Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
школьник
Главная > Блог > Воспитание волевых качеств с дошкольного возраста
08.12.2022
1760
Время чтения: 15 минут

Воспитание волевых качеств с дошкольного возраста

О чем речь? Воспитание волевых качеств – это одно из основных условий развития самостоятельности у ребенка. И этот процесс стартует в тот момент, когда он начинает применять контроль над своим собственным поведением.

На что обратить внимание? Разумеется, подобная психическая и психологическая саморегуляция усложняется по мере перехода на новые уровни взросления. И здесь очень важна роль родителей как образчиков нравственной и мотивационной сфер.

Оглавление:
  1. Понятие воли и волевых качеств личности
  2. Воспитание волевых качеств личности ребенка с рождения
  3. Роль семьи в воспитании необходимых моральных и волевых качеств личности
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Понятие воли и волевых качеств личности

В значение слова «воля» вкладывается смысл осознанного контроля своего поведения, включая общение и различные виды деятельности, связанные с противодействием внешним и внутренним факторам. Воля – сложный процесс, что обуславливает разнообразие и многогранность личностных качеств, с ним связанных.

К волевым качествам относятся психические установки, не подверженные влиянию внешних ситуаций и относительно устойчивые. Они отражают уровень развития личности и то, насколько человек способен регулировать собственное поведение.

Понятие воли

К волевым качествам можно отнести:

  1. Инициативность – способность взять на себя решение проблемной ситуации, задачи, вопроса, выполнить какую-либо деятельность без стимуляции извне. Для проявлений инициативных качеств важно то, насколько побуждения интенсивные и яркие, а также уровень интеллектуального развития личности. Ведь именно интеллект отвечает за наличие идей, планов, творческих задумок и их воплощение в реальной жизни.
  2. Самостоятельность и независимость – первый и основополагающий этап развития волевых проявлений. Эти стороны личности выражаются в устойчивости принятого решения, упрямстве, осознании собственных мотивов и причин совершаемых действий, отсутствии подверженности чужому влиянию и различного рода внушениям.
  3. Решительность – свойство, проявляющееся в процессе принятия решений. Его видно по скорости и уверенности, с которыми человек определяет, как действовать в той или иной ситуации, а также по непоколебимой вере в правильности своего выбора.
  4. Энергичность – финальный аккорд решительности, концентрат силы, вложенной в выполняемое действие. Энергичность – это особый род настойчивости в реализации принятого решения и противодействии всем препятствиям, встретившимся на пути к заветной цели.
  5. Настойчивость, в свою очередь, можно обозначить как протяженное по времени сохранение энергичности и решительности, сопровождающее процесс деятельности вне зависимости от внешних обстоятельств.

Настойчивость и решительность являются фундаментом и стержнем волевых качеств. Когда ведется речь о воле или безволии, то имеется в виду именно наличие или отсутствие этих характеристик.

Резюмируя, можно сказать, что волевые качества – это черты личности, отражающиеся в процессе жизнедеятельности, постановке и достижении целей и показывающие то, насколько человек решителен, устойчив и уверен в своих поступках.

Воспитание волевых качеств личности ребенка с рождения

В разном возрасте для воспитания волевых качеств ребенка нужны разные подходы.

Развитие воли в раннем дошкольном возрасте

Воспитание нравственно-волевых качеств личности предполагает формирование предпосылок волевого поведения уже в период раннего детства, так как без них невозможно полноценное развитие этой стороны характера в дальнейшем.

Чтобы проявлять волевое поведение, человек должен обладать довольно сильным энергетическим ресурсом и четким стремлением к намеченной цели. Для ребенка такой целью может стать, к примеру, интересная игрушка, возможность обладать и совершать с ней какие-то действия.

Развитие воли в младшем школьном возрасте

Существенную роль в развитии волевых качеств в дошкольном возрасте имеет игровая деятельность. Игра характеризуется как процесс увлекательный, необязательный, не имеющий целью достижение определенного результата. Игровому процессу часто противопоставляют труд или учебу.

Но, несмотря на кажущуюся простоту, процесс игры всегда подчиняется своду правил, что и делает его столь важным инструментом в деле формирования волевой личности.

Посмотрите on-line вебинар «Развитие произвольного внимания у дошкольников посредством дидактических и речевых игр» и оформите международный сертификат участника.

Важным моментом для воспитания воли является то, что подчинение игровым правилам происходит не по принуждению, а по собственному желанию ребенка. Это имеет большое значение, так как истинная воля проявляется как раз при отсутствии внешнего воздействия, такого как требование или социальная норма, а только под влиянием собственной личности.

Таким образом, одна из важных функций игры – развитие способности к самопринуждению. Кроме того, подчинение определенным правилам в игровом процессе ассоциируется с чувством удовлетворения и радости, что делает их соблюдение приятным и теплым с эмоциональной точки зрения. Так, соблюдение требований и норм не только не вызывает отторжения, но и формирует нравственные знания и умения.

Игра не только построена по определенному плану, в ней формируются реальные отношения и взаимодействия. В воображаемом игровом мире ребенок, как правило, фактически осуществляет определенные функции. Например, в роли рыцаря он показывает настоящие терпение и выдержку, даже если ему страшно или он физически устал. Все участники игрового процесса оценивают партнеров в первую очередь по реальным действиям. Именно желание получить положительную оценку способствует формированию смелости, решительности, уверенности в своих силах и т.п.

Признанный факт того, что игровая активность является основным видом деятельности дошкольников, делает участие ребенка в определенной роли в процессе игры значимым условием для стимуляции волевого усилия.

Воспитание волевых качеств ставит перед собой различные задачи, постепенно меняющиеся, в зависимости от возраста ребенка. Ребенок, начиная с четырех лет, уже может контролировать собственные действия. На 4-5 году жизни малыш способен демонстрировать послушание, в основе которого лежит чувство обязанности, в случае невыполнения которой возникает ощущение вины перед авторитетными взрослыми.

К завершению дошкольного периода ребенок делает скачок в развитии воли: он учится выполнять задачи не только потому, что этого хотят другие люди, а из осознания необходимости достичь определенной цели и довести дело до конца. В возрасте шести лет дети уже умеют самостоятельно ставить перед собой задачи, проявлять инициативу и упорство, но это, как правило, касается только действий, которые сопровождаются или влекут за собой положительные эмоции.

Воспитание и самовоспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников разнится в зависимости от пола. Девочки среди волевых свойств в различных видах деятельности чаще проявляют выдержку, а представители сильного пола – смелость и настойчивость.

Воспитание волевых качеств личности ребенка

Развитие воли в младшем школьном возрасте

В раннем детстве со становлением игры как основного вида деятельности начинается активное формирование и развитие фантазии и воображения. В этот временной отрезок основным фактором развития воли становится то, что воображаемые игровые ситуации помогают ребенку проявлять свободу и произвольность в поведении.

Именно формирование самой произвольности является стержнем развития психики в младшем школьном возрасте. Происходит становление произвольного характера памяти, внимания, мышления ребенка, появляется способность к организованной деятельности, основанной на выполнении определенных задач.

В период раннего детства формирование воли происходит исключительно как часть подражательной деятельности. Дети не способны самостоятельно давать оценку о правильности или неправильности тех или иных действий, они делают это только через призму восприятия доверенного взрослого.

Формирование воли в подростковом возрасте

Сложилось мнение, что подростки в большей степени, чем дети другого школьного возраста, склонны к проявлению слабой воли. Их характеризуют как недостаточно организованных, пасующих перед трудностями и подверженных чужому влиянию.

Дети подросткового возраста, столкнувшись с трудностями в произвольной организации своей деятельности, стремятся к воспитанию собственной воли и выработке волевых качеств. Но понимание этой задачи у них довольно специфическое. Проявление воли представляется им чем-то героическим, из ряда вон выходящим и особенным.

Увидеть отражение волевых качеств в обыденной жизни им довольно сложно. Стремясь взрастить в себе «настоящую волю», они берут в качестве образца не совсем подходящие для этого типажи выдающихся личностей, не желая ориентироваться на примеры из собственного окружения, такие как родители или наставники. Это объясняет и то, что формирование воли они видят как воспроизведение конкретных действий, выполняемых в экстремальных условиях.

Формирование воли в подростковом возрасте

Воспитание волевых качеств человека в подростковом возрасте ведется по двум направлениям.

  1. Необходимо помогать подросткам преодолевать трудности, встречающиеся при выборе целей, принятии решения, создании и исполнении намерения. Делать это нужно с учетом своеобразия сознательной саморегуляции детей этого возраста.
  2. Основной упор нужно делать на своевременном проявлении высших форм волевого поведения, активно поощряя обуславливающие его личностные качества ребенка.

Роль семьи в воспитании необходимых моральных и волевых качеств личности

Основным направлением в воспитании воли ребенка в школьной и домашней обстановке является организация волевого поведения. Только направленная деятельность может дать необходимый опыт в преодолении трудностей. Элементы волевого усилия нужно включить в учебную и трудовую деятельность, это задаст направленность на достижение поставленных задач не только личного, но и общественно-полезного характера.

Но нужно понимать, что 2-3-летний ребенок не способен в полной мере или даже частично осознать общественное значение собственных действий. И поэтому главенствующую роль в организации воспитания воли у детей такого возраста лежит на взрослых.

Это достигается путем формирования правильного режима, полезных привычек и поведенческих норм. У детей, воспитанных таким образом, в более позднем возрасте приходит осознание общественного значения этого жизненного уклада.

Наравне с прочими процессами, происходящими в психике, воля развивается не самостоятельно, а в совокупности с общим личностным ростом человека. Часто хорошо развитую волю можно наблюдать у творческих личностей, глубоко погруженных в какую-либо созидательную деятельность. Это логически вытекает из того, что увлечение каким-нибудь занятием всегда связано с регулярным трудом и само-собой способствует формированию выраженных волевых качеств, находящих отражение во всех жизненных сферах.

Рассматривая волю на личностном уровне, открывается возможность переосмысления воспитательных путей. В классическом подходе центральная роль отводится тренировке умения контролировать собственное поведение. В личностной парадигме воли основное место занимает забота о внутренних мотивах как об источнике жизненной энергии.

Для развития волевых качеств важно влияние трех факторов: воспитания, влияния родителей и значимых взрослых.

Выполнение требований родителей и есть по сути первый шаг развития воли, так как за этими требованиями стоят общественные нормы и потребности. И чем выше эти требования в рамках возможностей ребенка, тем более высоких результатов можно достичь. Еще Гете писал о том, что к людям нужно относиться как к идеалу и тогда они приблизятся к той высоте, на которую вы их вознесли.

Процесс развития и саморегуляции волевых качеств у детей тесно связан с ростом интеллектуальных способностей, а также с формированием личностной и мотивационной рефлексии. Это делает невозможным воспитание волевых качеств в отрыве от общего развития психики и становления характера. Если не учесть этот момент, то есть риск воспитать не волю и настойчивость, а их обратную сторону – ригидность и упрямство.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw