Пожарная безопасность в школе: нормы и требования
Сохранить статью:
Почему важно? Пожарная безопасность в школе – категорически важный момент, за пренебрежение которым можно поплатиться не только штрафом, но и жизнью. Контроль за ней ведет лично МЧС.
Как должна быть организована? Для обеспечения пожарной безопасности в школе разработан комплекс специальных требований, призванных защитить детей от огня и последствий возгораний. Данные требования регламентируются законодательными актами и обязательны к соблюдению в учебном заведении.
Особенности пожарной безопасности в школе
Школа – место, где помимо обучения детей в рамках школьной программы постоянно проходят разнообразные образовательные и спортивные мероприятия. Такие учреждения даже в небольших населенных пунктах каждый день принимают сотни учащихся.
Преподавательский состав и персонал исчисляется десятками. В больших учебным заведениях общее число учащихся и педагогов может доходить до нескольких тысяч. Возникновение пожара в школьном здании крайне опасно:
- большое количество классных комнат и подсобных помещений затрудняет эвакуацию учащихся, преподавателей и персонала;
- экстренная эвакуация дополнительно осложнена тем, что в силу возраста ученики могут растеряться и оказаться беспомощными;
- в учебных заведениях крайне опасным может быть задымление здания, которое осложнит ориентацию детей в пространстве;
- из-за невозможности стопроцентного контроля за каждым учеником, дети нередко сами совершают действия, приводящие к пожарам.
Пожарной безопасности в школах уделяется повышенное внимание уже на этапе проектирования зданий. Для снижения риска возникновения пожара предпочтение отдается безопасным планировочным и конструктивным решениям. Здания оборудуются системами противопожарной сигнализации и оповещения.
Тщательно прорабатывается порядок эвакуации. Строительство и отделочные работы ведутся с применением специально сертифицированных огнеупорных материалов и конструкций.
Не меньшую роль в обеспечении пожарной безопасности играют меры, ответственность за принятие которых лежит на руководстве учебных заведений. Сюда входит разработка соответствующей документации по пожарной безопасности в школе – инструкций, правил, планов эвакуации и т. п.
Необходимо следить за тем, чтобы для учеников планово проводились занятия по теории и практике пожаробезопасности, а преподаватели и персонал регулярно проходили обязательный для них инструктаж. Проведение соответствующих мероприятий и выполнение требований контролируется сотрудниками Государственной противопожарной службы МЧС России.
Ответственные за обеспечение пожарной безопасности в школе
Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возлагается на директора образовательного учреждения.
В статье 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в частности сказано:
— Руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Директор общеобразовательной школы обязан:
- соблюдать правила пожарной безопасности в школе, следовать предписаниям, постановлениям и иным законным требованиям сотрудников Госпожнадзора;
- разрабатывать и осуществлять соответствующие мероприятия;
- проводить обучение сотрудников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, препятствовать их использованию не по прямому назначению;
- оказывать содействие сотрудникам МЧС в ликвидации очагов возгорания, выяснении причин и условий их возникновения, а также в выявлении нарушителей правил пожарной безопасности, приведших к возникновению пожара;
- обеспечивать сотрудникам соответствующих служб доступ на прилегающую территорию и в здание учебного заведения;
на наши новости
500 000 пользователей!
- по требованию проверяющих предоставлять сведения и документацию по состоянию пожарной безопасности, произошедшим пожарам и их последствиям;
- незамедлительное извещать соответствующие службы о возникновении пожара, неисправностях противопожарной системы.
- содействовать деятельности добровольных пожарных команд.
Руководители учебных заведений могут назначать ответственных сотрудников для более эффективного решения вопросов, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Обычно в средних учебных заведениях эта роль отводится заместителю директора по административно-хозяйственной части. Деятельность ответственного за пожарную безопасность регулируется должностной инструкцией, разработанной для определения его обязанностей и прав.
Ответственный за пожарную безопасность сотрудник, обязан:
- организовывать для учеников, педагогов и персонала обучение правилам пожарной безопасности;
- организовывать вводный инструктаж по пожарной безопасности в школе для новых сотрудников;
- проводить противопожарный инструктаж на рабочих местах;
- проводить анализ состояния пожарной безопасности в учебном заведении;
- участвовать в выявлении возгораний и установлении размеров материального ущерба;
- проводить осмотр территории школы, помещений, проходов и эвакуационных выходов;
- оценивать состояние готовности первичных средств пожаротушения;
- оформлять документацию по пожаробезопасности;
- вести разъяснительную работу среди учащихся, преподавателей и персонала школы;
- следить за соблюдением учительским составом и другими сотрудниками учебного заведения соответствующих нормативов и правил.
Руководители учебных заведений и назначенные ими ответственные за пожарную безопасность обязаны пройти обучение в специализированных учебных центрах по программе, содержащей так называемый пожарно-технический минимум.
Основные меры пожарной безопасности в школе
Для формирования пожарной безопасности среднего учебного заведения организуется комплекс обязательных мероприятий.
К таким мероприятиям относятся:
- Закупка, размещение, поддержание в исправном состоянии первичных средств пожаротушения:
- огнетушителей;
- пожарных кранов;
- пожарного инвентаря (ломов, пожарных багров, крюков с деревянными рукоятками, приспособлений резки электропроводки, вил, лопат, емкостей для воды, ящиков для песка, ведер и ручных насосов);
- покрывал для изоляции очага возгорания.
- Установка пожарной сигнализации.
- Установка систем, оповещающих о возгорании.
- Обеспечение работоспособности эвакуационных выходов.
- Установка информационных стендов.
- Размещение планов эвакуации.
- Обучение персонала и учащихся.
- Организация учений по эвакуации сотрудников и учащихся из здания учебного заведения.
- Оформление документации по противопожарным мероприятиям.
Организация обучения детей в рамках обеспечения пожарной безопасности в школе
В учебных заведениях обязательно проводятся занятия, цель которых заключается в том, чтобы обучить детей порядку действий при пожаре. В стенах школы на начальных этапах обучения необходимо осуществлять соответствующий инструктаж. Программа таких мероприятий при разработке должна учитывать особенности целевой аудитории. Информацию следует излагать в максимально доступной для учащихся форме.
Для учащихся начальных классов занятия должны проходить в виде игры, чтобы малышам было легче воспринимать новую информацию. Для максимального усвоения полученных знаний малышам рекомендуется преподавать их через мультипликационные фильмы, увлекательные игры и книжки с яркими иллюстрациями.
Преподаватели должны обучить детей способам тушения очагов возгорания. Важно, чтобы ученики также научились самостоятельно спасаться от дыма и открытого огня.
Школьники должны усвоить и запомнить:
- правила пользования электроприборами;
- запрет на игру со спичками;
- запрет на игры вблизи огня и раскаленных предметов;
- запрет на разведение костров без присмотра старших.
- запрет на сушку сырой одежды над пламенем костра или электронагревательными приборами;
- необходимость незамедлительно сообщать взрослым об обнаружении возгорания лично или по телефону;
- телефоны МЧС или службы спасения;
Ученики средних классов должны знать:
- как правильно использовать первичные средства пожаротушения: пожарные краны и огнетушители;
- как эксплуатировать электротехнику и приборы;
- как помочь своим товарищам спастись при пожаре, и как спасаться самим;
- в чем заключается опасность легковоспламеняющихся материалов.
Для детей этого возраста важна отработка на практике правильного поведения в случае пожара, включая эвакуацию из здания. Учащихся старших классов обучают по углубленной программе.
Занятия проводят, акцентируя внимание на практических навыках. Старшеклассникам необходимо знать:
- где в здании расположены огнетушители и как ими пользоваться;
- как быстро эвакуироваться из здания при пожаре, пользуясь планами эвакуации и специальной навигацией;
- как предотвращать возгорания и тушить открытое пламя;
- какой должна быть реакция на возгорание;
- как обесточивать электроприборы;
- как оказывать первую медицинскую помощь при термических травмах и отравлении продуктами горения;
- как оберегать младших от огня, в том числе, запрещая им играть со спичками;
- как тушить пламя в разных случаях, к примеру, при возгорании электрических приборов под напряжением;
- как оповестить о чрезвычайной ситуации соответствующие службы.
Правила поведения при пожаре в школе и проведение учений
Основные правила при появлении признаков возгорания:
- необходимо сохранять спокойствие и не поддаваться панике;
- следует быстро, но спокойно направиться к ближайшему эвакуационному выходу;
- преподавателям необходимо убедиться, что все ученики эвакуировались из здания;
- если имеются пострадавшие, необходимо немедленно поставить в известность руководство и оказать первую помощь.
Информация о порядке действий при пожаре размещается в специально устроенных уголках пожарной безопасности. Учитель по учебной тревоге должен:
- вывести учеников из класса;
- взять из класса только классный журнал, все остальное, в том числе личные вещи, рюкзаки и сумки следует оставить в классной комнате;
- определить оптимальный маршрут эвакуации из здания;
- раздать детям индивидуальные средства защиты;
- пресечь попытки учащихся потушить пламя самостоятельно;
- выведя детей из здания и отведя их на безопасное расстояние, следует проверить состав учеников по списку;
- доложить директору школы о результатах проверки.
В статье сформулирована основная информация, которую ученикам следует усвоить в ходе обучения. Важно понимать – чтобы обеспечить полноценную безопасность, недостаточно просто заучить каждый пункт – важно привить детям соответствующие навыки поведения при возникновении возгорания и задымления в здании. Преподаватели и родители должны приложить усилия, чтобы научить детей правильно использовать полученные знания, если в школе начнется пожар.
Детей нужно обучить и воспитать, привив им практические навыки поведения при возникновении пожара в здании учебного заведения. Важно, чтобы они понимали, что и в каком порядке необходимо делать, а чего делать категорически не следует.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: