Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
второй год в школе
Главная > Блог > Второй год в школе: когда оставляют и что делать
29.07.2024
462
Время чтения: 13 минут

Второй год в школе: когда оставляют и что делать

О чем речь? Остаться на второй год в школе можно только из-за академических задолженностей, которые образуются либо после проваленных аттестаций (контрольных, экзаменов), либо из-за пропуска занятий по болезни или другим причинам.

На что обратить внимание? Оставить ребенка на второй год можно только с согласия родителей, если речь не идет о выпускных классах – 4, 9 или 11. Повторное обучение – крайняя мера, и школы предлагают разные способы погасить задолженности.

Из этого материала вы узнаете:
  1. Когда оставляют на второй год в школе
  2. Классы, в которых не оставляют на второй год
  3. Оставляют ли на второй год в школе детей с ОВЗ
  4. Плюсы и минусы второго года в школе
  5. Помощь второгодникам со стороны школы
  6. Часто задаваемые вопросы о втором годе в школе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Когда оставляют на второй год в школе

Для проверки знаний учащихся по различным предметам учителя организуют промежуточные аттестации. Они могут проводиться в форме контрольных работ, тестирования, диктантов, защиты проекта. Эти мероприятия позволяют оценить уровень знаний ученика.

Если учащийся получает двойку на промежуточной аттестации, это считается академической задолженностью. Пропуск занятий без уважительных причин тоже задолженность.

когда оставляют на второй год в школе

Двойку за промежуточную аттестацию по какому-либо предмету можно исправить путем пересдачи. В том, чтобы ученики успешно усвоили пройденный материал и переходили в следующий класс, заинтересованы не только ученики, но и учителя.

Вероятность того, что ребенок останется на второй год в школе, крайне мала, особенно в начальных классах, даже если он учится плохо. Образовательным учреждениям не выгодно оставлять учеников на повторное обучение, так как это может негативно сказаться на рейтинге и отразиться на финансовой составляющей. Поэтому учителя обычно стараются помочь отстающим ученикам улучшить знания: организовывают дополнительные уроки и консультации.

Если ученик не смог успешно пройти промежуточную аттестацию, то с согласия родителей ему могут предложить повторно изучить учебную программу. У него есть две возможности справиться с аттестацией.

По рекомендации комиссии ребенок может быть переведен на адаптированные образовательные программы или на индивидуальное обучение. Это регламентируется статьей 58 о промежуточной аттестации обучающихся.

Условный перевод в следующий класс позволяет ученику разобраться с академической задолженностью и избежать повторного обучения.

У ребенка есть возможность подготовиться к первой и второй повторной аттестации во время летних каникул. Если результаты по-прежнему неудовлетворительные, то он может быть отправлен на второй год: учеба может проходить либо в школе в предыдущем классе, либо индивидуально дома с преподавателями.

Классы, в которых не оставляют на второй год

Повторное обучение в школе, как правило, не приветствуется руководством. Но есть исключения.

Если ученик не прошел промежуточную аттестацию после 4, 9 или 11 классов, его по закону оставят на второй год в школе. В таких случаях разрешения родителей уже не спрашивают, поскольку эти классы являются заключительными в конкретном этапе обучения (получение начального, общего и среднего образования).

Согласно статье 66 закона «Об образовании в Российской Федерации», ученики, которые не освоили основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не могут перейти к обучению на следующих уровнях общего образования.

Ученик может остаться на второй год после 9 класса, если он не сдал ОГЭ. Однако это решение принимается по согласованию с родителями школьника, а также с учетом его мнения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

После этого ученик может повторно пройти обучение с посещением школы или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующей сдачей ОГЭ.

Оставляют ли на второй год в школе детей с ОВЗ

В статье 58 Закона «Об образовании» нет особых правил для проведения промежуточной аттестации учеников с ограниченными возможностями здоровья. Эти правила устанавливаются нормативным документом местной образовательной организации. Однако часть 9 этой статьи и другие нормы закона позволяют считать адаптированную общеобразовательную программу индивидуальным образовательным маршрутом ученика с особенностями.

Поэтому требования к промежуточной аттестации учеников с ограниченными возможностями могут отличаться от общих требований к ученикам, которые обучаются по основным общеобразовательным программам.

оставляют ли на второй год в школе детей с ОВЗ

Вопрос о том, оставлять ли детей с ограниченными возможностями здоровья на повторное обучение после промежуточной аттестации, должен решаться индивидуально. Нужно учитывать характер ограничений ученика и содержание адаптированной программы.

Например, если у ребенка сохранный интеллект, но есть нарушения опорно-двигательного аппарата, то его могут оставить на второй год в школе. Особенно если академическая задолженность возникла из-за того, что ученик долго не мог посещать школу или учиться дома было сложно.

Но некоторые адаптированные общеобразовательные программы вообще не предусматривают повторного обучения. Например, это касается программ для лиц с различными формами умственной отсталости. После их освоения ученик получает свидетельство об обучении. Этот документ не подтверждает, что ученик имеет основное общее и среднее общее образование (часть 13 статья 60 Закона).

Плюсы и минусы второго года в школе

Аргументы против повторного образования

Противники того, чтобы оставлять учеников на второй год в школе, считают, что переводить учащихся в следующий класс нужно независимо от результатов аттестации. По их мнению, повторное обучение не гарантирует более качественного освоения программы, а затраты не окупаются незначительным улучшением знаний при повторном изучении материала.

Аргументы за повторное обучение

Сторонники повторного обучения считают, что автоматическое перемещение всех учеников, включая тех, у кого есть двойки по нескольким предметам, в следующий класс приводит к снижению качества школьного образования и мотивации учеников. Они предполагают, что за отменой повторного обучения в российских школах последует отмена обязательной аттестации после 9 и 11 классов.

Исследование PISA демонстрирует, что доля 15-летних российских школьников, не достигающих базового уровня читательской грамотности, увеличилась с 16 % в 2015 году до 22 % в 2018. Каждый пятый подросток в России функционально неграмотен, то есть не может отвечать на вопросы по содержанию текста. Если школьники будут уверены, что их переведут в следующий класс и выдадут аттестат независимо от успеваемости, количество неграмотных молодых людей будет только увеличиваться.

Помощь второгодникам со стороны школы

Сохранение мотивации к учебе

Если у ученика еще есть интерес к обучению, нужно его поддерживать. Ни при каких обстоятельствах нельзя упрекать и стыдить ребенка за то, что он остался на второй год в школе.

Важно, чтобы ученик стремился догнать новых одноклассников, а они, в свою очередь, не отталкивали нового члена коллектива. В классе должна быть комфортная атмосфера как для второгодника, так и для других детей.

Можно создать здоровую конкуренцию с помощью различных заданий. За их выполнение ученики могут получать баллы, по которым составляется рейтинг достижений. Можно оценивать, например, сколько слов выучено за неделю или сколько слов в минуту читает ученик. Также можно проводить викторины, посвященные культуре англоговорящих стран.

В случае если ученик, оставшийся на второй год, срывает уроки, стоит провести беседу с другими детьми и попросить их не реагировать на провокации. Именно этого обидчик добивается своим поведением. Нужно переключить внимание детей на учебный процесс.

сохранение мотивации к учебе

Выявление слабых сторон

Можно поговорить с учителями, которые вели уроки у второгодника в предыдущем классе. Они могут подсказать, какие вопросы вызывали у ученика затруднения и привели к неудовлетворительной оценке по итогам года. Это поможет определить, на что стоит обратить внимание для улучшения успеваемости. Проведение тестирования по предмету даст более ясную картину.

Установление контакта с родителями

Если ученик остался на второй год в школе из-за проблем с дисциплиной и посещаемостью, которые повлияли на его оценки, важно установить контакт с родителями, чтобы улучшить ситуацию с посещаемостью. Необходимо приобщить родителей к сотрудничеству и контролировать посещаемость занятий вместе.

Проведение более увлекательных уроков

При изучении новой темы используйте больше демонстрационных материалов и приводите примеры из реальной жизни, с которыми ученики могут столкнуться в будущем. Разнообразьте задания на уроках и домашние задания, чтобы каждый ученик мог отработать новый учебный материал.

Школьнику, оставшемуся на второй год, может быть неинтересно выполнять те же задания, что и в прошлом году. Лучше предлагать ему задания из другого учебника или рассматривать тему урока с другой стороны. Если ученик хорошо усвоил какую-то тему в прошлом году, можно предложить ему выступить в роли наставника.

Научить учиться

Если ученику сложно дается процесс обучения, он долго выполняет задания, помогите ему и дайте алгоритм действий. Например, объясните, как лучше записывать информацию, как запоминать нужные сведения, как решать сложную задачу.

Поручить отличнику помочь отстающему

Если второгодник отстает в учебе, то не стоит создавать конкуренцию. Назначьте отличника ответственным за поддержку второгодника. Это создаст атмосферу взаимопомощи на уроке.

поручить отличнику помочь отстающему

Поощрять успехи

Если отстающий ученик успешно справляется с заданием, искренне хвалите его за это. Лучше делать это индивидуально, в личной беседе. Также стоит поговорить с родителями ученика. Это приободрит их и мотивирует.

Создать правильную обстановку в классе, где есть второгодник, бывает непросто. Но это необходимо для успеха не только отстающего ученика, но и всего класса.

Часто задаваемые вопросы о втором годе в школе

Можно ли перейти в другую школу с двойками по итогам года?

Да, можно, если другая школа готова принять ребенка. Государственные учебные заведения, которые не относятся к его месту жительства, имеют право отказать.

Перевод в другую школу с задолженностью не отменяет обязанности ее закрыть. Школа, которая приняла ребенка, в сентябре может зачислить его в класс только после того, как проведет аттестацию и поможет закрыть академическую задолженность за предыдущий год.

Можно ли опротестовать решение аттестационной комиссии?

Бывают такие ситуации, когда ученик и его родители не согласны с итоговой оценкой. В таком случае можно обратиться к директору школы с соответствующим заявлением. Но если по результатам аттестации было принято решение оставить ребенка на второй год в школе, писать заявление уже нельзя.

Может ли школа оставить ученика на второй год повторно?

В теории это разрешено, но на практике такое уже не случается. Если ученик не справляется с материалом обучения, учится на двойки, учителя будут искать выход совместно с родителями.

Второй год в школе платный или нет?

В России начальное, основное и среднее общее образование является бесплатным. В том числе и повторное обучение.

Не стоит слишком сильно расстраиваться, если ребенок не перешел в следующий класс. Такие известные личности, как Антон Чехов, Иван Бунин, Томас Манн, Рихард Вагнер, Уинстон Черчилль оставались на второй год в школе, но это не помешало им добиться больших успехов. Задача учителей и родителей – помочь школьнику преодолеть трудности в учебе. Помните, что решение оставить ребенка на второй год – это крайняя мера, которая применяется редко и только в исключительных случаях.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Минпросвещения РФ
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  3. Министерство науки и высшего образования РФ
  4. Институт развития стратегии образования
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw