Новый ФГОС 2022: изменения в работе педагога и школы
Сохранить статью:
О чем речь? В конце 2021 года был принят новый ФГОС, изменения которого начинают действовать с 2022-2023 учебного года. Это уже не первые правки в стандартах, до этого было еще два поколения, последние из которых действовали с 2010 года.
Что изменилось? Новый ФГОС считается эволюционным шагом, который не меняет ничего кардинально, но корректирует, уточняет и развивает принципы, заложенные в прошлых стандартах. Например, особое место уделяется цифровым технологиям в обучении, но это не единственные важные изменения.
Понятие и виды ФГОС
Под аббревиатурой ФГОС скрываются федеральные государственные образовательные стандарты — целый комплекс обязательных норм, касающихся образования на всех уровнях, включая детсады или краткосрочные профессиональные курсы.
ФГОС в сфере образования подобны ГОСТам в строительстве или, например, спортивным нормативам: это совокупность количественных и качественных критериев.
Соблюдение ФГОС является строго обязательным для учреждений основного общего образования (фактически, это закон для них). А вот организации, имеющие лишь лицензию на дополнительное образование, не обязаны их соблюдать.
Частных общеобразовательных учреждений ФГОС тоже касаются, поскольку они также подчиняются закону “Об образовании”, где прямо прописано право частного лица получить образование согласно ФГОС. Поэтому преподаётся в частных школах всё то же, что и в муниципальных. Отличаются лишь объём дополнительных услуг и методики.
Каждый уровень образования регламентируется собственным государственным стандартом:
- ФГОС для дошкольных учреждений,
- ФГОС для начальных общеобразовательных школ (с первого по четвёртый классы),
- для основного общего образования (для пятых-девятых классов),
- ФГОС для среднего общего образования (для 10 и 11 классов).
Общее количество ФГОС — 12. Кроме вышеперечисленных, это образовательные стандарты обучения лиц с ограниченными возможностями, нормы для ординатуры и магистратуры, бакалавриата. Чтобы подробно изучить их все, зайдите на сайт fgos.ru.
Поколения ФГОС для школ
Посмотрим, какие изменения претерпевали ФГОС до 2022 года — на протяжении всей своей недолгой истории.
- Первые ФГОС
Были утверждены в 2004 г. под названием “Государственные образовательные стандарты”. Первая редакция была излишне сфокусирована на знаниях, но не на способности их применять в жизни, за что подвергалась критике. Положительным результатом учёбы считалось усвоение знаний.
Эти нормы охватывали обязательный минимум учебных программ общеобразовательных школ и ключевые требования к учебному процессу. Документ нуждался в дальнейшей детализации, что и было проделано очень скоро.
- Вторые ФГОС
Второе поколение Госстандартов сменяло первое поэтапно: вначале, в 2009 г., для НОО, годом позже — для ООО, а в 2012 г. — для СОО. Акцент делался на результатах, развитии универсальных учебных умений (действий).
Если прежний ФГОС был ответом на вопрос о том, чему учить, то в новом появились и ответы, чем эти знания помогут в жизни, для чего они нужны. Различия между редакциями ФГОС и суть изменений мы оформили в виде таблицы, чтобы было нагляднее.
Критерий | ФГОС первого поколения | ФГОС второго поколения |
Знания |
Учитель передаёт знания ученику в готовом виде, ученику остаётся лишь записать |
Роль учащегося в усвоении, получении знаний — активная |
Обучение |
Система знаний самоценна, не зависит ни от чего |
Задания строятся так, чтобы раскрывать реальные проблемы, с которыми люди сталкиваются в жизни |
Взаимодействие в процессе учёбы |
Коммуникация “учитель -> ученик”, иерархическая |
Совместная работа учеников и учителя, нацеленная на получение знаний |
Сотрудничество |
Учитель — единоличный лидер |
Ученики влияют на методы обучения, содержание курса |
- Третьи ФГОС
В целом, версия 2021 г. является обновлением предыдущей. Какие-то моменты рассматриваются углублённо, какие-то перестают быть обязательными. Многие из норм этих ФГОС так или иначе проверялись на практике в школах либо обсуждались внутри преподавательского и родительского сообщества. В этой редакции ФГОС нет радикальных изменений. Те же, что есть, мы рассмотрим далее.
Принципы нового ФГОС
ФГОС 2021 г. для ООО и НОО не содержит методологических изменений в создании и реализации программ обучения обоих уровней. Образовательная деятельность по-прежнему основывается на системно-деятельностном подходе. Педагоги должны обеспечить такие условия, чтобы учащиеся сами проявляли инициативу в обучении.
Структура основных образовательных программ и способы сделать её более вариативной тоже остались прежними для НОО и ООО. Это, например, деление образовательной программы на две части — обязательную и ту, которая формируется совместными усилиями участников образовательных отношений; возможность создавать и воплощать в жизнь дифференцированные программы; возможность подготавливать и реализовывать индивидуальные учебные планы.
Не претерпела в 2021 г. изменений и структура критериев результатов выполнения основных образовательных программ. В неё по-прежнему входят группы требований к результатам — персональным, метапредметным, предметным. Новые ФГОС для ООО и НОО всё так же поддерживают проектную деятельность как способ достижения многостороннего образовательного результата.
Основные изменения нового ФГОС в 2022 году
- Ключевые отличия ФГОС 2022 г. от старых версий
Нынешняя редакция ФГОС наполнена обтекаемыми, абстрактными формулировками. Однако что касается требований ко всем предметам программы школ (в части овладения новыми навыками, получения тех или иных знаний), то тут, наоборот, стало больше конкретики. ФГОС акцентируют усилия преподавателей на том, как учащиеся будут применять знания на практике.
- Больше патриотизма в гуманитарных дисциплинах
Новые ФГОС намного сильнее пропитаны патриотическими установками, чем все предыдущие редакции документа. Особое внимание уделяется:
- исторической роли РФ, её месту в мире;
- территориальной целостности страны;
- устремлённости в будущее, существенному вкладу в науку.
Цель — сформировать у учеников образ России как значимого государства на международной арене.
- Новый подход к преподаванию обществознания и истории
В результате прохождения учебного курса истории школьник должен улавливать связи между различными событиями и историческими периодами, включая “сложные 1990-е гг.”, “возрождение страны в 2000-х гг.”, “воссоединение Крыма с Россией 2014 г.”.
Изменения в учебном плане по естествознанию в соответствии с новыми ФГОС заключаются в том, что огромное внимание уделяется традиционными для России духовно-нравственным ценностям, таким как семья, коллективизм, служение Родине, защита человеческой жизни и прав, созидательный труд. По окончании школы учащийся должен быть способен развёрнуто описать “международную политику сдерживания” в адрес РФ.
- Патриотичный ОБЖ
В новых ФГОС даже курс ОБЖ стал более патриотичным. Сегодня задачами этой учебной дисциплины считаются укрепление “чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества”, создание образа России как государства с особой ролью, призванного стоять на страже собственной и международной безопасности. А вот подробности быта, ритуалов служащих Вооруженных сил РФ и законы, касающиеся воинской обязанности и обороны страны, из курса были убраны.
- Новое направление — финансовая грамотность
Одной из важных новелл ФГОС 2022 г. является включение в школьную программу, начиная с самых младших классов, изучения финансовой грамотности, но не в рамках одного предмета, а как комплекса компонентов, добавленных в курсы географии, математики, окружающего мира, обществознания, информатики и т. д.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Уточнённые требования к курсам иностранных языков
Новые ФГОС обязывают школьника уметь поддерживать диалоги длиной до восьми реплик (с каждой стороны), придумывать монологи объёмом 10-12 предложений, писать небольшие тексты по 100-120 слов на изучаемом языке, разбирать на слух и понимать аутентичный текст длиной до двух минут.
- Второй иностранный язык
Начиная с сентября 2022 г., согласно изменениям в новых ФГОС, “Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий” станет нормой. Как же быть тем, кто в этом году идёт в пятый класс? Их родители могут написать заявление на имя директора школы с отказом изучать второй иностранный язык, если таково их решение.
- Основы духовно-нравственной культуры
ОДНКНР стал намного более светским в новой версии ФГОС. Образовательные стандарты до 2022 г. в качестве цели курса провозглашали воспитание в школьниках отношения к религии и вере, обществу, семье, нравственности как к истинным ценностям. Во вступающих в силу ФГОС формулировки более сдержанные: сформировать у детей “уважительное отношение к национальным и этническим особенностям, религиозным чувствам народов России”.
- Шахматы для младшеклассников
Изменения в ФГОС 2022 г. принесут ещё один новый предмет: во многих школах с 2022 г. появится третий урок физкультуры, но особенный — без спортивных занятий и с игрой в шахматы. Первоклассники проведут за этой игрой не менее 33 часов за учебный год, более старшие ученики — 34 часа.
Но это не станет повсеместным правилом: новые ФГОС не содержат информации о том, что шахматы станут обязательными в начальной школе. Однако большое внимание уделяется поддержанию хорошей физической и интеллектуальной формы (в том числе для того, чтобы выполнить ГТО).
Изменения нового ФГОС, касающиеся учителей
Сейчас рассматривается проект нового Профстандарта, и в нём заметно серьёзное влияние обновлённых ФГОС. Новые требования обязуют педагогов уметь использовать для работы с образовательным контентом цифровые сервисы.
Кроме того, учителя теперь должны:
- проходить курсы повышения квалификации в онлайн-формате;
- активно применять цифровой контент в ходе уроков;
- использовать интерактивный электронный контент при проведении практических, лабораторных работ (включая симуляторы, виртуальные лаборатории).
При этом преподаватели обязаны в рабочих программах обосновывать использование цифровых ресурсов. Учебные методики должны быть адаптированы к “цифре” — это одна из главных компетенций современного учителя.
Помимо информирования педагог обязуется воспитывать учащихся, прививая им практики безопасного поведения в мировой сети, этику общения, толерантность. Для этого он сам должен знать нормы цифровой безопасности и работы с информацией, придерживаться их.
Нет сомнений, что инновационные технологии делают учебный процесс более эффективным и приносят пользу всем его участникам: это и совершенствование педагогических методик, и целый спектр новых возможностей для учеников.
Цифровые компетенции учителя выходят на первый план. Многое, скорее всего, вы уже и так знаете, но никогда не вредно заполнить пробелы в собственном образовании, посоветоваться с коллегами, овладеть дополнительными навыками.
Уже сейчас вы можете:
- Прочесть новые ФГОС 2022 г., отметить изменения в нём, проверить себя — всё ли вы знаете и умеете.
- Подтянуть навыки работы с цифровыми сервисами (в частности, программные продукты от Google для создания презентаций) для оперирования учебным контентом.
- Найти для себя онлайн-курсы повышения квалификации.
- Подобрать цифровые материалы для уроков. Отберите те сайты, которым доверяете, пополните свою копилку материалов.
- Ознакомиться с инструментами, помогающими давать обратную связь и разрабатывать для каждого ученика индивидуальный план учёбы.
- Поискать цифровые ресурсы, которые будут полезны для достижения результатов обучения. Классифицировать их в виде приблизительного тематического плана на следующий год.
- Узнать побольше о том, как правильно работать с данными, соблюдать цифровую безопасность.
Сегодня от цифровых компетенций учителя зависит очень многое: и учебный процесс, и успешность учеников.
Эта статья была посвящена только новым положениям и изменениям ФГОС в 2022 г. Если вас интересуют полные тексты документов, обратитесь к официальным веб-ресурсам: сайту Министерства просвещения РФ и порталу правовой информации
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: