Программа ФАОП: инновационный подход к развитию педагогических навыков
Сохранить статью:
Что это? Программа ФАОП (Федеральная адаптированная образовательная программа) предлагает новый подход к профессиональному развитию педагогических работников. Она ориентирована на повышение квалификации.
На что обратить внимание? По программе ФАОП возможен обмен опытом и взаимодействие с коллегами из других регионов и школ для развития профессионального сообщества. Результатом становится рост навыков и потенциала педагогов не в ущерб качеству образования и успеху учеников.
Что собой представляет новая программа ФАОП
С 1 сентября 2023 года образовательные учреждения начнут обучать детей по новой Федеральной адаптированной образовательной программе (ФАОП), которая утверждена Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Главной целью ФАОП является обеспечение специальных образовательных условий, которые определены общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
ФАОП – это документ, который регламентирует образовательную деятельность организаций, самостоятельно разрабатывающих и утверждающих адаптированные образовательные программы, предназначенные для обучения детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ОВЗ. Образовательная программа по ФАОП ориентирована на обучение детей, имеющих:
- задержку психического развития (ЗПР);
- интеллектуальные нарушения и умственную отсталость;
- тяжелые речевые нарушения;
- расстройства аутистического спектра;
- нарушения слуха – слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, глухих;
- нарушения зрения – слабовидящих, с амблиопией и косоглазием, слепых;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- тяжелые множественные нарушения развития.
ФАОП вводится в обязательном порядке с 1 сентября 2023 г. для воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), реализующих образовательные программы дошкольного образования и обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) образовательных организаций, реализующих образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В 2023/24 учебном году, до вступления в силу изменений 2022 года, допускается обучение учащихся 11 классов по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования.
Программа ФАОП на 2023 год для дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).
Основные разделы программы ФАОП
Программа ФАОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного, организационного.
Целевой раздел ФАОП содержит пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров. Здесь же указываются цели и задачи, принципы и подходы к разработке данной программы.
Содержательный раздел ФАОП включает в себя описание образовательной деятельности по пяти областям развития:
- речевого;
- познавательного;
- социально-коммуникативного;
- художественно-эстетического;
- физического.
Помимо этого, в содержательном раздел программы ФАОП описываются формы, методы, способы и средствах реализации программы, которые отражают все компоненты образовательной среды:
- предметно-пространственный развивающий;
- систему отношений ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру;
- характер взаимоотношений с другими детьми;
- характер взаимодействия с педагогами;
- программу коррекционно-развивающей работы – содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития.
Организационный раздел ФАОП состоит из описания психолого-педагогических условий, посредством которых обеспечивается развитие ребенка той или иной нозологической категории, особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, федерального календарного плана воспитательной работы с перечнем различных праздничных и памятных дат (государственных и народных).
Реализация программы ФАОП
Порядок разработки, обновления, приведения и реализации ФАОП в соответствии с методическими рекомендациями.
- В образовательной организации создается рабочая группа по разработке или обновлению АООП.
- Проводится анализ общих подходов к формированию АООП с обязательной опорой на ФГОС и ФАОП.
- Выполняется разработка полного содержания, а именно всех разделов программы ФАОП (целевого, организационного, содержательного) по конкретной нозологической группе для 1-х дополнительных, 1-х, 5-х, 10-х классов. Составляются планы внеурочной работы, коррекционно-развивающих курсов, а также расписание всех занятий.
- Осуществляется обновление содержания всех разделов (целевого, организационного, содержательного) программы по каждой нозологической группе для 2-4-х и 6-8-х классов. Также обновляются названия, проводится перераспределение часов.
- Приводятся в соответствие все разделы программы (целевой, организационный, содержательный) по определенной нозологической группе для 9-х и 11-х классов. Государственная итоговая аттестация (ГИА). Соответствие названия предмета в аттестате или свидетельстве об обучении.
- Проверить соответствие разработанной или уже имеющейся программы ФАОП с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Обновить содержание
2-4-6-8-й класс |
Привести в соответствие
9-11-й класс |
Полное соответствие – наименование не изменяется. | |
Выполняется замена «старых» названий предметов на «новые» в учебном плане, рабочей программе. В «Изменениях и дополнениях…» следует указать обновленное название учебного предмета или коррекционного курса и т.д.
|
Указать «обобщенное наименование» учебного предмета и сумму часов в аттестате или свидетельстве об обучении с опорой на название предметной области.
|
Реализация любого варианта программы ФАОП на уровне образовательной организации требует использования федеральной рабочей программы по следующим предметам: русскому языку, литературе, географии, ОБЖ, истории, обществознанию.
Особенности программы ФАОП для детей с ОВЗ
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью), глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) есть особые образовательные потребности.
на наши новости
500 000 пользователей!
К особенностям программы ФАОП для детей с ОВЗ относятся:
- введение пропедевтического периода обучения, направленного на пробуждение у детей интереса к учебе, обеспечивающего преемственность между этапами дошкольного и школьного образования;
- основной упор делается на формирование и развитие познавательных процессов и учебной деятельности, овладение различными способами, формами и средствами коммуникации, способствующими установлению успешных социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
- включение в программу специальных учебных предметов и коррекционно-развивающих курсов, которые способствуют целенаправленному формированию представлений о природных и социальных составляющих окружающего мира, развитию навыков и умений социально-бытовой ориентировки;
- раскрытие, развитие интересов и способностей учащихся в различных видах практической и творческой деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и характерных нарушений;
- психологическое сопровождение, направленное на повышение контактности и улучшение взаимодействия обучающегося с другими школьниками и педагогами;
- возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- психолого-педагогическое сопровождение, способствующее эффективному взаимодействию семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства с выходом за пределы учреждения образования.
Требования к разработке и содержанию программы коррекционной работы согласно ФАОП
Программа коррекционной работы (ПКР) разрабатывается согласно ФАОП и включает в себя:
- План диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, относящихся к конкретной нозологической группе (например, слепых обучающихся) и освоение ими адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО).
- Описание условий и методов обучения и воспитания обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей; особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; при необходимости специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов, специализированных компьютерных программ, технических средств обучения.
- Описание основного содержания рабочих программ коррекционно-развивающих курсов.
- Список дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии).
- Планируемые результаты коррекционной работы с указанием критериев ее оценки.
Любая программа коррекционной работы (ПКР) вариативна по форме и содержанию, так как ориентирована: на особые образовательные потребности обучающихся, характер имеющихся у них затруднений, особенности социальной адаптации школьников, региональную специфику, направленность коррекционно-образовательного процесса в образовательном учреждении.
Для реализации ПКР, разработанной согласно программе образования и воспитания ФАОП, требуется создание специальных условий, с обязательным учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося.
Индивидуальный подход и дифференцированное психолого-педагогическое сопровождение способствуют созданию комфортной образовательной среды, способствующей личностному развитию, выявлению интересов и возможностей детей с ОВЗ.
Основная цель программы коррекционной работы (ПКР) – организация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих занятий, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся в процессе освоения АООП ООО.
Реализация коррекционно-развивающих курсов и дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при необходимости, согласно «Плана коррекционно-развивающей работы») осуществляется за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю.
ПКР может дополнять различные формы образования, включая обучение на дому и применение дистанционных технологий. Объем коррекционно-развивающей работы, ее направления и содержание должны соответствовать заключению ППк и ПМПК. Степень включенности в ПКР необходимых специалистов определяется самостоятельно образовательным учреждением.
При реализации ПКР согласно программе ФАОП осуществляется комплексный подход. Механизмом, обеспечивающим системность и оптимальное взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса, является психолого-педагогический консилиум образовательной организации.
Программа коррекционной работы реализуется в течение всего периода обучения в школе наряду с программой образования и воспитания ФАОП и содержит следующие разделы:
- Цели, задачи и принципы построения ПКР.
- Перечень и содержание направлений коррекционной работы.
- Механизмы реализации программы.
- Условия реализации программы.
- Планируемые результаты реализации и критерии их оценки.
Структура рабочих программ коррекционно-развивающих курсов:
- Пояснительная записка:
- общая характеристика коррекционно-развивающего (КР) курса;
- цели КР курса;
- место данного КР курса в учебном плане;
- Основная направленность программы КР курса;
- Планируемые результаты освоения КР курса;
- Содержание коррекционно-развивающего курса (по классам или нозологическим группам);
- Планируемые результаты обучения;
- Календарно-тематическое планирование (КТП);
- Мониторинг достижения планируемых результатов (критерии оценки, периодичность контроля).
Часто задаваемые вопросы о программе ФАОП
Отвечаем на популярные вопросы.
Когда планируется переход образовательных организаций на ФАОП?
С 1 сентября 2023 года все образовательные организации должны перейти на ФАОП, поэтому до сентября 2023 года основные образовательные программы во всех учреждениях образования должны быть приведены в соответствие.
Что станет обязательным для всех образовательных организаций?
Программа ФАОП устанавливает объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы. Также обязательным для исполнения станет федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы, конкретизирующий ФРПП.
В чем выражается разница между ФОП, ФАОП и АОП?
Если в аббревиатуре мы видим букву «Ф», которая указывает на общегосударственную федеральную программу, разработанную Минобрнауки России, а не самостоятельно образовательной организацией (ОО).
ФОП — федеральная образовательная программа, разработанная для ОО.
ФАОП — федеральная адаптированная образовательная программа, предназначенная для детей с ОВЗ.
На основе нормативных документов от Минобрнауки РФ в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) разрабатывается:
- ОП – образовательная программа ДОУ;
- АОП – адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ.
При реализации образовательной программы по ФАОП для детей с ОВЗ важно учитывать, что ее эффективность зависит от многих факторов и требует дополнительных ресурсов: создания особых условий, специальной подготовки педагогических работников, всесторонней гарантированной поддержки со стороны государственных органов.
Развитие инклюзивного образования – это сложный и длительный процесс, который требует определенных усилий и знания потребностей всех участников образовательных отношений.
Разработка и реализация специальных адаптивных программам способствует расширению возможностей обучения каждого ребенка с ОВЗ, его интеллектуальному и личностному развитию, раскрытию потенциала с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: