Федеральная программа дошкольного образования-2023: содержание, цели, плюсы и минусы
Сохранить статью:
Что это? С 1 сентября 2023 года вся страна перешла на новый единый стандарт образования. Дошкольное развитие и воспитание детей должны стать ступенями, которые логично подводят к школьному обучению.
В чем отличие от старой? Новая Федеральная программа дошкольного образования 2023 года учитывает не только обучение детей, но и формирование духовных ценностей, патриотическое и эстетическое воспитание.
Что собой представляет Федеральная программа дошкольного образования 2023 года
В сентябре 2022 года были внесены изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направленные на создание в России единого образовательного пространства, учитывающие национальное многообразие и духовно-нравственные ценности всех жителей страны. Суть изменений заключается в том, чтобы дошкольники Калининграда, Казани, Москвы, Хабаровска и т. д. получали качественное и равноценное образование, ориентированное на культурные и национальные традиции.
В ноябре 2022 года была утверждена новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Она содержит основные требования к объему, содержанию и результатам работы детских дошкольных образовательных организаций, в том числе используемые для обучения и воспитания методики, количество времени, необходимое для проведения различных мероприятий, навыки, которые должны быть сформированы у ребят к определенному возрасту.
Новая ФОП ДО ориентирована на воспитание и развитие детей как граждан Российской Федерации, на их приобщение к культурным и духовным ценностям.
Приказ в отсканированном виде можно прочитать на сайте Министерства просвещения России, текстовая версия доступна, к примеру, в системе «Консультант+».
С основной информацией о ФОП ДО можно ознакомиться в презентации, подготовленной Минпросвещения РФ.
Изменения программы 2023 года
В 2013 году были выведены в действие федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность дошкольных образовательных организаций до сентября 2023 года.
В соответствии с ФГОС образовательные организации имели право самостоятельно выбирать программу дошкольного образования, а также создавать собственную, в которой допускалось внесение до 40 % изменений базовой версии. Благодаря этому было разработано 44 авторских версии дошкольного образования, наиболее известными из которых стали «Детский сад по системе Монтессори», «Золотой ключик», «Истоки».
В новой федеральной программе дошкольного образования 2023 года такая возможность сохранена: образовательная организация вправе вносить до 40 % изменений в базовую версию. Такой подход дает детским садам возможность делать акцент на национальных, региональных и других особенностях. Поправки должны соответствовать ФОП ДО в части содержания и желаемых результатов.
Хотя во многих аспектах новая программа дублирует ранее действовавшие федеральные стандарты, ее содержательный раздел заметно расширился. В нем прописаны основные подходы к дошкольному образованию и целевые ориентиры развития для разных возрастов.
Возрастные группы заменены на этапы в соответствии с годом рождения. Согласно ФГОС дошкольники делились на три возрастные группы:
- младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
- ранний возраст (1–3 года);
- дошкольный возраст (3–7 лет).
В новой программе предусмотрены нормативы для каждого года дошкольного возраста (год, два, три, четыре и т. д. до поступления в школу). По мнению специалистов, такой подход способствует более точной адаптации образовательного процесса к особенностям психики ребенка.
Также в новой федеральной программе дошкольного образования 2023 года конкретизированы нормативы и требования для каждого возраста в пяти образовательных областях:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Новая ФОП ДО прописывает задачи, методы диагностики, нормативы и результаты для каждой возрастной группы.
Программа дополнена списком литературы, музыки и мультфильмов, рекомендованных к просмотру и обсуждению с детьми. Самым маленьким предложены малые формы русского фольклора, народные сказки, детская поэзия и проза. Подобный подход способствует погружению ребенка в культурный и исторический мир своей страны, развитию кругозора.
5–7-летним детям рекомендованы к просмотру как старые советские мультфильмы («Мешок яблок», «Крошка Енот», «Маугли»), так и современные («Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе» режиссера Х. Миядзаки, мультипликационные сериалы «Смешарики», «Фиксики», «Монсики», «Оранжевая корова» и пр.).
Также программа рекомендует включать в план воспитательной работы основные государственные и народные праздники. Помимо общеизвестных (День защитника Отечества, День Победы и День государственного флага РФ), дошкольники узнают о таких датах, как День российского кино, Международный день художника, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
Задача воспитателей состоит в ознакомлении детей с историей праздников, рассказе о том, кому или чему они посвящены, проведении тематических мероприятий. К примеру, накануне Дня Победы можно делать бумажных журавлей, учить песни военных лет, проводить встречи с ветеранами.
на наши новости
500 000 пользователей!
Конкретизированы требования к работе с детьми с особыми образовательными потребностями: проведение индивидуальных и групповых занятий, создание инклюзивной среды. Коррекционно-развивающая работа проводится с дошкольниками, которым на основании медицинского заключения рекомендован индивидуальный план обучения, а также с детьми мигрантов, испытывающих сложности с пониманием русского языка.
В ФОП ДО прописаны требования к образовательному процессу и режиму дня (длительности занятий, сна, прогулок, свободной игры, перерывов на физическую активность, дневной суммарной образовательной нагрузки).
Основные цели ФОП ДО 2023 года
Федеральная образовательная программа дошкольного образования 2023 года направлена на разностороннее развитие детей и учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Она ориентирована на духовно-нравственные ценности российского народа, сохранение исторических и национально-культурных традиций.
Для достижения поставленных целей воспитатели должны выполнять определенные задачи, в числе которых:
- приобщение дошкольников к базовым ценностям российского народа, таким как жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм и др.;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья, забота об эмоциональном благополучии;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение уровня знаний родителей о воспитании, обучении и развитии, охране и укреплении здоровья детей.
В соответствии с новой ФОП ДО в основе работы детских садов лежат ориентиры и принципы, учитывающие ценности народов России и соответствующие возрасту дошкольников.
Федеральная программа дошкольного образования 2023 года предусматривает следующие направления воспитания:
Патриотическое
Строится на воспитании уважения и любви к стране, малой родине, формировании чувства принадлежности к своему народу.
Детям до 3 лет рассказывают о том, что такое Родина, учат проявлять любовь, привязанность и уважение к близким, формируют бережное отношение ко всему живому. С 6-летнего возраста начинают воспитывать чувство патриотизма, уважения к родной стране и представителям различных национальностей и культур, знакомят с гимном и Конституцией России.
Духовно-нравственное
В основе этого направления лежит воспитание таких качеств, как доброта, забота о других и т. д. Без этих знаний ребенок не сможет отличить правильное поведение от неправильного.
В трехлетнем возрасте детям расскажут о сочувствии и научат добрым делам. К окончанию детского сада у ребенка должно быть сформировано понимание хорошего и плохого, уважение к семейным традициям и общественным ценностям. Также он должен уметь принимать верные с точки зрения морали решения, при необходимости обращаться за советом к взрослым.
Социальное
Социальное воспитание призвано сформировать у воспитанников детских садов доброжелательное отношение к семье, окружающим, культуру поведения и навыки сотрудничества.
Многие трехлетние дети радуются похвале, обижаются на критику, испытывают интерес к другим детям, могут взаимодействовать с ними в игровой форме, не конфликтуя. Выпускники дошкольных образовательных учреждений умеют слушать и взаимодействовать как со сверстниками, так и с взрослыми, отвечать за свои действия, уважают различия между людьми, способны культурно общаться.
Познавательное
Цель познавательного воспитания заключается в формировании у ребенка ценности знаний, освоении целостной картины мира, развитии самостоятельности.
Трехлетние дети в большинстве своем активны и любознательны, интересуются всем происходящим вокруг них. В старшем дошкольном возрасте в воспитанниках формируют интерес к разным формам самовыражения, учат быть творческими личностями, активными и инициативными в играх, учебе и жизни в целом.
Физическое и оздоровительное
Согласно федеральной программе дошкольного образования 2023 года цель этого направления заключается в приобщении детей к здоровому образу жизни и формировании умения заботиться о себе, соблюдать правила безопасности.
В трехлетнем возрасте у малышей закладываются основы здорового образа жизни, они учатся выполнять физические упражнения, делать утреннюю гимнастику, соблюдать личную гигиену. Выпускники детского сада знают, как важна забота о своем здоровье, понимают значимость физической активности, любят подвижные игры и знакомы с различными видами спорта.
Трудовое
Цель трудового воспитания заключается в развитии чувства ответственности, формировании самостоятельности и желания трудиться на благо другим людям.
В соответствии с федеральной программой дошкольного образования 2023 года трехлетних детей учат поддержанию порядка, выполнению простых заданий, стремлению помогать окружающим. В 7 лет дети понимают важность труда для семьи и общества, уважают чужой труд.
Малыши осваивают простейшие навыки самообслуживания: учатся самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать игрушки и т. п. Детей среднего дошкольного возраста учат помогать воспитателям, например, поливать цветы в группе, накрывать столы для приема пищи, готовиться к занятиям.
В старшем дошкольном возрасте воспитанников учат заботиться о растениях, высаженных в теплицах на территории образовательной организации. В случае с овощными культурами детям поручается посадка семян, дальнейший уход, а затем и сбор урожая.
Эстетическое
Эстетическое воспитание направлено на развитие у детей чувства прекрасного, формирование художественного вкуса, обогащение мировоззрения через призму искусства и красоту мира вокруг.
В возрасте трех лет дети замечают красоту вокруг них, проявляют интерес к различным видам творчества. Старшие дошкольники находят прекрасное в искусстве, в повседневной жизни, в поступках окружающих.
Федеральная программа дошкольного образования 2023 года задает содержание и объемы работы с дошкольниками, желаемый результат. При этом она не ограничивает детские сады в выборе методик: презентации, интерактивные игры, практические занятия отлично дополняют привычные книги и игровые занятия.
Формированию и укреплению чувства патриотизма способствуют стихи о Родине, песни, посвященные Дню Победы, знакомство с интересными местами и достопримечательностями малой родины, участие в патриотических конкурсах и акциях.
В основу социального воспитания федеральная программа дошкольного образования 2023 года закладывает вежливое отношение к окружающим: как к детям, так и к взрослым. Дошкольников учат этому посредством игр, бесед, чтения книг и просмотра мультипликационных фильмов. Однако для достижения результата в первую очередь важен живой пример значимых взрослых (родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и т. д.).
Для формирования и развития любви к физической активности, интереса к здоровью как нельзя лучше подходят активные игры.
Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО
Новая федеральная программа дошкольного образования 2023 года обладает как достоинствами, так и определенными недостатками.
Начнем с положительных сторон:
- применение во всех дошкольных учреждениях от Владивостока до Калининграда общего стандарта позволяет всем детям получать одинаковое качественное образование;
- нацеленность на подготовку к школе означает, что в соответствии с новым стандартом на первый план выходят формирование и развитие у детей когнитивных и социальных умений и навыков самообслуживания;
- инклюзивность означает учет интересов и обеспечение равных возможностей для детей с особыми образовательными потребностями;
- новая федеральная программа дошкольного образования 2023 года большое значение придает сотрудничеству с родителями воспитанников, вовлечению их в образовательный процесс.
Но не обошлось и без недостатков, количество которых пока превышает число достоинств:
- возрастает учебная нагрузка на детей, что может привести к их переутомлению и стрессу;
- новая федеральная программа дошкольного образования 2023 года предполагает оценку достижений воспитанников, не принимая во внимание индивидуальный подход к детям, а также особенности частных детских садов, ориентированных на игровой подход к обучению и свободу творческого самовыражения;
- внедрение программы во всех образовательных учреждениях страны потребует существенных расходов на приобретение учебных материалов, оборудования, на доступ к образовательным ресурсам и пр.;
- для реализации федеральной программы дошкольного образования может потребоваться переобучение педагогов;
- программа предусматривает большое количество праздников (более 40 в год, 3-4 – в месяц), подготовка к ним ложится на воспитателей, увеличивая и без того немалую нагрузку; при этом не все перечисленные в ФОП ДО праздники соответствуют интересам детей;
- сокращается количество времени, отведенного для свободной игры, основное внимание уделяется образовательным занятиям и подготовке к школе.
Часто задаваемые вопросы о Федеральной программе дошкольного образования 2023 года
Отвечаем на популярные вопросы.
Почему убрали слово (основная образовательная программа)?
Терминология закреплена в законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Часть 3 ст. 12 относит к основным образовательным программам: «1) Основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования» … Следовательно, верное наименование программы – «Образовательная программа дошкольного образования».
Может ли методическое пособие быть частью формируемой образовательным учреждением ОП ДОО?
Допустимо вставлять в соответствующие разделы отсылки к методическим пособиям, из которых взяты те или иные методики, формы организации работы и т. д.
Как воспитателю составить программу на свою группу (к примеру, старшую)?
Образовательные программы разрабатываются для детского сада в целом, т. е. для всех возрастных групп, функционирующих в дошкольном образовательном учреждении.
С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Во многих вопросах она дублирует ранее действовавшие ФГОС, однако содержит более широкий перечень нормативов и ориентиров возможных достижений детей к определенному возрасту по пяти основным направлениям воспитания и развития. Также она дополнена списком рекомендуемых литературных и музыкальных произведений, мультфильмов, перечнем важных государственных и национальных праздников.
После внедрения федеральной программы дошкольного образования 2023 года дети всех регионов РФ будут получать равноценное и качественное образование с акцентом на воспитание детей гражданами России, что в итоге поможет лучше подготовить выпускников детских садов не только к поступлению в школу, но и к жизни в целом.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: