Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Пожарная безопасность в школе: нормы и требования
Главная > Блог > Пожарная безопасность в школе: нормы и требования
27.12.2022
2968
Время чтения: 17 минут

Пожарная безопасность в школе: нормы и требования

Почему важно? Пожарная безопасность в школе – категорически важный момент, за пренебрежение которым можно поплатиться не только штрафом, но и жизнью. Контроль за ней ведет лично МЧС.

Как должна быть организована? Для обеспечения пожарной безопасности в школе разработан комплекс специальных требований, призванных защитить детей от огня и последствий возгораний. Данные требования регламентируются законодательными актами и обязательны к соблюдению в учебном заведении. 

Особенности пожарной безопасности в школе

Школа – место, где помимо обучения детей в рамках школьной программы постоянно проходят разнообразные образовательные и спортивные мероприятия. Такие учреждения даже в небольших населенных пунктах каждый день принимают сотни учащихся.

Преподавательский состав и персонал исчисляется десятками. В больших учебным заведениях общее число учащихся и педагогов может доходить до нескольких тысяч. Возникновение пожара в школьном здании крайне опасно:

Пожарная безопасность

  • большое количество классных комнат и подсобных помещений затрудняет эвакуацию учащихся, преподавателей и персонала;
  • экстренная эвакуация дополнительно осложнена тем, что в силу возраста ученики могут растеряться и оказаться беспомощными;
  • в учебных заведениях крайне опасным может быть задымление здания, которое осложнит ориентацию детей в пространстве;
  • из-за невозможности стопроцентного контроля за каждым учеником, дети нередко сами совершают действия, приводящие к пожарам.

Пожарной безопасности в школах уделяется повышенное внимание уже на этапе проектирования зданий. Для снижения риска возникновения пожара предпочтение отдается безопасным планировочным и конструктивным решениям. Здания оборудуются системами противопожарной сигнализации и оповещения.

Тщательно прорабатывается порядок эвакуации. Строительство и отделочные работы ведутся с применением специально сертифицированных огнеупорных материалов и конструкций.

Не меньшую роль в обеспечении пожарной безопасности играют меры, ответственность за принятие которых лежит на руководстве учебных заведений. Сюда входит разработка соответствующей документации по пожарной безопасности в школе – инструкций, правил, планов эвакуации и т. п.

Необходимо следить за тем, чтобы для учеников планово проводились занятия по теории и практике пожаробезопасности, а преподаватели и персонал регулярно проходили обязательный для них инструктаж. Проведение соответствующих мероприятий и выполнение требований контролируется сотрудниками Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ответственные за обеспечение пожарной безопасности в школе

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возлагается на директора образовательного учреждения.

В статье 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в частности сказано:

— Руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственные за обеспечение пожарной безопасности в школе

Директор общеобразовательной школы обязан:

  • соблюдать правила пожарной безопасности в школе, следовать предписаниям, постановлениям и иным законным требованиям сотрудников Госпожнадзора;
  • разрабатывать и осуществлять соответствующие мероприятия;
  • проводить обучение сотрудников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, препятствовать их использованию не по прямому назначению;
  • оказывать содействие сотрудникам МЧС в ликвидации очагов возгорания, выяснении причин и условий их возникновения, а также в выявлении нарушителей правил пожарной безопасности, приведших к возникновению пожара;
  • обеспечивать сотрудникам соответствующих служб доступ на прилегающую территорию и в здание учебного заведения;
  • по требованию проверяющих предоставлять сведения и документацию по состоянию пожарной безопасности, произошедшим пожарам и их последствиям;
  • незамедлительное извещать соответствующие службы о возникновении пожара, неисправностях противопожарной системы.
  • содействовать деятельности добровольных пожарных команд.

Руководители учебных заведений могут назначать ответственных сотрудников для более эффективного решения вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Обычно в средних учебных заведениях эта роль отводится заместителю директора по административно-хозяйственной части. Деятельность ответственного за пожарную безопасность регулируется должностной инструкцией, разработанной для определения его обязанностей и прав.

Ответственные за обеспечение пожарной безопасности в школе

Ответственный за пожарную безопасность сотрудник, обязан:

  • организовывать для учеников, педагогов и персонала обучение правилам пожарной безопасности;
  • организовывать вводный инструктаж по пожарной безопасности в школе для новых сотрудников;
  • проводить противопожарный инструктаж на рабочих местах;
  • проводить анализ состояния пожарной безопасности в учебном заведении;
  • участвовать в выявлении возгораний и установлении размеров материального ущерба;
  • проводить осмотр территории школы, помещений, проходов и эвакуационных выходов;
  • оценивать состояние готовности первичных средств пожаротушения;
  • оформлять документацию по пожаробезопасности;
  • вести разъяснительную работу среди учащихся, преподавателей и персонала школы;
  • следить за соблюдением учительским составом и другими сотрудниками учебного заведения соответствующих нормативов и правил.

Руководители учебных заведений и назначенные ими ответственные за пожарную безопасность обязаны пройти обучение в специализированных учебных центрах по программе, содержащей так называемый пожарно-технический минимум.

Основные меры пожарной безопасности в школе

Для формирования пожарной безопасности среднего учебного заведения организуется комплекс обязательных мероприятий.

К таким мероприятиям относятся:

  1. Закупка, размещение, поддержание в исправном состоянии первичных средств пожаротушения:
    • огнетушителей;
    • пожарных кранов;
    • пожарного инвентаря (ломов, пожарных багров, крюков с деревянными рукоятками, приспособлений резки электропроводки, вил, лопат, емкостей для воды, ящиков для песка, ведер и ручных насосов);
    • покрывал для изоляции очага возгорания.
  2. Установка пожарной сигнализации.
  3. Установка систем, оповещающих о возгорании.
  4. Обеспечение работоспособности эвакуационных выходов.
  5. Установка информационных стендов.
  6. Размещение планов эвакуации.
  7. Обучение персонала и учащихся.
  8. Организация учений по эвакуации сотрудников и учащихся из здания учебного заведения.
  9. Оформление документации по противопожарным мероприятиям.

Организация обучения детей в рамках обеспечения пожарной безопасности в школе

В учебных заведениях обязательно проводятся занятия, цель которых заключается в том, чтобы обучить детей порядку действий при пожаре. В стенах школы на начальных этапах обучения необходимо осуществлять соответствующий инструктаж. Программа таких мероприятий при разработке должна учитывать особенности целевой аудитории. Информацию следует излагать в максимально доступной для учащихся форме.

Организация обучения детей в рамках обеспечения пожарной безопасности в школе

Для учащихся начальных классов занятия должны проходить в виде игры, чтобы малышам было легче воспринимать новую информацию. Для максимального усвоения полученных знаний малышам рекомендуется преподавать их через мультипликационные фильмы, увлекательные игры и книжки с яркими иллюстрациями.

Преподаватели должны обучить детей способам тушения очагов возгорания. Важно, чтобы ученики также научились самостоятельно спасаться от дыма и открытого огня.

Школьники должны усвоить и запомнить:

  • правила пользования электроприборами;
  • запрет на игру со спичками;
  • запрет на игры вблизи огня и раскаленных предметов;
  • запрет на разведение костров без присмотра старших.
  • запрет на сушку сырой одежды над пламенем костра или электронагревательными приборами;
  • необходимость незамедлительно сообщать взрослым об обнаружении возгорания лично или по телефону;
  • телефоны МЧС или службы спасения;

Ученики средних классов должны знать:

  • как правильно использовать первичные средства пожаротушения: пожарные краны и огнетушители;
  • как эксплуатировать электротехнику и приборы;
  • как помочь своим товарищам спастись при пожаре, и как спасаться самим;
  • в чем заключается опасность легковоспламеняющихся материалов.

Для детей этого возраста важна отработка на практике правильного поведения в случае пожара, включая эвакуацию из здания. Учащихся старших классов обучают по углубленной программе.

Организация обучения детей в рамках обеспечения пожарной безопасности в школе

Занятия проводят, акцентируя внимание на практических навыках. Старшеклассникам необходимо знать:

  • где в здании расположены огнетушители и как ими пользоваться;
  • как быстро эвакуироваться из здания при пожаре, пользуясь планами эвакуации и специальной навигацией;
  • как предотвращать возгорания и тушить открытое пламя;
  • какой должна быть реакция на возгорание;
  • как обесточивать электроприборы;
  • как оказывать первую медицинскую помощь при термических травмах и отравлении продуктами горения;
  • как оберегать младших от огня, в том числе, запрещая им играть со спичками;
  • как тушить пламя в разных случаях, к примеру, при возгорании электрических приборов под напряжением;
  • как оповестить о чрезвычайной ситуации соответствующие службы.

Правила поведения при пожаре в школе и проведение учений

Основные правила при появлении признаков возгорания:

  • необходимо сохранять спокойствие и не поддаваться панике;
  • следует быстро, но спокойно направиться к ближайшему эвакуационному выходу;
  • преподавателям необходимо убедиться, что все ученики эвакуировались из здания;
  • если имеются пострадавшие, необходимо немедленно поставить в известность руководство и оказать первую помощь.

Информация о порядке действий при пожаре размещается в специально устроенных уголках пожарной безопасности. Учитель по учебной тревоге должен:

Правила поведения при пожаре в школе

  • вывести учеников из класса;
  • взять из класса только классный журнал, все остальное, в том числе личные вещи, рюкзаки и сумки следует оставить в классной комнате;
  • определить оптимальный маршрут эвакуации из здания;
  • раздать детям индивидуальные средства защиты;
  • пресечь попытки учащихся потушить пламя самостоятельно;
  • выведя детей из здания и отведя их на безопасное расстояние, следует проверить состав учеников по списку;
  • доложить директору школы о результатах проверки.

В статье сформулирована основная информация, которую ученикам следует усвоить в ходе обучения. Важно понимать – чтобы обеспечить полноценную безопасность, недостаточно просто заучить каждый пункт – важно привить детям соответствующие навыки поведения при возникновении возгорания и задымления в здании. Преподаватели и родители должны приложить усилия, чтобы научить детей правильно использовать полученные знания, если в школе начнется пожар.

Детей нужно обучить и воспитать, привив им практические навыки поведения при возникновении пожара в здании учебного заведения. Важно, чтобы они понимали, что и в каком порядке необходимо делать, а чего делать категорически не следует.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  3. Портал учителя РФ
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw