Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Революционное движение в Зарайском уезде в начале XX века.. Работа №45273

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Революционное движение в Зарайском уезде в начале XX века.
Работа:

Революционное движение в Зарайском уезде в начале XX века.

Зарайский уезд не остался в стороне от революционных движений. Зарайск – небольшой древний русский город недалеко от границы Московской и Рязанской областей. В XIX веке Зарайск становится важным торговым узлом. Через него проходят дороги на Каширу, Рязань, Венев, Москву, Михайлов. В Зарайске часто проводились ярмарки, проживало огромное количество купцов, развивалась промышленность. До революции в городе жило почти 10 тысяч человек, сейчас – 22 тысячи.

Проблемы взаимоотношений помещиков и крестьян в уезде были актуальны всегда, однако в 1855 году в деревне Глебовка Зарайского уезда крестьянами была написана жалоба на статского советника И.А. Лихонина. Жалоба крестьян заключалась в жестоком обращении помещика к крестьянам. Он избивал крестьян без причины, насильно переселял крестьян. Итогом данной жалобы стало то, что жалобщики были отправлены в рекруты. Такая "система" защиты населения была в Российской империи повсеместно. Однако тот процесс имел волновой характер. Через два года в селе Дединово против управляющего было организовано возмущение, ключевым требованием которого было "отыскание свободы". Итогом этого восстания стала ссылка возмущающихся в Сибирь. Уже через год в 1858 году вспыхнуло восстание в другом селе Зарайского уезда в селе Глебово Городище против помещицы Нарольской. Крестьяне отказались от насильного переселения в сельцо Добрая Слободка, которое находилось 50 км от с. Глебова, куда они были проданы помещику Татаринову. Крестьяне требовали запретить переселение в холодное время. Помещик Татаринов послал конторщика, который уговаривал крестьян переселиться, затем вызвал станового пристава. «Прибыл уездный предводитель дворянства, который хотел принудить крестьян к переселению, но не только крестьяне, но даже бабы и дети все из домов ушли, так что по всему селу не могли нигде отыскать, да и самый скот неизвестно куда угнали».  Насильное переселение все же состоялось.

Социальное напряжение росло. В 1860 году крестьяне захватили луга, принадлежащие графу Толстому. Подобные захваты были по всей России. Необходимость в реформах достигла своего пика. Отмена крепостного права в 1861 году не принесла ожидаемого спокойствия в регион. Малоземелье порождало бегство, массовый уход крестьян из деревень в город был как до реформы, так и после нее.

В целом, в Зарайском уезде крупных крестьянских волнений не было, так как большинство имений состояло на оброке. Оброчная система была несколько легче барщинной, и большинство помещиков не принадлежало к числу богатых и избалованных жизнью людей. Зарайские помещики средней руки в большинстве своем жили тихо и скромно, поэтому в зарайских имениях отборочного типа практически не было крестьянских бунтов, т. е. случаев неповиновения крестьян целыми селениями, хотя отдельные недовольства крестьян возникали.

После введении уставной грамоты было много недовольств среди временно обязанных крестьян, так как стоимость оброка на данную часть населения сильно возрос. В 1862 году после применения уставной грамоты помещики начали отпускать крестьян с землей, но отдавили им во владения те земли, которые были не пригодны ни для земледелия, ни для развода скота, что опять привело к восстания и жалобам. Недовольства крестьян решали по прежнему – ссылка, наказание, суд возмутившегося народа.

Реформы Александра II хотя и носили незавершенный характер, но все же создали условия для развития буржуазных отношений в России. Падение крепостного права явилось толчком для развития капитализма и в помещичьем хозяйстве. Получив мизерные наделы, крестьяне оставались в фактической зависимости от помещиков. Пережитки феодально-крепостнических отношений существовали еще долгое время и тормозили экономическое развитие страны. Но, тем не менее, начало капитализма было положено, и после отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло собой предпосылку расширения внутреннего рынка, без чего невозможен рост капиталистической промышленности. В Зарайском уезде промышленность стала развиваться именно после проведенных реформ Александра II.

Тенденция подавления крестьянских недовольств силовым путем, а также последующим наказанием возмутившихся продолжалась до 1895 годов. Еще в 1899 г. В. И. Ленин в своем "Проекте программы нашей партии" писал: "В русской деревне переплетаются в настоящее время две основные формы классовой борьбы:

1) борьба крестьянства против привилегированных землевладельцев и против остатков крепостничества;

2) борьба нарождающегося сельского пролетариата с сельской буржуазией" [1].

В 1905 г. в статье "Социализм и крестьянство" Ленин писал: "В современной России не две борющиеся силы заполняют содержание революции, а две различных и разнородных социальных войны... Одна - общенародная борьба за свободу (за свободу буржуазного общества), за демократию, т. е. за самодержавие народа, другая - классовая борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое устройство общества"[1].

Публикуемые материалы относятся к пяти губерниям бывшей Центральной промышленной области. Зажатое в тиски помещичьей эксплуатации, хозяйство средних слоев крестьянства и деревенской бедноты Центральной промышленной области систематически, из года в год, приходило в упадок. Разоряясь, бросая свои наделы, крестьяне массами уходили в Москву и другие города, где круглый год работали на предприятиях, на постройках и т. д. Другая часть крестьян уходила работать на зиму и возвращалась в деревню лишь на период летних работ.

Широкое промышленное отходничество и тесная связь крестьянина с городом были характерным явлением для губерний Центральной промышленной области. По существу, пролетаризирующиеся крестьяне уже в большей степени были рабочими, чем оставались крестьянами. Бежавший от ужасов деревенской жизни на заработки в город крестьянин нес на своих плечах двойной гнет: с одной стороны, гнет помещика, с другой - гнет фабриканта. "Это - крестьяне, - говорит В. И. Ленин, - только по названию, а на самом деле наймиты, рабочие".

Однако пролетаризация крестьян - это лишь одна сторона процесса, происходившего в этот период в деревне. Наряду с этим за счет разорявшегося большинства крестьян богатела немногочисленная группа кулачества. Вот, например, что говорит в своем показании на суде по делу о разгроме имения князя Гагарина, в Рязанской губернии, в 1903 г. крестьянин деревни Волосовки Афанасий Вдовин. "Деревня Волосовка, - говорит он, - имеет 70 дворов, из которых менее половины занимается хозяйством, большая часть уходит на заработки, а землю сдают своим же крестьянам" ко времени революции 1905 г. крестьянство было расколото на два противоположных слоя: с одной стороны, большинство сельских пролетариев я полупролетариев, с другой - небольшая, но экономически сильная группа кулачества. "В руках этого слоя, - писал В. И. Ленин, - не меньше половины всех орудий производства и всей собственности, которой располагает крестьянство. Этот слой не может существовать без найма батраков и поденщиков. Этот слой, несомненно, враждебен крепостничеству, помещикам, чиновничеству, он способен стать демократом, но еще более несомненна его враждебность по отношению к сельскому пролетариату" [2].

Гнет крепостников-помещиков испытывали на себе и беднота и кулачество. Помещичье хозяйство служило преградой развитию всего крестьянского хозяйства. В своем стремлении расширить хозяйство кулачество также сталкивалось с монополией помещичьего землевладения. "Против крепостничества, против крепостников-помещиков и служащего им государства, - писал В. И. Ленин, - крестьянство продолжает еще оставаться классом, именно классом не капиталистического, а крепостного общества, т. е. классом-сословием".

Несмотря на свою враждебность к беднейшим слоям крестьянства кулачество также было заинтересовано в том, чтобы отхватить у помещика часть необходимой ему земли. Перед началом Первой Российской революции губернатором Рязанской области был назначен Сергей Дмитриевич Ржевский, который не обладал характером способным остановить грядущие волнения. Он был добрым, в высшей степени благородным и очень неглупым человеком, но с ленцой, хотя не без работоспособности. Он любил покушать и угостить, любил теннис и маленькую партию в карты в своей компании, а больше всего любил цветы.

Характер явно не для осени 1904 г. Через 4 с небольшим месяца — Кровавое воскресенье и беспорядки в городе. Неурожай 1905 г., подобно неурожаю 1891 г., и беспорядки в деревне на почве голода. Манифест 17 октября 1905 г., казалось бы, положивший начало гражданским свободам, участию народа в законодательстве и управлении страной через своих избранных представителей. Но этими свободами воспользовались не во благо, а для насилия над личностью и чужим имуществом. 17 октября в Рязани: митинги; как всегда, когда надо найти виновных — еврейские погромы; гибель семинариста, забитого толпой…[3]

Дальше — больше. Не работают заводы и мастерские, учебные заведения. Гнев недовольных обрушивается на губернатора и со стороны народа, и коллег. На него готовится покушение. Гласные упрекают в неспособности остановить дезорганизацию городской жизни и обеспечить порядок, безопасность населения, неприкосновенность имущества, грозят отставкой. Ржевский, по натуре добрый и миролюбивый, столкнулся с необходимостью принять решительные меры. Документы говорят о том, что он делал все, что мог. Положение не улучшалось, а пролить кровь он не мог. Против этого восстало все: воспитание, натура, нравственный закон, кодекс русского человека — оружие против врага, а не против своего народа.

Если губернатор не мог подавить восстания, то за него это делали другие на местах. Из воспоминаний участников крестьянского восстания в 1905 г. в селе Апотинищах Зарайского района [4]: "Помещиком у нас был не дворянин, а купец Потоловский. Суровый он был человек. Вражда у нас ним шла давно. Главной причиной вражды был спорный участок леса, клином врезавшийся в крестьянскую землю. Помещик считал этот лес своим, а крестьяне доказывали обратное. Долгие годы шёл спор про этот лес. "Правда" всегда была на стороне помещика. Но вот прокатилась волна восстаний по всей России. Поколебалась власть помещиков. Свободней стало дышать. 12 ноября 1905 года собрался у нас в Апонитищах сельский сход. Разбирались общественные дела и затронулся спорный вопрос о лесе. Настроение крестьян было революционное. На вековую несправедливость помещика решили ответить самовольной порубкой леса. Для храбрости выпили вина и тут же организаторы этого дела, в количестве 12 человек пошли по домам брать подписку с односельчан об организованном выходе на порубку леса. На 13 ноября решено было идти всей деревней и вырубить спорный участок леса. Не обошлось дело без провокаторов. Потолоцкому ещё 12 –го было известно решение и настроение крестьян. Он посылал за помощью к Земскому Начальнику. 13-го числа, как и было решено, все крестьяне вышли рубить лес. Потоловский напуганный этим решительным действием крестьян, отправил в Рязань губернатору ложную телеграмму, в которой писал, что крестьяне приступают к грабежу всего имения. К вечеру в волостное управление съезжалось всё начальство: Земский Начальник, Становой и пр. Около волости собрали сход и сначала посредством угроз, затем мирным путём, начали уговаривать прекратить порубку леса, но крестьяне не соглашались.14-го числа порубка леса продолжалась. В 12 час дня 14-го на основании телеграммы  Губернатору в Апонитищи прибыла рота солдат из Зарайского Сапёрного батальона. Каждый солдат, как выяснилось после, имел в то время по 10 боевых патрон. Но и солдаты и офицеры роты были настроены, до некоторой степени, либерально. Они заявили, если крестьяне сами не будут применять оружия, то и против их не раздастся ни одного выстрела.
В этот день опять был собран сход, опять уговаривали крестьян прекратить порубку леса. Крестьяне согласились, при условии, вызвать землемера для обмера участка и установить твёрдую границу помещичьей и крестьянской земли. Срубленные деревья крестьяне перевезли себе и прекратили рубку. Ждали землемера, но землемер не приехал.

Тогда вторично пошли дорубать лес. Когда лес был срублен, приехал землемер Севостьянов, промерил участок и признал его собственностью Потоловского. После такого решения землемера, Потоловский передаёт дело в Суд, где главными виновниками выставляет 12 человек, - зачинщиков восстания."[5]

В местных сельских приговорах по тем сёлам, которые присоединились к Крестьянскому союзу, встречаются такие же половинчатые решения вопроса о выкупе [6]. Но часто крестьяне предпочитают не оговаривать прямо выкуп частновладельческих земель, а ссылаются на то, как решит Учредительное собрание или демократически избранная Государственная дума. Вместе с тем во многих приговорах крестьяне решительно отрицают выкуп. Так, например, собрание крестьян сёл в своей резолюции постановили: "Вся земля, какая есть, должна стать общей собственностью государства, без какого бы то ни было выкупа в пользу теперешних владельцев" [5]. Самой формулировкой резолюции саратовские крестьяне подчёркивают, что они решительно не согласны с постановлением Крестьянского союза и не допускают даже и частичной оплаты земли.

Таким образом можно сделать вывод, что крестьянские восстания 1905 - 1907 гг. были жестоко подавлены царским правительством. "Крестьяне действовали слишком распылённо, неорганизованно, недостаточно наступательно, и в этом, - говорит В. И. Ленин, - заключается одна из коренных причин поражения революции". Революция отступала, но она оказала решающее влияние на исторические судьбы крестьянства. Революция разбудила массы. Борьба всколыхнула деревню, изменялась психология миллионов разорённых крестьян. В огне революционных выступлений крестьянство освобождалось от многих иллюзий, оно всё более теряло веру в "престол" и в начальство; в крестьянских массах выковывалась новая общественно-политическая идеология.

Список литературы:

Журнал Зарайского уездного земского собрания чрезвычайного созыва 30 декабря 1905 года // Фонд Зарайского краеведческого музея - 1906 г. - 3 – 9 с.

Данилов В.Д. Крестьянская революция в России, 1902-1922 // Москва-Тамбов – 1996 г. – 4-23 с.

Оленев М.Б. Хронологический перечень // Исторический дискуссионный клуб – 2010 г. -1-19 с.

Литвак Б.Г. Опыт статистического изучения крестьянского движения в России XIX в. // М. - 1967 г. – 86-111 с.

Ясько

Т.Н. Первая русская революция 1905-1907 гг. // Россия и АТР – 2005 г. – 153-158 с.

Постников Н. Д. Территориальное размещение и численность политических партий России (1907 — февраль 1917 гг.) // Московский государственный областной университет – 2013 г. – 190-191 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×