Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Цель программы ФОП, которую внедряют в 2023 году
Главная > Блог > Цель программы ФОП, которую внедряют в 2023 году
05.06.2023
18898
Время чтения: 14 минут

Цель программы ФОП, которую внедряют в 2023 году

Какая? Цель программы ФОП едина и понятна – облегчить труд педагогов, предоставив им готовый набор документов. Об этом говорили давно, и вот, наконец, это свершилось. В распоряжении сотрудников школ и детсадов – единые учебные планы, планы внеурочной работы, графики, календарные планы каникул и проч.

На что обратить внимание? Так как ФОП ввели несколько месяцев назад, закономерно возникает много вопросов. Некоторые не понимают разницы между ФОП и ФООП, ФОП и ФГОС, а также ФОП и ПООП. Пора расставить все точки над i.

Оглавление:
    1. Что собой представляет ФОП
    2. Зачем ввели программу ФОП
    3. Цель программы ФОП
    4. Состав программы ФОП
    5. Отличия ФОП от ПООП
    6. До и после внедрения ФОП на примере ДОУ
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Что собой представляет ФОП

Поправки к Закону об образовании (Федеральный закон от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ) уже подписаны Президентом РФ. Все школы страны обязуются ввести с 1 сентября 2023 года федеральные основные образовательные программы (ФООП). Кроме того, в документе зафиксирован единый стандарт качества для образовательных пособий.

Цель программы ФОП

ФОП для начального, основного и среднего образования утвержден приказами Министерства Просвещения от 16 ноября 2022 года № 992, № 993, от 23 ноября 2022 года № 1014. Эти документы вступили в силу со 2 января 2023 года, с 10 января 2023 года было предъявлено требование использовать ФАООП УО, которое закреплено в приказе Министерства Просвещения от 24 ноября 2022 года № 1026.

В отношении дошкольных образовательных учреждений действует ФОП ДО, который утвержден приказом Министерства Просвещения от 25 ноября 2022 года № 1028.

На основании пункта 3, статьи 4 Федерального закона от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ все образовательные учреждения должны привести свои программы в соответствие с ФОП не позднее 1 сентября 2023 года.

Соблюдать требования ФОП должны все учреждения, имеющие соответствующую аккредитацию в рамках образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

На законодательном уровне образовательным организациям разрешено не утверждать собственные учебно-методические документы, если учреждение использует ФОП. Обязательное применение федеральных образовательных программ касается следующих дисциплин:

  • «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» – для начальных классов.
  • «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» – для основного и среднего образования.

К образовательным программам, которые разрабатываются на базе учреждений, предъявляются требования к содержанию и планируемым результатам. Они должны быть не ниже тех показателей, которые зафиксированы в ФОП. В программах для основного и среднего образования можно пересмотреть нагрузку по часам, добавив время на углубленное изучение профильных предметов, забрав его у тех, по которым не нужно проходить аттестацию.

Для дошкольных образовательных учреждений не предусмотрено особых условий со стороны Закона «Об образовании». Тем менее, Министерством Просвещения было принято решение о необходимости применения ФОП ДО в качестве обязательной части ООП ДО.

Формируемая часть разрабатывается образовательным учреждением с учетом региональной специфики и потребностей подопечных. В отношении содержания и планируемых результатов ООП ДО предъявляется требование обеспечить уровень, не ниже прописанного в ФОП ДО.

Цель программы ФОП

Чтобы перейти на ФОП, образовательному учреждению придется провести примерно те же мероприятия, которые были выполнены для внедрения ФГОС-2021. Необходимо внести изменения в ООП, распределить нагрузку на преподавателей, не исключено, что потребуется корректировка локальных документов. Но здесь нет необходимости проводить оценку материальной базы и менять ее, так как требования ФОП соответствуют требованиям ФГОС.

Ответственные лица назначаются приказом. Этот же документ утверждает план перехода на ФОП.

Разница между ФОП и ФООП

ФОП и ФООП – это одинаковые по смыслу термины.

Закон об образовании предъявляет требование, чтобы разработка ООП проводилась на основании ФГОС и ФООП. Документ представляет определение ФООП в пункте 10.1 статьи 2 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 года. На законодательном уровне понятия ФОП нет.

Тем не менее, Министерство Просвещения утвердило ФОП в соответствии с правилами, которые зафиксированы для ФООП на основании Приказа Министерства Просвещения № 874 от 30 сентября 2022 года. Соответственно, ФОП можно использовать в качестве ФООП.

Не исключено, что Минпросвещения отказалось от утверждения ФООП по причине, что современные федеральные программы содержат не все компоненты, требуемые ФГОС для ООП. Также здесь стоит отметить, что в ФОП уточняется, что некоторые детали школы и детские сады должны определять, учитывая региональную специфику.

Следовательно, применение ФОП без разработки ООП невозможно, об этом говорится в части 6.4 статьи 12 Закона об образовании. На основании этого можно сделать вывод, что федеральная программа не должна считаться основной.

Зачем ввели программу ФОП

Прежде чем рассматривать цели программы ФОП, нужно разобраться, что представляет собой ООП. Итак, основная образовательная программа – это огромный документ, который состоит из нескольких тысяч страниц. Документация разрабатывается на уровне образовательного учреждения, за основу берется Примерная ООП, которая принята и одобрена Министерством образования или просвещения. После разработки документы размещаются на портале fgosreestr.ru.

Этот документ включал в себя практически всю нюансы, которые возможны в рамках образовательного процесса в определенном учреждении. Почему так важно их всех зафиксировать? Все просто: так положено по законодательству, работа с учениками должна проводиться в рамках утвержденной программы.

Изначально предполагалось, что все образовательные учреждения будут менять Примерную ООП в зависимости от потребностей школы. Но администрация ОУ физически не может справиться с таким объемом работы, поэтому подавляющее большинство образовательных организаций лишь заменяли некоторые пункты ООП своими, в том числе учебный план, воспитательные мероприятия и учебные программы. Получается, что тот потенциал, который надеялись получить управленцы, был минимальным.

Цель программы ФОП

Во все ООП нужно вставить рабочие программы для каждой учебной дисциплины, вариативность здесь очень формальная. Из-за этого многие учебные учреждения копируют и вставляют данные из Интернета, не проверив их даже на предмет грамотности, не то что на совершенство программы.

Ажиотаж сформировался вокруг того факта, что образовательному учреждению нужно составить собственную ООП для всех уровней образования. Следовательно, перед началом каждого учебного года нужно создать три документа, объем каждого из них порядка 2-3 тысяч страниц.

Так как на ФГОС перешли не все классы, количество задач удваивается. Кроме того, отдельные программы составляются для учеников с ОВЗ (на каждое заболевание), если на базе школы имеется система инклюзивного образования. Количество таких дополнительных программ может достигать 8-10.

Федеральные требования и так сильно размыты, но при этом добавляются еще и обязательные региональные рекомендации. Получается, что закон требует вариативности, но обеспечить ее образовательные учреждения не в силах. Кроме того, надо учитывать миграционные процессы, в которых вариативность плохо влияет на учеников школ.

Следовательно, разработка ФООП – это необходимость. Такие федеральные программы будут использовать все школы.

Цель программы ФОП

ФОП обязательны для всех образовательных учреждений как частных, так и государственных.

Цели

Рассмотрим цели программы ФОП:

  • Создать единое образовательное пространство в рамках всей страны.
  • Обеспечить единое содержание образовательного процесса.
  • Гарантировать отсутствие препятствий для школьников при переходе из одной школы в другую из-за разного уровня знаний.
  • Обеспечить идентичные и качественные возможности в рамках образования для учеников школ и воспитанников ДОУ.
  • Вернуть уважение к народным традициям и ценностям, минимизировать влияние субкультур.
  • Занять место среди 10 лучших стран по качеству образования.

Ценности

Программа ФОП дошкольного и школьного образования в 2024 году ставит перед собой цель вернуться к базовым народным ценностям, а именно:

  • Жизнь, достоинство, права и свободы гражданина.
  • Любовь к родине и гражданственность.
  • Нравственность.
  • Крепкая семья.
  • Созидательный труд.
  • Признание большей ценности духовности, нежели материального.
  • Гуманизм, милосердие, справедливость.
  • Уважение чужого мнения, поддержка, коллективизм.
  • Уважение к истории своего народа, преемственность поколений.
  • Единство народов родной страны.
  • Создание условий, в которых формируется уважительное отношение к окружающему миру, а также становление опыта действий, базирующегося на понимании ценностей.

Цель программы ФОП

Инструменты

Программа ФОП для дошкольников в детском саду в 2024 году подразумевает использование следующих главных инструментов:

  • Уклад.
  • Общности.
  • Среда.
  • События.

Под понятием «уклад» понимается определенный порядок, зафиксированный в дошкольном учреждении, который определяет мировосприятие, гармонизацию интересов совместной деятельности в рамках ДОУ.

Элементы

Каждое ДОУ определяет для себя следующие элементы уклада:

  • Цель и миссию.
  • Символику.
  • Традиции и ритуалы.
  • Главные правила.
  • Национальные, конфессиональные и региональные особенности.

Состав программы ФОП

ФОП предъявляет ряд требований к содержанию образовательной программы.

Состав программы ФОП

Кроме того, проект включает в себя ряд учебно-методических документов, а именно:

  • Федеральные учебные планы.
  • Федеральный план внеурочной деятельности.
  • Федеральный календарный учебный график.
  • Федеральный календарный план воспитательный работы.
  • Федеральная рабочая программа воспитания.
  • Федеральные рабочие программы предметов.
  • Программа формирования УУД.
  • Программа коррекционной работы.

Отличия ФОП от ПООП

Ниже расскажем, чем отличаются друг от друга примерная образовательная программа (ПООП) и новая федеральная образовательная программа (ФОП):

  1. ПООП – это рекомендации, на основании которых строится образовательная программа, ФОП имеет статус обязательной программы, которая закрепляется на законодательном уровне.
  2. ПООП включает в себя описание благоприятных условий для развития учеников, ФОП приводит конкретные задачи по разностороннему развитию подопечных, а именно обеспечение развития физических, личностных и нравственных качеств, привитие любви к Родине, развитие интеллектуальных способностей и талантов.
  3. ФОП включает в себя воспитательную и коррекционно-развивающую программу, чего нет в ПООП.
  4. Целевые ориентиры, зафиксированные в ПООП, не являются обязательными. В ФОП закреплены планируемые результаты освоения программы по возрастным категориям и раздел «Диагностика». То есть образовательное учреждение несет ответственность за то, как ученики усвоили учебную программу.
  5. Федеральная программа вводит младенческий возраст подопечных. Вероятно, в будущем в ДОУ будут созданы условия, позволяющие работать с шестимесячными детьми.
  6. Трудовое воспитание играет огромную роль. Стоит отметить, что в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» оно вписано золотыми буквами.

На основании статьи 28 Федерального закона З № 283 от 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации” за преподавателем сохраняется право самостоятельно выбирать технологии, способы и методы реализации.

До и после внедрения ФОП на примере ДОУ

Было Стало
ФГОС ДО – это фундамент, на основании которого разрабатываются ПООП ДО. ФГОС ДО – фундамент для разработки ФОП ДО.
Разработка образовательной программы и ее утверждение происходит в рамках ДО на основании настоящего ФГОС и ПООП. Разработка образовательной программы и ее утверждение происходит в рамках ДО на основании настоящего ФГОС и ФОП ДО
Цель программы – развить в ученике личность и способности в рамках разных видов деятельности и направлений развития и образования, создать мотивацию к учебе. Поставлена задача – развить психические и физические качества в рамках разных видов деятельности и направлений образования и воспитания.

Выше мы перечислили цели программы ФОП в ДОУ и школах, с которыми в обязательном порядке должны быть ознакомлены родители подопечных образовательных учреждений. Очевидно, что программа имеет множество достоинств, которые педагоги еще не успели оценить.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Федеральный институт педагогических измерений
  2. Минпросвещениф РФ
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
Оцените статью
Рейтинг: 4.5
( голосов 6 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw