Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Социальный паспорт: что это такое и зачем он нужен
Главная > Блог > Социальный паспорт: что это такое и зачем он нужен
28.04.2023
17930
Время чтения: 16 минут

Социальный паспорт: что это такое и зачем он нужен

Каковы разновидности? Социальный паспорт может составляться для группы в детском саду, класса в школе или отдельно взятой ячейки общества, находящейся под «присмотром» социального педагога.

Зачем нужен? Сведения, содержащиеся в документе и касающиеся состава семей, их благополучия в материальном и эмоциональном плане, жилищных и бытовых условий, позволяют педагогу лучше подготовиться к работе с детьми.

Оглавление:
    1. Социальный паспорт в педагогике
    2. Социальной паспорт группы в ДОУ
    3. Социальный паспорт класса в школе
    4. Социально-педагогический паспорт семьи из группы риска
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Социальный паспорт в педагогике

Социальный паспорт — совокупность особенностей социального статуса семьи, класса, какого-либо учреждения, района и даже целого государства. Однако данное понятие все же наиболее распространено в системе образования.

Социальный паспорт

Когда вы отдаете ребенка в детский сад, а потом в школу, то обязательно сталкиваетесь с различными типами анкетирования. Социальный паспорт семьи — подробная анкета об условиях, в которых живет ребенок. По закону, ни в школах, ни в детских садах данный документ не является обязательным. Администрация образовательного учреждения определяет, нужен ли он вообще или нет, а также саму форму и содержание анкеты.

Для разумной организации игрового и учебного процесса педагогам нужно активно взаимодействовать с родителями, поэтому им надо получить основную информацию о детях. Социальный паспорт семьи должен быть составлен грамотно, что поможет найти индивидуальный подход к родителям и воспитанникам.

Необходимая информация:

  • о составе семьи — полная, неполная, социально незащищенная и пр.;
  • о родном языке, национальности — русскоязычные, степень знания русского языка и пр.;
  • сведения об отце и матери (или законных представителях) — уровень образования, профессия, место работы, контакты (телефон, электронная почта и пр.);
  • условия проживания и материальное благополучие — собственное жилье или съемное, число комнат, наличие спального, игрового, обеденного места и пр.;
  • состояние здоровья родителей — психические отклонения, алкоголизм, сердечно-сосудистые или другие болезни;
  • данные о здоровье ребенка — отставание или опережение физического и умственного развития, состоит ли малыш на учете у невролога, психотерапевта, травмы и операции, частые простудные заболевания, аллергии и пр.;
  • взаимоотношения с родственниками и атмосфера в семье — спокойная, напряженная, равнодушная и пр.

Таким образом, получается, что цель составления социального паспорта ребенка — полная картина тех условий, в которых реально проживает ребенок.

Вопрос о предоставлении персональных данных для паспорта решается индивидуально в каждой образовательной организации. Родители или обучающиеся имеют полное право не давать информацию, которая, по их мнению, кажется им слишком личной и конфиденциальной.

Это могут быть сведения о здоровье ребенка, о месте работы родителей и пр. Например, родители иногда пугаются того, что расскажут что-то лишнее, что может поставить в неравные условия детей. Чтобы анкетирование не нанесло вред ученикам, педагог дает в письменном виде свое уведомление о том, что он обязуется не передавать личные сведения третьим лицам.

Социальный паспорт

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 «О персональных данных», сбор любой информации обязательно должен быть добровольным, поэтому никто не вправе принуждать ученика или его родителей насильно заполнять любые анкеты, если они не дают на это своего добровольного согласия.

А теперь рассмотрим, как правильно составить социальные паспорта соответственно разным случаям. Отличия между ними имеются, но небольшие.

Социальный паспорт группы в ДОУ

Полноценные взаимоотношения дошкольного учреждения с семьей воспитанника — это одно из важнейших условий для верной организации процессов воспитания и образования.

Если у воспитателя на руках верно заполненный документ о детях, то он сможет понимать  картину социального характера в своей группе. Сведения, которые содержится в социальном паспорте детского сада, позволяют педагогам лучше узнать воспитанников, определить, есть ли в группе малыши из неблагополучных, многодетных, неполных, малоимущих семей. Это необходимо для оценки текущих условий проживания воспитанников, своевременного предотвращения кризисных ситуаций и оказания помощи.

Социальный паспорт нужен не только воспитателю, но и психологу детского сада, так как по содержанию документа специалист определяет, какая работа должна проводиться с ребенком из неблагополучной семьи или из так называемой группы риска (малыш, которого воспитывает мать-одиночка и пр.).

Бланк социального паспорта может храниться как у заведующей, так и у воспитателя. Документ также полезен и тем, что дает возможность акцентировать внимание при организации различных обучающих или развлекательных мероприятий.

Чтобы разработать образец социального паспорта, надо предварительно собрать материал о социальном статусе родителей. Это делается путем бесед, анкетирования и родительских собраний. Социальный паспорт группы детского сада заполняется в любом формате, как в табличном представлении, так и в свободном варианте.

Данные вносятся раз в год и, по мере необходимости, исправляются. Каждый педагог может набрать на компьютере любые шаблонные формы, которые позволяют быстро искать нужные сведения по каждому воспитаннику.

Социальный паспорт

Основные данные, необходимые для заполнения социального паспорта в 2023 году

  • Общая информация о группе. Это число дошкольников, наличие в группе неполных или многодетных семей, подопечных детей, и прочие социальные факторы.
  • Фамилия, имя, отчество ребенка.
  • Сведения о родителях или опекунах.
  • Социальный статус родителей. Здесь надо учитывать данные по работе обоих родителей, чтобы они были, если ребенок проживает в полной семье.
  • Информация о материальном положении семьи заполняется на основании личных выводов воспитателя или после обследования жилищных условий проживания ребенка. Кроме того, в паспорте можно указать адреса (прописки и фактического проживания), телефоны близких родственников воспитанника на случай возникновения чрезвычайной ситуации, или если оба родителя не участвуют в воспитании своих детей.

При наличии данной документации воспитатель может подать нужные сведения в администрацию образования или органы опеки и уделять больше внимания воспитанникам, нуждающимся в индивидуальном подходе.

Для скачивания есть Образец социального паспорта группы в ДОУ.

Социальный паспорт класса в школе

Социальный паспорт класса — сборник социальных паспортов семей учеников. Опираясь на эту информацию, педагоги могут выявлять воспитательные возможности и потребности, обследовать жилищные и бытовые условия проживания детей, выявлять проблемные семьи.

В социальном паспорте классного руководителя должны быть такие сведения:

  • общее количество учащихся в классе;
  • число детей по полу (количество девочек и мальчиков);
  • уровень образования родителей;
  • социальный состав родителей школьников;
  • число многодетных семей;
  • число семей с низким уровнем дохода;
  • количество неблагополучных семей;
  • количество неполных семей – при уточнении: только с матерью или отцом.

Опираясь на эти данные, учитель может спланировать воспитательные мероприятия, которые помогут ребенку в формировании его личности и способности стать счастливым человеком в будущем.

Социальный паспорт

Обычно план мероприятий рассчитан на полгода или на квартал (четверть, триместр), по результатам периода делается новый анализ, план корректируется с учетом изменений.

Данные мероприятия необходимы для:

  • предупреждения правонарушений;
  • предупреждения безнадзорности;
  • формирования неприязни учащихся к вредным привычкам (алкоголю и курению);
  • профилактики наркомании;
  • пропаганды ЗОЖ;
  • недопущения прогулов без уважительных причин;
  • выявления учащихся и семей из группы риска.

Верная организация классных воспитательных и профилактических мероприятий и расстановка их приоритетов не бывает без четкой статистики и анализа собранных данных. Составление социального паспорта позволяет сделать качество жизни детей и их семей лучше.

Школьный социальный паспорт содержит в себе сведения, предоставленные классными руководителями при составлении социальных паспортов классов. Категории, выделенные в данном документе, определяются каждой образовательной организацией на основании запросов ГУО.

Для скачивания есть Образец социального паспорта класса в школе.

Социально-педагогический паспорт семьи из группы риска

Особое внимание следует уделить работе социального педагога, который занимается семьями «группы риска» и проблемами семейного воспитания. Решение данных вопросов полностью зависит от состава семьи, ее ценностей, воспитательных целей, уровня морали и материального положения.

Общая схема реабилитационного процесса

Сведения из социально-педагогического паспорта семьи дают возможность определить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей:

  • Определение особенностей взрослого окружения дает возможность выявить наиболее традиционные формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации.
  • Она позволяет определить тех конкретных людей, которые реально или потенциально могут быть примером поведения для детей и даже образцом для подражания (как положительным, так и отрицательным).
  • Исследование выявляет людей, заинтересованных в воспитании детей, которых можно привлечь к этой деятельности для увеличения ее эффективности или личностей, оказывающих негативное влияние на ребенка, которое необходимо уменьшить.

При составлении социально-педагогического паспорта семьи социальный педагог работает в тесном контакте с классными руководителями, педагогами-организаторами, психологами, поликлиниками, органами внутренних дел, представителями общественности, соседями исследуемой семьи, собственно, с членами семьи.

Необходимые данные, которые вносятся при заполнении социального паспорта

  • Фамилия, имя, отчество ребенка.
  • Наименование образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
  • Домашний адрес ребенка (по месту регистрации и/или проживания).
  • Сведения об отце и матери (возраст родителей, их образование, профессии и род занятий, круг интересов).
  • Время существования семьи.
  • Тип семьи (подробное описание).
  • Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих, с указанием степени родства).
  • Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи, получение заработной платы, пособий, пенсий, дотаций и пр.)
  • Жилищные условия: нормальные (отдельная квартира, дом), комната в коммуналке или в общежитии.
  • Семейные взаимоотношения.

Социальный паспорт

  • Наличие наследственных болезней (если есть).
  • Психолого-педагогическая культура родителей. Понимание ими интересов детей. Забота родителей о детях. Причины конфликтов родителей с детьми.
  • Что мешает родителям в воспитании детей (занятость на работе, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых понятий о воспитании, прочие причины).
  • Кто в настоящее время оказывает влияние на формирование ребенка в семье (подробно описать).
  • Как действует на поведение ребенка общение с товарищами, родственниками и пр.
  • Какие трудности испытывает ребенок при обучении в школе.
  • Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям: эгоцентризм, желание только получать, черствость, медлительность, грубость, рассеянность, алчность, вспыльчивость, застенчивость, слабый интеллект, узкий круг интересов и пр.
  • Общий анализ семейной ситуации.
  • Цели работы с семьей.
  • Основные рабочие направления для составления программы.
  • Какие виды поддержки нужны семье.
  • Социальные службы, которые надо задействовать в работе с данной семьей и ее отдельными членами.
  • Наличие помощи семье (кто, когда и каким образом уже помогал, какие были итоги).
  • Фамилия, имя, отчество заполнившего карту социального педагога.

В других документах сведений может быть и меньше, что уже зависит от ситуации.

Для скачивания есть Образец социального паспорта семьи из группы риска.

В итоге, опираясь на весь вышеизложенный материал, делаем вывод, что сведения из любого социального паспорта нужны не только для полноценного проведения воспитательной работы, необходимой для конкретной социальной категории ребенка.

Информация из социального паспорта учреждения также требуется для составления дополнительных общеразвивающих программ, позволяющих предвидеть социальный заказ, и даже для составления индивидуального маршрута каждого ученика.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  3. Портал учителя РФ
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 2.33
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...