Проверки Минобразования: нормативные акты и права учебного заведения
Сохранить статью:
Зачем нужны? Проверки Минобразования необходимы для выявления нарушений в соответствующей сфере деятельности. Они могут как в общем оценивать соответствие работы учреждения принятым нормам, так и быть реакцией на какие-либо нарушения.
На что обратить внимание? В 2021 году требования к проверкам поменялись, и инспекторы стали запрашивать больше документов. Чтобы не получать замечания, учебное заведение должно подготовиться к визиту должным образом и при этом четко знать свои права и обязанности.
Виды проверок Минобразования
Проводимые в соответствии с планом
О них образовательное учреждение узнаёт заранее. Информация о таких проверках Минобразования становится известна из доступного на сайте плана работы. Что при этом интересует проверяющих? Соблюдение общих требований к ведению образовательной деятельности, соответствие проводимых мероприятий муниципальным правовым актам и любым регламентирующим документам.
Руководители ОУ из ежегодного плана узнают даты всех предстоящих проверок. Иногда точную дату не сообщают, но обозначен временной промежуток, когда в учреждение придут проверяющие. Также в план вносят цели проверок, основания для их проведения.
Периодичность проверок сейчас может быть неодинаковой для похожих учреждений, если они относятся к разным категориям риска: высокого, среднего или низкого. Речь идёт о риске причинения ущерба своей деятельностью.
Установлены критерии, по которым присваиваются категории. Контрольный орган руководствуется Приложением 1 Постановления Правительства № 997 от 25.06.2021.
Если категория установлена ошибочно, можно обратиться в контрольный орган. Подайте все нужные сведения для подтверждения ошибки. Документы проверят, и категория будет пересмотрена в течение 5 рабочих дней. Об этом сказано в пункте 7 Положения, которое было утверждено Постановлением Правительства № 997 от 25.06.2021. Выше риск – чаще плановые проверки.
Назначенная категория риска | Как часто будут проверять учреждение | Вид проверки |
Высокий |
Раз в три года |
Документарная или выездная |
Средний |
Раз в четыре года |
|
Низкий |
Проверять не планируется |
Контролирующий орган направит в ОУ приказ или распоряжение, и в этом документе укажет имена и должности проверяющих. Если к процедуре привлекают экспертов со стороны, это обозначается отдельно.
Указываются даты начала и окончания проверки Минобразования, а также цели и основания для её начала, приводится перечень документов, которые следует предоставить для изучения и анализа.
Такие мероприятия проводятся в стенах контролируемого учреждения и называются выездными, либо пакет документов доставляется в контролирующий орган – это документарная проверка.
Во время выездного мероприятия изучается не только документация, но и все особенности деятельности образовательного учреждения.
Проверки, назначаемые без предварительного предупреждения.
К возникновению данной ситуации могут привести нарушение правил безопасности работы учреждения, обращения граждан или требование прокуратуры. Также внепланово проверяют уже сделанные во время предыдущей проверки замечания. То есть в подобных случаях не назначить контроль нельзя.
Осуществляется как документально (на контроль в проверяющий орган отправляют определенный перечень документов), так и выездным путём, если необходимо составить более полное представление о работе школы, детского сада, учреждения СПО или вуза.
При организации проверок Минобразования вне плана руководитель учреждения получает за 24 часа уведомление о визите контролирующих лиц. При наличии вопиющих фактов, угрозе вреда жизни и здоровью приходят без предупреждения, по факту чего-то случившегося.
Основания и сроки проведения проверок Минобразования
Подготовкой и проведением проверок занимается контрольно-ревизионный департамент по направлениям деятельности Минобрнауки России. Он утвердил новый Регламент организации и проведения проверок деятельности территориальных органов приказом № 621 от 14.07.2021. Ранее действовавший Регламент № 1326, утверждённый приказом от 22.10.2020, утратил силу.
Согласно п.22 Регламента, основанием для проведения любой проверки является распоряжение Министерства (территориального органа) о её проведении.
Распоряжение о проведении проверки Минобразования РФ содержит обязательные сведения и следующую структуру:
- наименование объекта, в который явятся проверяющие;
- вид проверки (возможны комплексная, тематическая, контрольная проверки, каждая из которых может быть плановой или внеплановой);
- указывается форма проверки: документарная, выездная или смешанный вид;
- приводится перечень должностных лиц, включенных в состав проверочной комиссии;
- при необходимости включается перечень экспертов, ведущих ученых, если они участвуют в мероприятии;
- указывается основание для внеплановой проверки или пункт сводного плана, который собирались проверять в данный период;
- точные сроки проведения проверки и проверяемый период;
- далее в документе следует перечень проверяемых направлений деятельности;
- приводится программа проведения проверки, в ней указываются изучаемые с учётом направлений вопросы и документы.
Если запланирована комплексная или тематическая проверка, то направления проверяемой деятельности обозначаются в распоряжении. Назначают и ответственные структурные подразделения, которые будут заниматься контролем. Для плановых проверок они известны заранее, а для внеплановых назначаются с учётом полученной об учреждении информации (п. 23 Регламента).
Регламентом установлены следующие сроки уведомления учреждения о проверке Министерством (п. 26 Регламента):
- не позднее одного рабочего дня до начала внеплановой проверки;
- не позднее пяти рабочих дней до начала проверки по плану работы контролирующего органа.
Пункт 32 Регламента устанавливает сроки проверок – не более 30 календарных дней. Распоряжением Министерства образования или его территориального органа данный срок могут продлить на 15 дней, но не более.
Объект проверки получает уведомление о ней и копию распоряжения Министерства по почте либо с курьером, который возьмёт расписку о вручении. Дополнительно в учреждение образования придёт электронное письмо в формате.pdf, также информация будет донесена посредством и других информационных систем.
Абсолютно недопустимо, чтобы сами проверяющие нарушали процедуру проведения проверки по новому Регламенту. От начала до завершения процесса его важно знать и контролировать, чтобы при необходимости привести весомые возражения.
Например, что касается продления сроков проверки: об этом контролёры обязаны в течение 3 рабочих дней направить копию распоряжения всеми названными выше способами.
Вот какие могут появиться основания для продления срока проверки:
- когда уже в ходе проверки была получена информация о наличии нарушений законодательства, и это требует дополнительного изучения;
- когда для полноты картины необходимо увеличить количество и объём исследуемых материалов и документов;
- когда возникла необходимость обследовать имущество и/или документы, находящиеся в другом месте.
Ход проверки Минобразования
Какие документы попросят предоставить
Перечень документов, которые нужно отдать в работу инспектору, указывается заранее в решении о проверке Минобразования (п. 14 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Если в имеющихся документах отыщутся неясности или недостоверная информация, потребуют дополнительные. Поэтому обычно учреждение готовит более широкий объем документации, смежной с вопросами ожидаемого контроля.
Руководителю учреждения важно знать, что инспекторам запрещается требовать документы, никак не относящиеся к теме контроля, а также те, которые можно получить от других органов.
Конечно, федеральное законодательство не может содержать единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган в принципе. Следует всегда держать в порядке документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах. Вот примерный список:
- локальные акты об организации и проведении приема на обучение, документы, подтверждающие практическую подготовку обучающихся, проведение итоговой аттестации, участие в государственной итоговой аттестации и полученные результаты;
- документы, доказывающие исполнение ранее выданных предписаний;
- сведения о разработке и реализации образовательных программ;
- документы по кадровому составу учреждения: наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
- локальные акты о реализации образовательных программ с использованием дистанционных или иных сетевых ресурсов и форм;
- документальные доказательства соблюдения законных прав обучающихся;
- сведения об оформлении и выдаче документов об обучении и образовании.
на наши новости
500 000 пользователей!
Обычно выездная проверка происходит в присутствии руководителя учреждения. Однако если это невозможно, то по доверенности или приказу принимает контролёров иной работник школы или детсада, наделённый соответствующим правом (ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Как будут действовать инспекторы
Шаги проверки детально регламентированы новыми правилами. То, какими полномочиями наделён проверяющий, зависит от вида контрольного мероприятия. Существует три вида контроля для сферы образования: документарный, выездной и наблюдение за соответствием обязательным требованиям (п. 26 Положения, утверждённого постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Термином «наблюдение» называется контроль без взаимодействия. Он проводится по заданию контролирующей организации и регулируется отдельно.
Для проверки на выезде и документарного контроля установлен набор действий. Так, выезжая на объект, инспекторы имеют право дополнительно проводить опросы и осмотры. При документарных проверках могут затребовать письменные объяснения и проводить экспертизы (п. 30, 39 Положения, утверждённого Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее о действиях инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования в таблице.
Действие | Особенности | Обоснование |
Проведение осмотра |
Помещения школы и детского сада осматриваются в присутствии руководителя или уполномоченного работника. Возможно применение видеозаписи. В протоколе по итогам указывается, какие территории и помещения осматривались, какие выводы по ним сделаны, их количество и идентификационные признаки |
Ст. 76 Закона № 248-ФЗ П. 40 Положения о контроле |
Опрос |
Проводя оценку соблюдения обязательных требований, инспектор опрашивает руководителя и других работников, связанных с вопросами проверки. Результаты фиксируются в протоколе, который подписывают все участники опроса. Документ прикладывается к акту проверки. |
Ст. 78 Закона № 248-ФЗ П. 41 Положения о контроле |
Получение объяснительных записок по поводу найденных нарушений. |
Инспектор запрашивает письменные объяснения от руководителя или иных работников образовательной организации. В указанный срок объяснения оформляются в свободной форме и направляются инспектору. |
Ст. 79 Закона № 248-ФЗ П. 43 Положения о контроле |
Истребование документов |
Инспектор просит предоставить имеющую значение для проверки документацию и оценивает её. В этом списке могут находиться банки данных, материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы на различных носителях информации. Если запрашиваемые документы инспектор может получить и из другого источника, учреждение имеет право не предоставлять их. |
Ст. 80 Закона № 248-ФЗ П. 42 Положения о контроле |
Проведение экспертизы |
Исследования, требующие применения специальных знаний, проводятся специально приглашёнными экспертами, которые оформляют собственное заключение. Их приглашает контрольный орган. Временные рамки экспертизы устанавливаются индивидуально. |
Ст. 84 Закона № 248-ФЗ П. 44 Положения о контроле |
Оформление результатов проверки Минобразования
В последний день проверки надзорный инспектор составляет акт. (п. 47, 48 Положения, утверждённого Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). В данном документе перечисляются выявленные нарушения и указывается, какими нормативными правовыми актами они определяются.
К акту проверки должны быть приложены
- предписание об устранении выявленных нарушений (если есть нарушения);
- документы или иные материалы, доказывающие наличие нарушений обязательных требований;
- протоколы контрольных действий;
- заполненные проверочные листы, если орган контроля их использует.
Акт проверки Минобразования РФ на месте контрольного мероприятия подписывает руководитель или уполномоченный работник. Если акт составляли не в образовательной организации, его получают и подписывают в электронной форме (ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Вы имеете право подать жалобу на имя руководителя надзорного органа, если не согласны с материалами акта. Это можно сделать в течение 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 67, 68 Положения, утверждённого Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Срок считают с того дня, когда подписан акт проверки.
Права работников образовательного учреждения при проверке
Образовательное учреждение должно иметь возможность до проведения контроля ознакомиться со всеми необходимыми нормативными правовыми актами и знать обязательные требования, выполнение которых может подлежать проверке.
Проводить контроль могут лишь компетентные органы и уполномоченные должностные лица. Следует знать, что предмет контроля должен соответствовать компетенции надзорного органа.
Для защиты прав образовательного учреждения важнейшим считаем принцип периодичности и оперативности проведения мероприятия по контролю. Это значит, что организация проверок Минобразования проводится в точные сроки и максимально быстро.
Очень важным является право учреждения обжаловать действия должностных лиц органов контроля (надзора), если проверка проводится с нарушениями законодательства.
Должностным лицам ОУ важно знать, на что они имеют право:
- присутствовать, когда проходит проверка, сразу давать пояснения по возникающим вопросам;
- знакомиться с результатами контроля, а при подписании акта указывать об ознакомлении, согласии или несогласии с замечаниями. Можно и нужно отразить неправомерные, по вашему мнению, отдельные действия инспекторов во время контроля или надзора;
- обжаловать действия должностных лиц, которые непосредственно осуществляли проверку Минобразования, в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Жалоба на проверяющих может быть признана судом обоснованной. В этом случае органы государственного контроля (надзора) обязаны полностью устранить указанные вами нарушения. Законом для них предусмотрена ответственность за нарушение законодательства РФ.
В заключение добавим: контроль и проверки – неизбежная часть работы в образовании. Своевременное соблюдение правил позволит избежать большинства проблем. Очень важно осознавать: и учителя, и администраторы, и все сотрудники образовательного учреждения обязаны поддерживать порядок не только ради соблюдения законов, но и для всех участников учебного процесса, взрослых и детей.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: