ФОП ДО: плюсы и минусы
Сохранить статью:
О чем речь? ФОП ДО (Федеральная образовательная программа дошкольного образования) вступает в силу 1 сентября 2023 года. В ней утвержден базовый уровень требований к работе с детьми в детских садах.
На что обратить внимание? Многие педагоги не довольны не только необходимостью внедрения программы, но и ее содержанием, полагая, что в ней слишком много ограничений. Обо всех плюсах ФОП ДО, а также о правилах перехода – далее.
Содержание федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)
С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения будут работать по новым алгоритмам. Теперь ДОУ должны составлять образовательные программы с учетом ФОП ДО. Такое требование зафиксировано в приказе Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
ФОП ДО предусматривает базовый уровень требований, которые предъявляются в отношении объема, содержания и результатов работы с дошкольниками в ДОУ. Программа дает возможность реализации ряда главных функций дошкольного образования, а именно:
- Обучение и воспитание детей (подопечных ДОУ) как граждан РФ. Специалисты формируют основы гражданской и культурной идентичности ребенка. Содержание основ и применяемые средства зависят от возраста малыша.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования. Ориентиром здесь является приобщение воспитанников к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям русского народа. Важно, чтобы подопечные детского сада знали и уважали культуру и историю собственной семьи, города и страны.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до зачисления в школу. В рамках этой функции всем детям и их родителям (законным представителям) должны быть обеспечены идентичные по качеству условия ДО, независимо от того, где они проживают.
Реализация ФОП ДО дает возможность совместить образовательный и воспитательный процессы воедино на основе традиций и современных практик ДО. В рамках такой методики единый процесс подкрепляется большим количеством культурных ценностей.
ФОП и ФГОС ДО – это базы, на основании которых должны разрабатываться и утверждаться образовательные программы для детского сада с 01.09.2023 г.
В ФОП ДО зафиксирован обязательный объем образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО. Их доля должна составлять не менее 60 % от общего объема образовательной программы.
Основные задачи программы
Вопрос | Ответ |
Какая цель внедрения ФОП ДО? |
|
Что входит в ФОП ДО? | Учебно-методические документы:
В ФОП ДО приводится базовый объем и содержание ДО, а также планируемые результаты освоения образовательной программы, которых нужно достичь |
Что будет обязательным для всех детских садов? | Новая федеральная образовательная программа (ФОП ДО) зафиксировала объем, содержание, а также планируемые результаты обязательной части ДО. Выполнение этих требований возлагается на детские сады. Кроме того, с 1 сентября 2023 года обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания ФОП ДО, а также федеральный календарный план воспитательной работы |
Как будут применять ФОП ДО? | ДОУ будут разрабатывать образовательные программы на основании ФОП ДО. За образовательными учреждениями сохраняется право создания собственных программ, при этом их содержание и планируемые результаты должны быть выше или равны тем, что прописаны в ФОП |
ФГОС ДО и ФОП – это базы, на основании которых ДОУ разрабатывают и утверждают свои образовательные программы. Обязательная часть последних должна соответствовать федеральной образовательной программе, при ее оформлении делается ссылка на ФОП.
Почему не все педагоги довольны содержанием ФОП ДО
Министерство просвещения выступило с предложением унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования. Это не обошло стороной и ДО. В результате был принят Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Далее была сформирована рабочая группа по разработке ФОП, и уже 3.11.2022 проект ФОП представили к обсуждению. Специалисты много дискуссировали на тему будущего ДО в РФ. В обсуждениях принимали участие воспитатели, педагоги, заведующие ДОУ, методисты, психологи, а также ученые, специализирующиеся на дошкольном образовании.
Все они высказывали свои предположения и сомнения:
Несоответствие старым программам
Первые детские сады в России начали функционировать более века назад. За этот период в данной области образования произошло множество существенных изменений, но кое в чем замечена стабильность. Авторами образовательных программ всегда были ведущие эксперты – педагоги ДО и детские психологи. За базу программных документов принимались многолетние научные исследования, после разработки они тестировались в течение многих лет.
Пожалуй, наибольшую значимость из всех существовавших и успешно применяемых в ДОУ РФ имеет Типовая программа, которая разрабатывалась более 5 лет. Она была принята в 1984 году. Одним из ее авторов является основоположник детской психологии Александр Запорожец. Также большое значение имеет «Программа воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой. Обе программы послужили базой для создания большого количества современных комплексных проектов ДО.
на наши новости
500 000 пользователей!
Первые ФГОС были приняты еще в 2013 году, вследствие чего ДОУ были обязаны привести свои образовательные программы в соответствие с ними. Началась новая эпоха дошкольного образования в России, и стоит отметить, что с того времени произошло много положительных перемен. Сегодня Навигатор ОП ДО включает в себя 21 наименование. Многие из этих программных документов с успехом реализуются в дошкольных образовательных учреждениях.
Наибольшей популярностью среди них пользуются следующие: программа под редакцией Н. Вераксы «От рождения до школы», а также «Истоки», сформированная на базе тезисов А. Запорожца, и «Золотой ключик». Кроме того, следует выделить «Детский сад по системе Монтессори» и программу «ПРОдетей». Последняя базируется на культурно-историческом подходе к образованию, который разработан Л. Выготским.
Преимущество прошлых ФГОС заключалось в том, что за каждым ДОУ закреплялось право не только самостоятельно выбрать программу для своего учреждения, но и сформировать собственную на основе федеральных требований. При этом важно было сохранить баланс: 60 % программы – это база, прописанная на законодательном уровне, 40 % – изменения.
Следовательно, каждое образовательное учреждение могло использовать одну или две базовых программы, опираясь на потребности, и изменить их с учетом имеющихся ресурсов, кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.
Как сложится судьба этих программ после перехода на ФОП ДО, пока неизвестно.
Противоречия с ФГОС и СанПиН
Если подробно вчитываться в текст ФОП ДО, можно сделать вывод о том, что изложенные в документе требования – это компиляция ФГОС и Примерной рабочей программы воспитания, принятой не так давно. Последняя была разослана по дошкольным образовательным учреждениям, но так и не нашла своего применения.
Сегодня многих экспертов интересуют вопросы о том, для чего ФОП сделала такие очевидные реверансы в направлении ФГОС и какой все же документ имеет большую ценность – ФОП или ФГОС.
Новая ФОП ДО – это проект, в котором нет индивидуального подхода к каждому воспитаннику детского сада. Документ не содержит в себе требования учитывать, что все дети развиваются с разной скоростью. Хотя во ФГОС такие моменты присутствуют, и им уделяется достаточное внимание.
Также стоит отметить, что ФОП ДО сокращает временные интервалы, в течение которых подопечные должны «выполнить планы» по намеченным результатам. Последнее серьезно противоречит специфике дошкольного детства, которая четко зафиксирована во ФГОС.
Кроме того, при анализе ФОП ДО отмечено, что некоторые понятия встречаются в одной его части (образовательной), но при этом отсутствуют во второй (воспитательной). Отсюда можно сделать вывод, что между разделами ФОП ДО нет прослеживаемой связи. Также очевидно нарушение норм СанПиН, которые касаются времени сна дошкольников, а также периода, отведенного на свободную игру. Весь день расписан по минутам, и это лишь образовательные занятия.
Путаница понятий
В ФОП ДО упоминаются такие термины, как «воспитатель», «педагог», «педагогический работник», «взрослый», при этом в тексте отсутствуют определения для этих понятий. Возникает вопрос о том, подразумеваются ли здесь разные люди или это все-таки один и тот же человек. Если программой предусмотрено, что это кто-то один, создается еще одно недопонимание: не слишком ли много функционала для этого лица.
Если трактовать тексты таким образом, то получается, что воспитатель, он же педагог, занимается и развитием речи подопечных, и формированием у них вычислительных навыков, а также развивает таланты, осуществляет трудовое и патриотическое воспитание. На плечах специалиста лежат абсолютно все задачи, зафиксированные в ФОП ДО. Остается открытым вопрос: дошкольников нужно обучать, воспитывать или образовывать и сколько штатных единиц для этого необходимо привлечь.
Специалисты считают, что такую путаницу можно объяснить обширным заимствованием положений из Примерной рабочей программы воспитания, которая, между прочим, не была полноценно реализована именно из-за таких же непонятных моментов.
Отмена игровой деятельности
Любая возрастная категория ребенка характеризуется рядом задач, следовательно, и основная деятельность в каждом возрасте будет своя. По умолчанию ведущими для воспитанника детского сада являются игра и исследование. Однако в ФОП ДО не предусмотрены работы по этим направлениям.
Все, что связано с играми, нашло свое отражение в программе лишь там, где говорится о физкультуре или музыкальных инструментах. Если рассмотреть режим дня дошкольников, который предложен в Укладе ДО, то у ребят остается всего лишь 5 минут свободного времени в день, которые они могут потратить на игры.
Все остальное время запланировано на образовательную деятельность, которая не соответствует ведущей для возраста дошкольников, хотя «учет ведущей деятельности» фиксируется в ФОП как один из принципов программы.
Самый частый глагол, который используется для описания цели ФОП ДО – «учить». Здесь напрашивается вывод: если ранее ребенок воспринимался как личность и субъект воспитания и развития, то теперь отношение к нему меняется. Воспитанник детского сада становится объектом обучения.
Праздники не по возрасту
Календарный план воспитательной работы, включенный в ФОП ДО, обязывает ДОУ проводить от двух до пяти праздничных мероприятий ежемесячно. Вопрос: откуда у взрослых (педагогов, воспитателей) столько времени, чтобы подготовиться к празднику, который должен проводиться на основании возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей детей.
Эксперты, анализирующие программу, задались вопросом, как состыковать с этими качествами, допустим, празднование Дня сотрудника внутренних дел РФ.
Эксперты придерживаются мнения, что в дошкольном учреждении вполне достаточно трех праздников: Нового года, Дня Матери и выпускного. Остальное – это лишь развлечения для воспитанников.
Коррекционная программа без исполнителей
ФОП ДО включает в себя раздел о коррекционной программе. Это, конечно, очень хорошо, но в там не указано, кто будет воплощать ее на практике. В обсуждении приказа о переходе на ФОП ДО приняла участие Патимат Омарова, декан факультета специального (дефектологического) образования ДГПУ.
Специалист выразила мнение о том, что в программном документе должны быть зафиксированы не только мероприятия, но и ответственные за их проведение лица. К примеру, в Дагестане на более чем полторы тысячи школ приходится всего лишь 253 логопеда.
Более того, в штате ДОУ уже давно не числятся дефектологи и логопеды. Получается, что эту работу также должен выполнять воспитатель, у которого нет соответствующих компетенций, образования и времени.
Помимо этого, ФОП ДО не фиксирует требований к образованию педагогов в ДОУ, хотя этот момент имеет огромную важность. В настоящее время в детском саду могут работать преподаватели точных дисциплин, которые понятия не имеют о том, как нужно выстраивать работу с малышами, так как их квалификации для этого недостаточно. Также стоит отметить, что учителям неизвестно, что родители всегда правы и с маленькими детьми нужно быть приветливыми и улыбчивыми.
Итак, ФОП ДО содержит много противоречий, но дошкольные образовательные учреждения должны перейти на них до 1.09.2023 г. Поэтому специалистам ДОУ остается только лишь адаптироваться к новой реальности и учить своих воспитанников жить в ней.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: