Учителя имеют право забирать телефон: миф или правда
Сохранить статью:
В чем проблема? Многих родителей интересует, действительно ли учителя имеют право забирать телефон, утверждая, что это не прихоть школы, а распоряжение Министерства образования РФ. Резонансное заявление было опубликовано к 1 сентября 2022 года.
Как правильно? Но если внимательнее прочитать постановление, оказывается, что ученику запрещено пользоваться гаджетом во время уроков. Значит ли это, что учитель может телефон попросту забрать? И что делать, если ученик игнорирует запрет? Разберемся.
Запрет на использование телефона в школе
1.09.2022 года отечественный государственный деятель С. С. Кравцов сообщил о введении обновленных школьных стандартов. Теперь в образовательных учреждениях нельзя использовать смартфоны в качестве средства обучения.
С. С. Кравцов напомнил о том, что сотовые телефоны лишь мешают детям учиться. Большинство педагогов и родителей поддержали министра образования, однако такая инициатива была воспринята положительно не всеми.
По закону детям запрещено пользоваться телефоном на всех уроках. Однако на переменах либо после окончания учебы ребенок возвращает в свое распоряжение девайс. После учебного процесса дети получают возможность без ограничений:
- разговаривать с одноклассниками, родственниками;
- проверять email;
- играть;
- общаться в соцсетях.
Теперь в образовательных учреждениях будут решать в индивидуальном порядке, позволять ли детям пользоваться смартфонами на уроках или же нет.
Конечно, в законе «Об образовании» не содержится прямая информация о режиме применения личных девайсов, нет такой статьи, где прописано, что учителя имеют право забирать телефон в школе. Однако нельзя игнорировать и прочие нормативно-правовые акты, и разумную практику, сложившуюся в образовательных учреждениях.
В. В. Луховицкий, представитель межрегионального профсоюза «Учитель», сообщил, что на выбор того или иного решения влияет позиция администраций школ, родителей, а также учащихся.
И. В. Волынец, председатель Национального родительского комитета, утверждает, что ряд педагогов уже много лет обращаются к детям с просьбой убирать смартфоны на хранение, пока длится учеба. После того как урок закончится, ребенок может воспользоваться телефоном. Однако И. В. Волынец отмечает, что такое решение должны принять сами учащиеся.
И. В. Волынец сообщила, что педагоги не должны совсем забирать смартфоны у учащихся. Оптимальный вариант – когда дети самостоятельно убирают гаджеты в сумку либо отключают звук во время уроков.
Мнение учителей и родителей разделилось относительно того, нужно ли запрещать детям пользоваться телефонами в образовательном учреждении. Большинство уверено, что стоит придерживаться решения Министерства просвещения и даже дать учителям право забирать телефон, поскольку из-за смартфонов дети отвлекаются, у них портится зрение, а также ухудшается состояние психики.
Но есть и те, кто считает, что этот девайс, наоборот, помогает в учебе. К примеру, с помощью смартфона ребенок быстро находит нужную информацию, сохраняет все необходимое.
При этом они находят неубедительными доводы тех, кто хочет запретить использование телефонов. Дело в том, что раньше, когда смартфонов не было, учащиеся все равно отвлекались на уроках, и проблема не в телефоне, а в том, что педагог не способен управлять вниманием детей.
Имеют ли учителя право забирать телефон у ученика на весь день
Учителя не имеют права забирать телефон у детей. Это прописано в Конституции РФ. Смартфон принадлежит ученику или его родителям, это значит, что педагог не может трогать собственность чужого человека.
В ситуации, когда учитель хочет забрать у ребенка девайс, его могут обвинить в хищении. Однако никто не усомнится в том, что действия педагога были бескорыстными. В таком случае уголовное законодательство не было нарушено, но при этом есть отклонения от норм Гражданского кодекса РФ и Конституции России.
Таким образом, получается, что педагог не может забрать телефон, но при этом ученик не имеет права пользоваться им на протяжении урока. При нарушении учащимся школьного устава его привлекут к дисциплинарному наказанию.
Это значит, что с родителями проведут воспитательную беседу, а в дневнике нарушителя появится замечание.
Но если педагог попытается забрать смартфон у ребенка, к нему применят соответствующие санкции.
У учителей есть много способов по закону стимулировать учащихся убирать телефон во время уроков. К примеру, педагог может ссылаться на школьный устав, запрещающий пользоваться гаджетами. Когда ребенок нарушает установленные правила, ему сделают замечание и проведут воспитательную беседу. Если учащийся постоянно игнорирует школьные порядки, его ждет исключение из школы.
Также есть меры, выходящие за законные требования, они превращаются в своеобразную корпоративную культуру учебного заведения. К примеру, директор образовательного учреждения может провести воспитательную беседу с родителями нарушителя. Когда поведение ребенка нарушает закон, учитель вправе обратиться в социальную службу либо полицию.
Поскольку учитель не имеет права забирать телефон, он может действовать по закону, чтобы повлиять на нарушителей школьного порядка. Прежде всего проводится собрание родителей. На нем учитель сообщает о том, что дети не подчиняются выдвигаемым требованиям, и просит родителей повлиять на учащихся.
Может встать вопрос о том, имеет ли педагог право отнимать смартфоны во время урока (которые фактически принадлежат не детям, а родителям). Все это может привести к тому, что родители просто запретят детям брать телефоны в школу.
Образовательные учреждения сами решают, можно ли детям пользоваться смартфонами во время обучения, однако мнение учащихся и их родителей должно учитываться. К примеру, ребенку может потребоваться телефон для того, чтобы срочно позвонить матери или отцу. Но подобные ситуации встречаются нечасто.
Вне зависимости от того, какое решение было принято в школе, каковы требования основных законов и нормативных актов РФ, смартфоны нельзя отбирать у тех детей, которым они нужны по состоянию здоровья. Некоторым детям требуется постоянно отслеживать пульс, уровень глюкозы в крови.
Юридическая сторона вопроса
Чтобы понять, могут ли преподаватели забирать на хранение смартфоны детей во время обучения, обратимся к профессиональным юристам.
Отец или мама приобрели смартфон и подарили своему ребенку, который посещает образовательное учреждение. Акт дарения состоялся, при этом владельцем устройства становится учащийся. Во время урока учитель просит у учащегося сдать телефон на время, поскольку его присутствие отвлекает во время учебы, при этом педагог обещает вернуть девайс после того, как урок закончится.
Поскольку дети, находящиеся в школе, являются дееспособными, они могут активно действовать, а также реализовывать гражданские права и выполнять обязанности гражданина Российской Федерации. Полный перечень данных прав и обязанностей определяется тем, сколько ребенку лет. (ст. 21, 26, 28 Гражданского кодекса РФ).
Учащийся – владелец смартфона, он имеет право распоряжаться своим имуществом, обладая всеми правами на телефон. В качестве собственника смартфона ребенок может как угодно пользоваться гаджетом, конечно, при условии, что его поступки являются законными, не нарушают устав школы и не притесняют права граждан (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).
на наши новости
500 000 пользователей!
Значит, ребенок вправе поступать как хочет со своим смартфоном, полностью неся ответственность за принадлежащее ему имущество (ст. 211 Гражданского кодекса РФ).
Разберем, какая юридическая сделка осуществляется между педагогом и учащимся, когда ребенок соглашается положить телефон на хранение. Опытный юрист сразу определит, что эта сделка носит название «хранение».
По заключенному договору, один человек обязан сохранить имущество, которое было отдано ему другим гражданином, а затем вернуть телефон в первозданном виде (ст. 886 Гражданского кодекса РФ).
Договор хранения оформляется в письменной форме, но даже если он отсутствует, сделка не считается ничтожной. В соответствии с п. 3 ст. 887 Гражданского кодекса РФ, даже если договор не оформлен письменно, стороны-участницы могут использовать свидетелей, если возникнет спорная ситуация о соответствии имущества, сданного на время обучения, тому, что ребенку вернули после урока.
По завершению срока хранения, то есть, когда урок закончится, педагог должен вернуть учащемуся его смартфон, переданный на хранение (п. 1 ст. 900 Гражданского кодекса РФ).
Существует риск того, что ребенок захочет проучить педагога, сдав испорченный смартфон на хранение. Цели такого поведения могут быть разные, не всегда ученик стремится навредить учителю, возможно, он разбил гаджет и боится родительского наказания, стремится переложить вину за случившееся на другого. В результате ребенок говорит, что отдал преподавателю целый телефон, а вернули ему сломанный.
Преподаватель несет ответственность за кражу, а также поломку имущества, которое ему передал ученик. Об этом говорится в статье 401 Гражданского кодекса РФ (а также п. 1 ст. 901). Согласно п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, учителю придется доказать, что он не виноват в произошедшей ситуации, если со смартфоном ребенка что-то случится.
Важно отметить еще несколько нюансов: если ученик отдал во время урока свой гаджет учителю, при этом имущество было испорчено либо потеряно, убытки должны возмещаться следующим образом:
- если гаджет пропал – в размере стоимости потерянного смартфона;
- телефон был поврежден или сломан при хранении – в размере суммы, на которую уменьшилась его цена (п. 2 ст. 902 Гражданского кодекса РФ).
В рассмотренной ситуации лицо, нарушившее обязательство (педагог), самостоятельно должен доказать, что не испортил смартфон. А это может быть проблематично сделать, а в ряде случаев практически невозможно.
Оптимальный вариант, когда в школьном кабинете есть видеокамеры. Тогда можно будет просмотреть записи и выяснить, что педагог не причинял вред имуществу ученика. На защиту учителя могут встать остальные учащиеся, находившиеся рядом во время того, когда недобросовестный ученик забирал свой смартфон.
Но как поступить, когда ребенок последним получал гаджет и никаких свидетелей нет, и доказать невиновность педагога невозможно?
Грамотный педагог сможет отстоять свои права, однако на это потребуется много времени и нервов. Кроме того, нет гарантии, что спор решится удачно для учителя.
Стоит отметить, что у учителей нет права забирать телефоны перед уроком. Ребенок может по собственному желанию сдать телефон. Все остальные ситуации с принуждением являются прямым несоблюдением требований статьи 209 Гражданского кодекса РФ, п. 1 статьи 35 Конституции РФ.
Введение таких мер – прерогатива не педагога, а задача администрации школы. Именно она создает локальный акт, в котором указано, каким образом дети должны сдавать на хранение смартфоны. В таком случае руководство школы вместе с учителем несет ответственность за сохранность вещей.
Рассмотрим судебную практику, а именно выдержку из Определения Верховного Суда РФ от 07.06.2016 № 71-КГ16-3: «Договор хранения не был заключен письменно, стороны имеют законное право опираться на свидетельские показания в случае спора о соответствии смартфона, который был взят на хранение, и имущества, возвращенного хранителем (пункт 3).
В ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится о том, что, если не соблюдена простая письменная форма сделки, при возникновении спорной ситуации гражданин утрачивает право ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания. При этом человек может предоставить письменные и иные доказательства (пункт 1).
В ситуациях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки приводит к ее недействительности (пункт 2).
Это значит, что если иное прямо не предусмотрено законом, то даже когда договор не оформлен письменно, он все равно действителен: просто стороны ограничены в том, как они будут доказывать свою невиновность в сложившейся ситуации.
Ответственность за хранение смартфонов будет возложена не только на педагога, но и на руководство школы. Не стоит утверждать, что все учащиеся стремятся навредить репутации учителя. Однако такие неприятные ситуации нередко случаются. Чтобы защитить от подобного педагогов, необходимо продумать все нюансы, прежде чем просить учеников сдать телефон на хранение во время урока.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: