке», «Семенов, ты опять не сделал домашнее задание», «Ты подводишь весь класс», «Твои родители не заботятся о тебе, тогда твоим воспитанием займусь я» и подобные.
  4. Проводите командные игры в классе.
  5. Если случаи травли в школе не единичные, и вы не знаете, как с ними справиться, обратитесь за помощью к другим специалистам: психологам, социальным педагогам и родителям, чтобы разрешить проблему в соответствии с их компетенцией. Это могут быть тренинги, консультации, а также беседы с родителями и работа с семьей.
  6. Наилучший способ борьбы с травлей в школе – профилактика. Обсуждайте на классных часах виды конфликтов и методы их разрешения. Если не знаете, с чего начать, приходите на вебинар «Конфликты в классе».
  7. Устраивайте совместный просмотр фильмов с учащимися с последующим обсуждением. Ниже приведены вопросы для обсуждения классического российского фильма «Чучело» 1983 года, режиссера Ролана Быкова. В фильме дети защищают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто помогает разжечь огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе освобождает от ответственности за поступки. Поведение взрослых не менее жестоко: никто не вмешался, а классный руководитель наказал всех, отменив экскурсию.

Профилактика травли в школе

Помимо агрессора и жертвы, свидетели буллинга также участвуют в травле. Они могут поддерживать хулиганов, подстрекать, оставаться пассивными наблюдателями или защищать жертву.

Реакция пассивных наблюдателей имеет значение, поскольку они дополняют обратную связь, получаемую агрессором и жертвой. В зависимости от реакции свидетелей давление со стороны обидчиков может возрасти или, наоборот, уменьшиться.

Когда подростки выступают в защиту жертвы, они значительно снижают уровень агрессии со стороны обидчика. Поэтому важно способствовать повышению вероятности такого вмешательства со стороны учеников. Многие свидетели травли не считают агрессию нормой, испытывают сочувствие к жертве и желают ей помочь. Это подчеркивает необходимость изменений в отношении к буллингу внутри группы. Простое осознание того, что другие ученики так же отрицательно относятся к травле сверстника, как и сам пострадавший, может помочь пассивным наблюдателям преодолеть «эффект свидетеля» и стать более активными в своих защитных действиях.

Кроме того, можно попытаться привлечь просоциально настроенных учеников, которые имеют авторитет в классе, и предложить им поддерживать жертву агрессии при необходимости.

Одним из основных методов профилактики буллинга остается повышение осведомленности учащихся о роли, которую они могут сыграть в противодействии травле, а также обсуждение чувств всех возможных участников этого процесса.

Учитель может способствовать созданию и соблюдению правил в классе, организовывать классные часы или другие школьные мероприятия, в рамках которых ученики и родители могут получить больше информации о буллинге и понять, что разрешение этой проблемы должно быть делом всей школы.

Часто задаваемые вопросы о травле в школе

Кто такие жертвы буллинга?

Это дети, которые выделяются из толпы, имеют какие-то отличительные черты. Это может быть мальчик в очках, ребенок с лишним весом, или слишком худой, или высокий. Это может быть даже самая красивая девочка, но не пользующаяся популярностью в классе. Это может быть умный ученик, который не позволяет списывать.

В таких случаях зачастую включается механизм, провоцирующий буллинг, – желание мести: «Из-за тебя мы заняли последнее место в соревновании», «Ты не даешь списать, не выделывайся». Дети часто не осознают, что их действия неправильны и несправедливы.

Какие дети становятся агрессорами?

Первое, что приходит в голову, это дети с нарушениями нервной системы или психическими заболеваниями. И это верное суждение. Во-вторых, это дети, которые регулярно сталкиваются с агрессией в своей жизни, чаще в семье. Например, когда пьяный отец систематически избивает мать, когда крики и насилие становятся обыденным явлением. Однако агрессорами могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и не имеющие проблем в семье.

Да, в какой-то момент эти дети могут испытывать личные проблемы (например, мать выходит замуж во второй раз или случается смерть близкого человека). А могут и не иметь. Особое место занимают дети, которые страдают от материнской депривации, то есть не получают достаточного внимания и заботы в раннем детстве. Они могут быть враждебны к окружающему миру в целом. Не получив достаточно тепла, любви и поддержки на начальных этапах жизни, такие дети могут рассматривать окружающих как потенциальную угрозу.

Какие юридические последствия могут возникнуть в связи с травлей в школе?

Это зависит от степени тяжести травли. Закон предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность для таких случаев. Если нарушитель не достиг 16 лет, его семью могут наказать штрафом. После 16 лет мера наказания зависит от тяжести преступления и может включать даже лишение свободы.

Профилактика травли в школе

Травля в школе — это серьезная проблема, с которой сталкиваются многие ученики, ответственность за предотвращение и борьбу с ней лежит на всем педагогическом коллективе. Учителя должны быть внимательными, замечать признаки травли и быстро на них реагировать.

Важно создать атмосферу взаимопонимания и уважения в школе, проводить профилактические беседы и тренинги по разрешению конфликтов, а также вовлекать родителей в процесс информирования детей о последствиях травли. Трудоемкая работа по созданию безопасной и поддерживающей среды как для учеников, так и для учителей может не только помочь остановить травлю в школе, но и способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw