Требования закона «Об образовании»: принципы и последние изменения
Сохранить статью:
С какого года действуют? Требования закона «Об образовании» впервые были озвучены в 2013 году, когда данный документ вступил в законную силу. Ранее нормы в этой сфере задавали закон «Об образовании» 1992 года и закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который приняли в 1996 году.
Что изменилось? Новый закон гармонично сочетается с Конституцией РФ и покрывает все сферы образовательной деятельность. Помимо удобства с точки зрения правовых операций, многие положения закона изменили жизнь педагогов и учреждений.
Структура и важность закона «Об образовании»
Обучение детей, их полноценная подготовка к взрослой жизни, формирование гражданской позиции с точки зрения государства являются важнейшими компонентами формирования будущего страны. Это значит, что вопросы образования в обязательном порядке регулируются на государственном уровне, в том числе путем принятия соответствующего федерального нормативного акта.
В законе «Об образовании» учтены все аспекты деятельности по обучению и воспитанию детей, подростков и молодых людей, получающих профессию. Документ регламентирует вопросы организационной структуры системы образования в России, участие муниципальных и государственных органов, общественных институтов.
Федеральный нормативно-правовой акт предусматривает полный спектр прав и обязанностей всех участников образовательного процесса: самих обучающихся, их законных представителей, а также тех, кто осуществляет обучение и воспитание. В качестве последних выступают как юридические лица независимо от формы собственности, так и индивидуальные предприниматели.
В законе освещены вопросы правовых оснований для начала отношений в образовательной сфере и для их завершения, даются определения системам общего и профессионального обучения, затрагиваются вопросы государственного финансирования учебных учреждений.
Структурно закон 273-ФЗ представляет собой 111 статей, объединенных в 15 глав, первая из которых носит название «Общие положения» и содержит базовые понятия и определения. Следующие главы посвящены конкретным сферам профильной деятельности.
Например, в главе 2 рассматривается структура российской системы образования, третья, четвертая и пятая определяют роль отдельных участников отношений в области обучения и воспитания, а в шестой регламентированы аспекты начала и окончания отношений между сторонами образовательного процесса.
Следующие главы описывают нормативные требования к общему, дополнительному и профессиональному образованию, а также к организации специального обучения. Глава 12 закона нацелена на государственное регулирование образовательной отрасли, а далее в акте рассматриваются вопросы финансирования и сотрудничества с зарубежными организациями в сфере обучения и воспитания.
С содержанием ФЗ-273 должны быть знакомы все участники образовательного процесса. Это позволяет ученикам и их законным представителям разбираться в своих правах и обязанностях, понимать, на что они могут рассчитывать, обращаясь за предоставлением услуг по обучению в то или иное учреждение, какие требования администрации законны, а какие выходят за рамки правового регулирования.
Юрлица и предприниматели, работающие в сфере образования, всегда могут опереться на положения закона об образования, чтобы защитить свои права, например, при попытке государственных органов действовать за пределами их компетенции, излишне вмешиваясь в работу обучающих учреждений.
Федеральным правовым актом предусмотрен целый ряд гарантий, стимулирующих получение образования гражданами РФ. К ним в частности относятся стипендии школьникам и студентам, демонстрирующим успехи в учебе, кредиты с господдержкой на оплату услуг образовательных заведений, а также наличие специальных программ, предназначенных для помощи особым категориям детей и подростков.
Как любой федеральный закон, ФЗ-273 задает общие принципы формирования образовательной системы в нашей стране. Более детальное описание деятельности этой сферы дается в многочисленных подзаконных актах, например, в постановлениях Министерства просвещения РФ и приказах региональных комитетов, курирующих отрасль обучение и воспитания подрастающего поколения.
Подробный порядок действий всех сторон образовательного процесса на различных этапах взаимодействия приводится в административных регламентах, принимаемых на государственном, региональном и муниципальном уровнях в полном соответствии с базовыми принципами, отраженными в законе. Именно этими актами должны руководствоваться участники отношений в сфере обучения и воспитания для защиты своих интересов.
Принципы и функции закона «Об образовании» в РФ
Главным нормативным актом государства в сфере обучения декларируются базовые ценности и цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность всех лиц, занятых в этой отрасли:
- все граждане РФ имеют равные права на получение всех видов образования;
- отечественная система получения знаний является основой развития общества;
- в процессе воспитания и обучения каждому члену социума прививается бережное отношению к истории страны, ее культурному наследию и природным богатствам;
- соблюдение прав всех участников образовательного процесса, принцип взаимного уважения и равноправия;
- светский характер образования, недопустимость навязывания обучающимся религиозных ценностей в стенах государственных и муниципальных учреждений;
- отсутствие возрастных ограничений для желающих получить новые знания, специальность, профессию.
В законе 273-ФЗ:
- даны определения базовых понятий системы образования;
- регулируются отношения участников процесса обучения и воспитания;
- создана правовая основа для издания подзаконных актов, детально регламентирующих все компоненты сферы образования;
- сформулированы гарантии получения знаний и умений для граждан РФ;
- определены возможности представителей других государств по получению образования в российских учреждениях;
- дифференцированы сферы влияния и обязанности законодательной и исполнительной ветвей власти на федеральном и региональном уровнях;
- представлены способы поощрения обучающихся, добивающихся выдающихся успехов в обучении;
- определены статус, права и обязанности педагогов, школьников, студентов, родителей и законных представителей;
- описана структура системы образования и принципы выстраивания внутренней иерархии ее компонентов;
- регламентированы вопросы социальных, экономических и финансовых отношений между участниками системы;
- определены принципы развития инновационного сектора в сфере преподавания.
на наши новости
500 000 пользователей!
Федеральным законом 273-ФЗ предусмотрен правовой аппарат, охватывающий полный спектр понятий и процессов, задействованных в образовательной системе. Этот нормативный акт создает основу для справедливых, равноправных и гуманных отношений между всеми участниками этой сферы.
Основные требования закона «Об образовании»
Принятый Государственной думой в конце 2012 года нормативный акт отменил ранее действовавшие законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В новом документе были установлены базовые направления развития сферы обучения и регламентированы ключевые моменты деятельности всех сторон образовательной отрасли.
- Бесплатное получение знаний на базе средней школы
Всеобщая доступность основного образования – ведущий принцип, провозглашаемый российским государством. Любой гражданин имеет право обучаться в школе, не уплачивая никаких взносов.
Уровень предоставляемых знаний одинаков для всех государственных и муниципальных учебных заведений, поскольку должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). За плату учреждение может оказывать исключительно дополнительные услуги, то есть развивать ребенка за пределами обязательной программы.
- Ежегодный мониторинг эффективности работы всех высших учебных заведений независимо от формы собственности
Первая массовая проверка вузов проведена Минобрнауки осенью 2012 года. Были изучены результаты деятельности 541 государственного вуза и 994 филиалов. По итогам мониторинга были признаны неэффективными почти 30 университетов и академий, а также более 250 филиалов.
- Срок действия результатов ЕГЭ составляет пять лет
До вступления в силу 273-ФЗ итоги госэкзамена были действительны только до конца следующего года, затем ЕГЭ приходилось сдавать заново. Новый закон увеличил шансы выпускников на поступление в вузы в последующие годы после окончания школы.
- Льготные категории граждан поступают в вузы по новым правилам
Размер квоты для инвалидов составляет 10 % от общего числа бюджетных мест. Все остальным льготникам предоставляется право бесплатного обучения на подготовительных курсах с последующим преимуществом при зачислении. Сироты, дети «чернобыльцев» и сотрудников органов внутренних дел, а также другие льготные группы абитуриентов, предусмотренные законодательством, могут воспользоваться этим правом только один раз.
- Детский сад – первая ступень непрерывного образования
Роль дошкольных учреждений, определенная законом об образовании – не просто место присмотра за маленькими детьми работающих родителей, но и первый шаг на пути получения знаний, умений и навыков. Программа обучения для дошкольников разрабатывается на государственном уровне и является частью общей программы образования. При этом никаких экзаменов и других форм контроля знаний для детсадовцев не предусмотрено.
- Гарантированное место в начальной школе рядом с домом
Закон обязывает муниципальные органы власти обеспечить доступность обучения в первом классе каждому ребенку, проживающему на закрепленной за школой территорией. Дети, зарегистрированные в других районах города, могут быть приняты только после предоставления мест всем первоклассникам, имеющим первоочередное право на учебу именно в этом заведении.
- Повышенное внимание к учащимся с особенностями развития
Законом 273-ФЗ впервые регламентированы вопросы инклюзивного образования. Все дети, которые по состоянию здоровья нуждаются в особых условиях, но при этом не имеют противопоказаний к обучению рядом со здоровыми сверстниками, при желании могут получать знания в обычных школах. Для этого учебное упреждение должно создать соответствующие условия, например, гарантировать комфорт перемещения для инвалидов-колясочников или для слепых и слабовидящих школьников.
- Новшества в системе профессионального образования
Обучение в вузе разбито на три ступени: бакалавриат, специалитет и магистратура. Среднее профессиональное образование представлено училищами, в которых будущие специалисты получают первые навыки, необходимые для работы и для дальнейшего обучения в колледже и вузе.
- Особый статус педагогов
Закон «Об образовании» 2012 года закрепил право учителей на бесплатное прохождение дополнительного профессионального образования раз в три года. Им предоставляется удлиненный ежегодный отпуск, кроме того, при необходимости они могут рассчитывать на длительный отпуск до 12 месяцев, если проработали по специальности не менее 10 лет.
Преподаватели, проживающие в сельской местности, получают от государства компенсацию своих расходов на отопление и освещения жилья. Заработная плата учителей должна быть не ниже чем средний доход граждан в регионе.
- Выпускники 9-х классов проходят обязательную итоговую аттестацию
В виде эксперимента ГИА проводилась в отдельных областях и краях РФ начиная с 2002 года. Со вступлением в силу 273-ФЗ тестирование девятиклассников ввели на всей территории страны. Разработкой контрольных измерительных материалов занимаются федеральные органы в области просвещения, а процесс организации экзаменов и оценки результатов возложен на региональные власти.
Последние изменения в законе «Об образовании»
В июне и июле 2022 года Государственная дума приняла сразу несколько законов, которыми вносятся изменения в 273-ФЗ. Поправки вступают в силу в разные сроки – с 25 июля и 1 сентября 2022 года, а также с 1 января 2023 года.
- Внесены коррективы в правила документооборота
Теперь образовательные учреждения могут не дублировать издаваемые ими акты на бумажном носителе, как это было ранее. Приказы директора школы, ректора вуза, решения педагогического совета и другие документы публикуются на сайте заведения.
Изменились и правила предоставления информации о деятельности учреждений. С 25.07.2022 они не обязаны отвечать на запросы других организаций. При необходимости такие сведения направляет по запросу учредитель. Школа, детский сад и вуз предоставляют данные по вопросам своей работы только гражданам, а также муниципальным и региональным органам власти.
С 01.09.2022 сокращается перечень обязательной документации, которую был должен вести каждый педагог. Уменьшение количества отчетов, сводок и планов нацелено на высвобождение времени учителя, которое он может использовать для повышения качества своей профессиональной деятельности.
- Добавлены положения о работе групп продленного дня
25 июля 2022 г. вступили в силу нормы, согласно которым средняя школа имеет право предоставлять учащимся возможность проводить в стенах среднего образовательного заведения полный день. ГПД предназначены для присмотра за младшими школьниками, их воспитания, помощи в приготовлении домашних заданий, обеспечения их безопасности и здоровья.
- Уточнены вопросы питания для детей с ОВЗ
Учащиеся начальной школы, имеющие ограниченные возможности здоровья, с начала нового учебного года 2022/2023 будут получать двухразовое питание за счет бюджета. Напомним, что в школе бесплатно кормят всех учеников 1–4-х классов: им предоставляются горячее блюдо и горячий напиток.
Право на питание за счет государства сохраняется у детей с ОВЗ и при обучении на дому. В зависимости от правил, установленных в конкретном регионе, они получают набор продуктов или денежную компенсацию.
- Из текста закона удалено понятие «государственные услуги в сфере образования»
Этой фразы в новой редакции нормативного акта нет. Государство больше не трактует обучение и воспитание своих граждан как предоставление им услуг.
Требования нового закона «Об образовании» с учетом последних изменений направлены на создание прочной современной основы для получения детьми, подростками и взрослыми членами общества актуальных знаний и профессиональных навыков.
Нормативный акт приведен в соответствие с веяниями времени, учитывает текущие потребности граждан в качественном образовании, воспитании социальной ответственности, патриотизма и других качеств, необходимых для эффективного и гармоничного развития государства.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: