Школьные нормы СанПиН 2024: разбираемся в деталях
Сохранить статью:
О чем речь? Школьные нормы СанПиН 2024 года вводятся Роспотребнадзором, который вносит изменения в документ, а также следит за выполнением его предписаний. В случае выявления нарушений ответственные должностные лица учебного заведения заплатят штраф, но предусмотрено и уголовное наказание.
На что обратить внимание? Несмотря на название, СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы) регулируют не только вопросы санитарии и гигиены, но и ряд других моментов образовательной деятельности: вес учебников, продолжительность и количество занятий, допустимую температуру на уроках, маркировку мебели и многое другое.
Учебные нормы СанПиН 2024 в школе
Согласно нормам действующего законодательства, обязательная часть образовательной программы составляет:
- 80 % – для начального общего образования;
- 70 % – для основного общего образования;
- 60 % – для среднего общего образования.
Суммарный объем обязательных частей обучающих программ разных уровней образования и частей, которые формируются педагогами и детьми, не должен превышать пределов, предусмотренных общим показателем недельной образовательной нагрузки.
Внеурочная деятельность, которая включает в себя проведение полезных практических занятий, исследовательское направление, экскурсии, походы, спортивные соревнования, научные конференции, творческие конкурсы самодеятельности, а также посещение театров, кинотеатров и музеев, должна быть организована педагогами во внеучебное время после обязательного перерыва для детей.
Для учеников, возможности которых ограничены состоянием здоровья, внеурочная деятельность должна планироваться с учетом времени, необходимого для обеспечения их индивидуальных потребностей. Общий объем такой деятельности не должен превышать 10 часов в неделю, причем половину этого времени составляют коррекционные занятия, которые подбираются ребенку индивидуально с учетом его физиологических потребностей и особенностей состояния здоровья.
Для детей со слабым здоровьем режим учебы чаще всего организуется в рамках пятидневной недели, а субботы отведены для внеурочных занятий или отдыха.
Сессии и каникулы в учебном году предусмотрены с целью профилактики переутомления детей и составляют не менее 7 календарных дней несколько раз в течение года.
При составлении расписания уроков берутся в расчет гигиенические нормативы, которые помогают педагогам правильно распределить как ежедневную, так и недельную нагрузку, с учетом сложности предмета и уровня умственной работоспособности ребенка в течение дня. От этих нормативов необходимо отталкиваться и при планировании внеурочной деятельности, она не должна быть сверх нагрузки.
Распределение учебной нагрузки
В зависимости от возраста обучающегося, образовательная недельная нагрузка должна быть распределена максимально равномерно и составлять:
- для обучающихся 1-х классов – не более 4 уроков в день, один раз в неделю допускается 5 уроков вместе с физкультурой;
- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков в день, один раз в неделю допускается 6 уроков вместе с физкультурой;
- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Факультативы и иные занятия дополнительного образования должны быть запланированы в те дни учебы, когда наименьшее количество основных уроков. Причем между последним уроком и факультативом должно пройти минимум 20 минут, чтобы ребенок смог отдохнуть в перерыве и переключить свое внимание. Это особенно важно как для самых маленьких учеников (начальной школы), так и для подростков, которые только вышли с каникул и пытаются втянуться в учебный процесс.
При организации обучения первоклассников должны соблюдаться следующие нормативы:
- Занятия проводятся в рамках пятидневной учебной недели и в первой половине дня. Доказано, что максимальный уровень внимания ребенка приходится на дополуденное время.
- В течение первого полугодия следует придерживаться правил: сентябрь-октябрь – 3 урока в день продолжительностью 35 минут; ноябрь-декабрь — 4 урока в день, тоже по 35 минут; январь-май – 4 урока в день продолжительностью 40 минут. Постепенное увеличение нагрузки поможет ребенку пройти адаптацию намного мягче и без последствий в виде усталости и снижения иммунитета.
- Каждый учебный день предусматривает большой перерыв, длительностью 40 минут. В это время ребенок может пообедать и восстановить силы.
- Если обучение организовано в четвертном режиме, по окончании каждой четверти или триместра ребенку предоставляются каникулы — 1 неделя. Такой подход, помимо разгрузки, выполняет роль поощрения.
Если имеется возможность организовать при школе «продленку», то время, которое ребенок проводит в такой группе, должно быть грамотно распланировано и включать в себя полдник и прогулки, а для первоклассников нужно также предусмотреть дневной сон.
Один день в неделю для учеников должен быть облегченным, поскольку это является профилактической мерой переутомления в конце учебной недели.
Стандартный урок в общеобразовательной школе не должен длиться более 45 минут, а для компенсирующего класса – 40 минут. Исключение из этого правила составляют также уроки первоклассников.
Перемены после каждого урока занимают 10 минут. Должны быть предусмотрены либо одна большая, длительностью 40 минут, либо две перемены по 20 минут каждая.
Перерыв между уроком и внеурочной деятельностью чаще всего составляет не менее получаса, однако для детей с ограниченными возможностями, обучающимися по специальной индивидуальной программе, должны быть предусмотрены иные условия.
Если ребенок имеет проблемы со зрением, то с первого по четвертый класс учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы непрерывная зрительная нагрузка не превышала 10 минут, а для детей старшего возраста — 15 минут.
Если ребенок проходит обучение по рельефной системе Брайля, то в его занятиях должна быть предусмотрена систематическая смена деятельности: тактильное восприятие и непрерывная зрительная работа с интервалами по 5 минут.
При организации обучения в 10-11 классах согласно выбранному профилю не следует допускать увеличения образовательной нагрузки.
В один день допускается проводить только один экзамен, а следующий может быть назначен не менее чем через 2 календарных дня. Исключение составляет ЕГЭ (единый государственный экзамен) по некоторым предметам, которые ученик выбрал самостоятельно, экзамены могут проводиться через день.
Если экзаменационное испытание длится более 4 часов, то дети должны быть обеспечены питанием и водой. Питьевой режим сохраняется вне зависимости от длительности экзамена.
Школьные нормы СанПиН 2024: гигиена и санитария
Согласно п. 3.11.11 СанПиН 2.4.3648-20 температура в учебном учреждении должна быть от 18 до 24 градусов по Цельсию. Эти нормы распространяются не только на учебные классы, но также на столовую и спортивный зал.
Контроль температуры проводится с помощью термометра. Необходимо также систематически проветривать помещения для обеспечения естественной циркуляции воздуха. Время проветривания напрямую зависит от температуры на улице, например, если за окном от 6 до 10 °С, то во время коротких перемен следует проветривать до 10 минут, а во время длинных период проветривания может быть увеличен до 35 минут.
Все остальные помещения школы, в которых проводят время дети, за исключением учебных классов, также проветривают по окончании каждого урока после того, как дети покинули помещение, в течение 10 минут. Это правило в большей мере касается спортивных и актовых залов.
В соответствии с п. 2.18 СП 2.4.3648-20 все помещения школы должны убираться на ежедневной основе с помощью специальных безопасных средств. Требования предусматривают проведение влажной уборки кабинетов после окончания уроков и факультативных занятий, а также между двумя сменами, когда первая уже ушла домой, а вторая еще не пришла.
В спортивном зале влажная уборка проводится дважды в день, а весь спортивный инвентарь подлежит очищению с помощью мыльно-содового раствора. В классах, где есть ковровое покрытие, каждый день проводится уборка с помощью пылесоса (2.11.2. СП 2.4.3648-20).
Туалеты, столовая (в том числе и подсобные помещения, кухня), коридоры должны быть убраны влажным способом после каждой перемены (2.11.2. СП 2.4.3648-20). Унитазы и раковины очищаются специальными моющими средствами по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день. Что касается вентиляционных решеток, то их чистка и замена проводятся по необходимости (п. 2.11.8 СП 2.4.3648-20).
Уборка в классах информатики включает в себя обработку компьютеров с помощью специальных средств, в которых содержится не более 70 % спирта (пункт 3.5.14 СП 2.4.3648-20).
В соответствии с п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20 покрытия столов, стульев и мебели в столовой, а также стен и потолков школьных помещений должны предусматривать возможность проведения влажной уборки в соответствии с установленными требованиями и нормами без риска деформации покрытия.
Если в школе обнаружены следы пребывания насекомых или других вредителей, в срочном порядке необходимо принять меры по дезинсекции всех помещений. Все мероприятия по устранению насекомых и вредителей в обязательном порядке должны проводиться в отсутствие в школе персонала и детей.
Согласно п. 2.11.1 СанПиН 2.4.3648-20 на территории школы не допускается длительное хранение мусора в виде твердых бытовых отходов. Все мусорные баки должны опустошаться по мере наполнения.
Туалеты должны быть расположены на каждом этаже отдельно для мальчиков и для девочек. Они должны быть оборудованы кабинками с дверьми, раковинами с наличием мыла. В соответствии с п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20 для девочек, обучающихся в школе с 5 по 11 класс, должна быть предусмотрена кабинка, оборудованная унитазом, раковиной, душевым поддоном со шлангом и биде.
на наши новости
500 000 пользователей!
Раздевалки в спортивных залах также должны быть оснащены раковинами, мылом и полотенцами, для того, чтобы после занятий спортом ученики могли вымыть лицо и руки. Такой подход к обучению позволит не только развивать в ребенке физическую выносливость, но и воспитывать опрятность.
Школьные нормы СанПиН 2024 относительно учебников
Школьные нормы СанПиН 2024 года в отношении печатных учебных изданий для детей устанавливают следующие ограничения.
- Вес учебников для 1-4 классов не более 300 г, для 5-6 классов не более 400 г, для 7-9 классов не более 500 г, для 10-11 классов не более 600 г. Примечательно, что учебники могут превышать установленные показатели веса, но максимум на 10 % от нормы. Такое ограничение особенно актуально для первоклассников, которым нести тяжелые рюкзаки зачастую помогают родители.
- Способ скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление).
- Корешковые поля – на развороте книги они должны быть не меньше 26 мм, а на самой странице верхние и нижние поля должны быть не менее 10 мм. Исключение составляют иллюстрации.
- Полиграфические материалы, которые используются при создании печатной продукции, – они должны быть безопасны, и содержать фенолы и формальдегиды в пределах установленной нормы.
- Количество переносов на странице – не более 4.
- Выделение текста цветными красками допустимо, но в начальной школе должно использоваться не более 3 цветов, а с 5 до 11 класса не более 2 цветов.
К начальной школе устанавливаются более жесткие требования, например, к прописям они достаточно конкретизированы.
В соответствии с п. 213 СанПиН 1.2.3685-21 установлены определенные запреты на нечеткую печать текста, с применением шрифтов узкого начертания, двухколонного набора текста (исключением является печать стихотворений); применение цветных красок на цветном фоне. Не допускаются учебники с другими дефектами, такими, как непропечатанный, смазанный текст, пятна, царапины, сдвоенная печать, а также склеивание страниц и повреждение текста и иллюстраций при раскрывании книги.
Школьные нормы СанПиН — 2024 относительно маркировки мебели
Вся мебель в школе имеет цветовую маркировку — она наносится в зависимости от роста детей, которые будут пользоваться стульями, столами и партами. Педагоги должны отслеживать перемещение мебели в классах, где они проводят занятия.
Классные руководители самостоятельно определяют рассадку детей. Ученики, которые имеют проблемы со зрением или слухом, должны занимать места, ближе других расположенные к доске или столу учителя. Высоких детей обычно сажают на задние ряды, однако если высокий ребенок имеет проблемы со зрением или слухом, его нужно посадить на крайний ряд. Один раз в четверть учащихся следует пересаживать, для профилактики заболеваний глаз и спины. Для детей-инвалидов, обучающихся в школе, должна быть предусмотрена специальная мебель.
Замена стульев табуретами не допускается, так же, как и скамейками. Скамейки в школе могут использоваться только гимнастические для спортивного зала.
Часто задаваемые вопросы о школьных нормах СанПиН — 2024
Отвечаем на популярные вопросы.
Что такое СанПиН и что они регулируют в школе?
СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы) — это стандарты, которые устанавливаются на государственном уровне для обеспечения благополучия людей в разных областях жизнедеятельности. Что касается школы, СанПиН в 2024 году устанавливает требования к внешнему виду учеников, учебным принадлежностям, к самим школьным учреждениям, работе столовых, территории вокруг учреждения.
Обязательно ли исполнять предписания СанПиН?
Они обязательны к исполнению как обычными гражданами, так и предпринимателями.
Что будет за неисполнение санитарных норм?
За несоблюдение установленных обязательных правил и требований в 2024 году предусмотрена административная ответственность в соответствии с действующей редакцией Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, например, штрафы, а также уголовная ответственность за злостное уклонение от исправления допущенных нарушений, например, исправительные или обязательные работы для руководства образовательного учреждения.
Поэтому руководители образовательных организаций как никто другой заинтересованы в полном соблюдении правил и норм с целью обеспечения надлежащего уровня комфорта и безопасности учащихся и персонала.
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила обновляются каждый год с учетом изменения обстановки в стране. Роспотребнадзор является контролирующим органом, поэтому в случае выявления нарушений именно он обязывает ответственных должностных лиц принять меры по их устранению.
Примечательно, что основной свод правил и требований остается неизменным из года в год, но они постоянно дополняются, поэтому рекомендуется использовать в работе только актуальную редакцию. Ознакомиться с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами можно на информационных ресурсах Роспотребнадзора. Они находятся в открытом доступе для всех желающих.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: