Внеклассные мероприятия в школе как обязательная составляющая воспитательной работы
Сохранить статью:
Это какие? Внеклассные мероприятия в школе проводятся с целью разнообразить досуг учеников. Помимо уроков, организуются конкурсы, концерты, выставки и экскурсии, которые вносят разнообразие в будни.
Чем важны? Внеклассные мероприятия оказывают большую роль в деле воспитания подрастающего поколения. С их помощью дети могут раскрыть свой творческий потенциал, сплотиться, стать добрее, активнее, развить чувство патриотизма и ответственность за себя и коллектив.
- Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса
- Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
- Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
- Этапы проведения внеклассного мероприятия
- Правила написания сценария внеклассного мероприятия
- Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия
Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса
Помимо основного учебного процесса, в образовательных учреждениях предусматривается проведение дополнительных мероприятий. Такие занятия направлены на развитие творческих и познавательных способностей школьников и называются внеклассными или внеурочными мероприятиями.
Они проводятся во время, свободное от обязательных школьных уроков. Принимать в них участие могут учащиеся любых классов и параллелей. Внеклассные мероприятия в школе можно разделить на несколько видов в соответствии с целью их проведения. Каждый вид разделяется на несколько форм, которые будут разобраны ниже.
Одна из наиболее важных задач в условиях реформирования системы российского образования – это развитие социальных навыков и творческих способностей детей. Проведение внеклассных мероприятий помогает решить эту задачу. Они сочетают в себе образовательные и воспитательные функции, которые способствуют личностному развитию учащихся.
Внеклассная работа, при правильной ее организации, помогает школьникам реализовать себя, показать свою индивидуальность, повысить интерес к отдельным учебным предметам и процессу обучения в целом, проявить самостоятельность и социализироваться.
Отличие факультативных занятий от уроков состоит в использовании иных способов получения знаний и навыков. Они не требуют соблюдения строгой дисциплины и заучивания материала. Наоборот, для их проведения используется творческий подход с активным вовлечением учащихся в образовательный процесс.
Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
Внеклассные мероприятия – это целая система разнообразных форм и методик проведения занятий, отличающихся по своему содержанию и назначению. Их основная цель в начальной школе – создание максимально комфортной обстановки для решения образовательных, воспитательных, развивающих и практических задач, связанных с прохождением основной учебной программы.
При помощи внеурочных занятий педагоги имеют возможность:
- способствовать развитию сразу всех личностных качеств учеников младших классов, путем применения игровой и творческой деятельности;
- улучшать творческие способности и инициативность учащихся;
- формировать у детей организаторские навыки, развивать умение работать в команде;
- обеспечивать психологический комфорт и социальную защищенность каждого ученика;
- знакомить детей с народным творчеством, прививать им любовь к родному краю;
- помогать родителям повышать педагого-психологическую культуру с помощью совместной деятельности;
- продвигать идею здорового образа жизни.
Для проведения внеклассной работы современные учителя используют одновременно три направления:
- учебно-воспитательную деятельность – кружки, творческие мастерские, экскурсии и т.п.
- досуговую деятельность – различные мероприятия в игровой форме: литературные, спортивные, развлекательные программы, викторины, утренники и т.п.;
- спортивно-оздоровительную деятельность – прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия, эстафеты, игры, соревнования и т.п.
Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
Какие формы внеклассных мероприятий бывают в школе? В зависимости от вида занятия выбирается его формат и место проведения. Деятельность осуществляется на территории школы или за ее пределами. Формы внеурочного досуга различаются между собой, но могут иметь некоторые общие элементы.
Например, подготовка к мероприятиям включает три составляющих:
- теоретическая часть;
- критико-аналитический подход;
- творческая и практическая часть;
Учебно-воспитательные внеурочные мероприятия:
- беседа;
- экскурсионная деятельность;
- викторина;
- посещение театра;
- встреча с интересными людьми;
- дискуссия;
- обучение;
- соревнования.
Беседа, как одна из форм внеклассной работы, подразумевает живое общение учителя с учениками. Диалог помогает развивать умственную активность, грамотно строить речь, поддерживать интерес к занятию, лучше фокусироваться. Старшеклассники самостоятельно справляются с ведением и поддержанием разговора в установленных рамках, а вот в начальной школе учитель выбирает линию беседы и в соответствии с ней задает вопросы ребятам.
Беседы могут быть:
- предварительными;
- эвристическими (учитель помогает детям рассуждать и искать решение вопроса);
- воспроизводящие (рассчитаны на закрепление пройденного материала);
- коммуникативные;
- обобщающие (проводятся по итогам внеурочных занятий);
- повторяющиеся.
Познавательные виды мероприятий:
- конкурсы;
- олимпиады;
- детские творческие выставки.
Эти формы предназначаются для стимулирования познавательной и учебной деятельности школьников. Процесс помогает повышать интерес к конкурсам по различным предметам: русскому и иностранным языкам, литературе и точным наукам (математика, физика, химия).
Экскурсионная деятельность (экскурсия) – является одной из форм внеурочных мероприятий, которая наверняка заинтересует как начальные классы, так и подростков. Деятельность помогает:
- развивать наблюдательность детей;
- знакомиться с разнообразными объектами;
- изучать окружающую среду.
Экскурсии с гидом организовываются практически по всем школьным предметам для учащихся любых возрастов. В младших классах изучается естествознание, идет знакомство с окружающим миром. В старших классах и колледжах проводятся экскурсии, связанные с географией и историей. Подобный формат позволяет расширять свой кругозор вне зависимости от возраста.
Цель досуговых занятий состоит в получении новых знаний и навыков. Их можно развивать на мастер-классах (шитье, рисование, кулинария, лепка, фотография), в театральных кружках, принимая участие в конкурсах и интеллектуальных играх.
Все они являются частью творческой формы внеурочной деятельности, так же как:
- факультативы (дополнительные занятия);
- творческие объединения;
- кружки по интересам;
- мастерские.
Больше всего в этом виде занятий ценится креативность детей, которую помогают развивать и воспитывать педагоги.
Развлекательные и спортивные мероприятия:
- спортивные конкурсы и игры;
- соревнования;
- походы.
Спортивно-оздоровительные виды деятельности помогают прививать любовь к спорту, добавлять активные занятия и физическую культуру в повседневную жизнь учащихся.
на наши новости
500 000 пользователей!
При составлении плана внеклассных мероприятий для ребят, учащихся в школе, требуется учитывать их разницу в возрасте. Так, для начальной школы больше подойдут подвижные виды деятельности, конкурсы, игры и экскурсии. Старшеклассники же хорошо усваивают длительную, монотонную информацию. Они могут принимать участие в театральных постановках, турпоходах, КВН и брейн-рингах.
Этапы проведения внеклассного мероприятия
Мероприятие – это процесс, состоящий из четырех этапов: подготовки, организации, проведения и анализа.
- Подготовка
На этом этапе выбирается тематика мероприятия. Педагог подбирает определенную воспитательную направленность для каждого класса и ученика. Для получения успешного результата можно провести анкетирование учеников и их родителей.
Когда тема определена, учитель вместе с классом и их семьями (при желании) ставит цели и задачи мероприятия, для выбора формы, составления дальнейшего плана, списка оборудования и материалов. Участие класса в планировании и организации мероприятия является частью воспитательной деятельности.
- Организация
Далее распределяются роли и обязанности участников. Лучше всего, когда у каждого из учеников есть своя задача: от роли ведущего до помощи в выполнении поделок. По списку, составленному заранее, производится поиск, отбор и подготовка всех необходимых материалов, в том числе декораций и костюмов, настраивается оборудование. Итогом становится корректировка мероприятия (при необходимости), установка порядка действий и сроков.
- Проведение
Перед самым началом необходимо проверить уровень готовности и состояние участников, оборудования и помещения. Важно проследить, чтобы никаких отклонений от плана не происходило. Это позволит своевременно корректировать недочеты, возникающие во время проведения мероприятия.
- Анализ
Как только занятие окончено, учащиеся под присмотром педагога подводят итоги. Полученный опыт позволяет провести анализ и выявить положительные и неудачные моменты внеклассных мероприятий в школе. Стоит проверить, соответствовала ли форма и проведение поставленным целям и задачам, достигнут ли необходимый результат. Если что-то не совпало – выявить причину произошедшего.
Подводя итоги обсуждения, можно провести анкетирование. Ученики смогут выразить свое мнение более подробно, описать моменты, которые им понравились, или, наоборот, не пришлись по душе; предложить варианты, которые помогли бы улучшить следующие занятия.
Правила написания сценария внеклассного мероприятия
Педагоги тратят немало времени на подготовку мероприятий, выбирая наиболее интересный материал по заданной теме, который вовлечет большое количество учащихся и не оставит их равнодушными.
Все части внеурочной деятельности должны быть грамотно распланированы. Стоит определиться с методами и приемами подачи информации, формой проведения мероприятия, оборудованием и необходимыми для занятия материалами.
Какие сценарии может использовать учитель для внеклассного мероприятия? Сценарий – это подробный, правильно оформленный разбор содержания, раскрывающий компоненты досуговой деятельности, собранные в четком логическом порядке.
Сценарий доложен раскрывать тему и цель, показывать все логические переходы от одного этапа мероприятия к другому. Главная задача сценария – конкретизация общей тематики, поиск и выявление проблемного аспекта поднятого вопроса, который наиболее важен для коллектива. Так каждая деятельность связана с каким-либо праздником, значимой датой или личностью, актуальной темой.
Внеклассные мероприятия в школе должны проводиться по сценариям, соответствующим возрастным особенностям учащихся. Например, они могут посвящаться творчеству известных людей: А. Пушкина, Ф. Шаляпина или А. Ахматовой. Также на занятиях разбираются проблемные темы, значимые для детей определенного возраста: человек в обществе, вред наркотиков, финансовая грамотность, безопасное общение с животными и т.п.
Сценарий подразумевает развитие конкретного сюжета, содержащего в себе какой-нибудь конфликт. Эта часть является наиболее существенной при разборе тем, потому что именно она полностью раскрывает идеи занятия. После завершения мероприятия (вне зависимости от формы) проводится анализ его результатов.
Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия
Педагог должен уметь осуществлять самоанализ деятельности. Самоанализ – это показатель профессионализма, уровня понимания учителем образовательных задач, относящихся не только к конкретному уроку или мероприятию. Он является наиболее значимым элементом педагогической и внеурочной деятельности, регламентированной ФГОС. Самоанализ позволяет преподавателям выявлять свои ошибки и преодолевать их.
Предлагаем вам ориентировочный план анализа внеклассных мероприятий, проводящихся в начальной, средней и старшей школе. Чем качественнее он будет выполнен, тем продуктивнее будет последующая работа педагога.
- Общие сведения
- Актуальность проведенной деятельности.
- Временные рамки мероприятия.
- Организатор (учитель или творческая группа педагогов).
- Тематика и форма занятия, его место в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения.
- Цель мероприятия.
- Подготовительный период
- Распределение задач занятия между организаторами.
- Пошаговая работа с детьми по готовому четкому плану.
- Содержание воспитательного мероприятия.
- Соответствие поставленным целям и тематике.
- Учет возрастных особенностей участников.
- Новизна и полезность.
- Наличие связей между предметами.
- Применение ИКТ.
- Ход мероприятия
- Активная вовлеченность участников и зрителей.
- Влияние занятия на эмоциональное состояние обучающихся.
- Применение воспитательных методов и приемов при проведении мероприятия.
- Общая длительность занятия, оценка рациональности распределения времени.
- Вовлеченность родителей в подготовку и проведение мероприятия.
- Достижение поставленных целей.
- Подведение итогов
- Обсуждение этапов подготовки и проведения воспитательного мероприятия (в комфортной обстановке с помощью различных методов стимулируется участие учеников в общем разговоре).
- Анализ эмоционального восприятия обучающимися проведенного занятия и их собственной позиции в нем.
Проведение внеурочных занятий – важная часть работы учителя. Это одни из наиболее интересных и запоминающихся составляющих школьной жизни. Внеклассные мероприятия, проводящиеся в школе, требуют длительной подготовки. Занятие должно быть эффективным, увлекательным для учащихся, чтобы проблема не осталась без должного внимания и дальнейшего осмысления.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: