Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Концепция муниципального проекта «Химия без границ». Работа №216643

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для обеспечения рынка труда градообразующих предприятий необходимы развитый внутренний рынок и подготовка квалифицированных кадров. База для их подготовки закладывается в школе, а развитый внутренний рынок требует от населения элементарной технологической грамотности, знания возможностей отраслей промышленности.

В свете современных требований актуальны вопросы химического образования и профильного самоопределения в этом направлении. Муниципальный прект "Химия без границ"нацелен на формирование системы химического образования в образовательных организациях города с целью повышения социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для постепенного и непрерывного сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.

Работа:
Управление образования администрации
Городского округа Город Губаха
Концепция муниципального проекта Химия без границ
Губаха, 2017
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 (Новый образовательный центр)Содержание
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc484967579" HYPER14Идея Проекта. Основные проблемыHYPER13 PAGEREF _Toc484967579 \h HYPER142HYPER15
Цели и смысловые ориентиры ПроектаHYPER13 PAGEREF _Toc484967586 \h HYPER143HYPER15
Общее образованиеHYPER13 PAGEREF _Toc484967592 \h HYPER143HYPER15
Дошкольное образованиеHYPER13 PAGEREF _Toc484967593 \h HYPER143HYPER15
Начальная школаHYPER13 PAGEREF _Toc484967594 \h HYPER144HYPER15
Основная школаHYPER13 PAGEREF _Toc484967595 \h HYPER144HYPER15
Старшая школаHYPER13 PAGEREF _Toc484967596 \h HYPER144HYPER15
Описание программы достижения целейHYPER13 PAGEREF _Toc484967597 \h HYPER145HYPER15
Субъекты реализации ПроектаHYPER13 PAGEREF _Toc484967598 \h HYPER145HYPER15
Направления и задачи работы по формированию системы химического образования в образовательных организациях городаHYPER13 PAGEREF _Toc484967603 \h HYPER145HYPER15
Направление 1. Нормативно-правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерствоHYPER13 PAGEREF _Toc484967604 \h HYPER145HYPER15
Направление 2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы химического образования в образовательных организациях городаHYPER13 PAGEREF _Toc484967610 \h HYPER146HYPER15
Механизмы реализации КонцепцииHYPER13 PAGEREF _Toc484967619 \h HYPER146HYPER15
РискиHYPER13 PAGEREF _Toc484967620 \h HYPER147HYPER15
Ожидаемые результаты реализации ПроектаHYPER13 PAGEREF _Toc484967621 \h HYPER148HYPER15
HYPER15
Концепция проекта Химия без границ
Идея Проекта
Спецификой стратегии социально-экономического развития городского округа Город Губаха является наличие и деятельность на его территории градообразующих предприятий химической промышленности мирового значения ПАО Метафракс и ОАО Губахинский кокс. Развитие этих предприятий предопределяет систему требований к сфере образования. Растущим, развивающимся предприятиям необходимы функционально-грамотные, инновационно мыслящие, креативные, ответственные, быстро и качественно обучаемые и переобучаемые кадры.
Для обеспечения рынка труда градообразующих предприятий городского округа Город Губаха необходимы развитый внутренний рынок и подготовка квалифицированных кадров. База для их подготовки закладывается в школе, а развитый внутренний рынок требует от населения элементарной химической грамотности, знания возможностей химической промышленности.
Характерные черты современного общества – химическая безграмотность и хемофобия, которая активно культивируется СМИ. Большинство выпускников образовательных организаций города не рассматривают химическую промышленность как сферу будущей профессиональной деятельности. Химическая грамотность должна формироваться через систему химического образования в образовательных организациях города, которая в настоящее время не выстроена. В система должна объединять образовательные организации всех уровней образования, начиная с дошкольного, поскольку именно в дошкольном возрасте начинают формироваться необходимые для естественнонаучного мировоззрения качества личности.
Одна из самых серьезных проблем, на которые наталкивается сегодня химия в школе, – нечувствительность восьмиклассников к новому и трудному для них предмету. К 13 – 14 годам специфика интересов и поведения большинства учащихся плюс необходимость освоить абсолютно новое содержание всего за два класса вызывают общеизвестные негативные установки. К окончательной утрате интереса ведет и постепенно растущая функциональная химическая неграмотность. Ученики самоопределяются, не выбирая этот предмет для профильного обучения, и постоянно конфликтуют с требованиями школьной программы и образовательных стандартов.
В то же время младший подростковый возраст, 11–12 лет, в котором химию обычно не изучают, более всего чувствителен к новообразованиям внутри практической деятельности: наибольший интерес вызывают те предметы, где можно многое делать собственноручно и самостоятельно. Для продления интереса к освоению и опробованию новых предметов химия предоставляет наибольшие возможности. Многих учеников, для которых усвоение понятий в практической деятельности составляет единственно возможный путь умственного развития, именно химия могла бы удержать в рамках познавательного процесса в этот образовательный период. Интерес к информации из области химии велик и постоянно подкрепляется популярным чтением, разговорами взрослых, рекламой и т.п. Однако дети сами не могут критически отнестись к образовавшимся у них в повседневной жизни бытовым представлениям – они должны получить для этого адекватную психологическую основу в сенситивный для такого переосмысления период, который важно не пропустить. Очевидно, что интересы детей должны быть поддержаны и развиты, во избежание как его быстрого угасания, так и фиксации на примитивном уровне бытового экспериментирования. Не секрет, что обычные попытки взрослых объяснить научным языком наблюдаемые явления, привлекая для этого категории из ненаблюдаемой реальности, как правило, заканчиваются характерной понятийной путаницей в головах детей.
К основным факторам, влияющим на возникновение у обучающихся устойчивого интереса к изучению химии, относятся: химический эксперимент, качество учебно-методического обеспечения, а также профессиональные качества учителя. Поддержанию такого интереса и его последующему перерастанию в мотивацию к изучению предмета способствует состояние успеха в процессе обучения, которое связано с уровнем сформированности у обучающихся знаний и способов деятельности, проектной и исследовательской культуры. В нашей стране накоплен позитивный опыт проведения химических олимпиад и других творческих соревнований, являющихся наряду с ЕГЭ и ОГЭ критериями оценки качества освоения учебного предмета Химия и способствующих развитию мотивации к изучению химии. В дальнейшем на формирование осознанной мотивации к изучению того или иного предмета существенное влияние оказывает выбор обучающимися будущей сферы профессиональной деятельности. Отрицательное влияние на мотивацию к изучению химии оказывает низкий престиж химических специальностей, недостаточный уровень профориентационной работы с обучающимися.
В этих условиях одной из проблем, стоящих перед образовательной системой городского округа Город Губаха, становится её недостаточная социальная эффективность, а именно: профессиональное самоопределение выпускников школ города не соответствует кадровым потребностям градообразующих предприятий.
Основные проблемы
С целью поисков путей выстраивания профессиональной карьеры учащихся Губахи Социологическое Ведомство Оперативных Исследований (Агентство "СВОИ") по заказу ПАО Метафракс провело социологическое исследование. Цель исследования: выяснить особенности образовательных и профессиональных ориентаций учащихся, их планы на будущее. Участниками исследования стали ученики школ Губахи и студенты УХТК, а также их родители, педагоги и специалисты Управления образования администрации городского округа Город Губаха. Проведены онлайн-опрос, экспертные интервью и работа фокус-групп. Исследованием было охвачено 400 родителей, 502 учащихся, 50 педагогов и специалистов Управления образования.
Высокие оценки по физике, химии и математике имеют только 6,5% учащихся и в основном это девочки. Интересно, что хотят получить высшее образование 89%, но при этом конкретный ВУЗ могут назвать далеко не все (только 32% из тех, кто планирует учиться в ВУЗе). В химической отрасли хотели бы работать 19,5% школьников и 22% родителей восприняли это положительно. ПАО Метафракс является одним из главных субъектов, определяющих жизнь в городе. По результатам исследования около 70% опрошенных как взрослых, так и школьников согласны с тем, что Метафракс играет большую и даже главную роль на территории Губахи: отчисляет больше всех налогов, помогает школам, детским садам, является основным работодателем. На предприятии в настоящий момент занято 9% трудоспособного населения Губахи. В связи со строительством нового комплекса АКМ в ближайшей перспективе ожидается дальнейшее расширение и развитие деятельности предприятия: развитие новых производств и связанное с этим увеличение количества сотрудников.
По результатам исследования выяснено, что 42% школьников хотят работать на ПАО Метафракс и этого же хотят 55% родителей. 59% родителей будут советовать своему ребенку контракт на обучение с ПАО Метафракс. В 2016 году на химико-технологический факультет ПНИПУ из Губахи поступили по контракту только 4 человека. Контрактные места ПАО Метафракс заняли жители Перми, Березников, Горнозаводска, Губахи, Кизела – всего более 40 человек.
В целом уровень успеваемости опрошенных учащихся не высок. Средний балл по химии составляет 3,92 балла, средний балл по физике - 3,71 балла, по математике – 3,73 балла. При этом физику, а еще реже химию мало кто выбирает в 9-м классе при государственной итоговой аттестации. Предметы действительно сложные. Низкий уровень успеваемости в среднем по химии, физике и математике имеют 52,3% опрошенных школьников, средний уровень успеваемости – 41,2%, а высокий – 6,5%.
Несмотря на высокий уровень оснащенности кабинетов и школьных лабораторий, оценки качества проведения лабораторных работ как по физике, так и по химии не высоки. 15% школьников говорят, что у них вообще нет экспериментов по химии. Главными факторами, способствующими снижению качества подготовки по естественнонаучным предметам, являются нехватка квалифицированных педагогов, нехватка учебных часов и отсутствие интереса учащихся.
Анализ и обобщение результатов социологического исследования дают возможность определить направления совершенствования системы образования городского округа Город Губаха в области формирования химической грамотности и сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
Цели и смысловые ориентиры Проекта
Общая концептуальная и стратегическая идея Проекта:
Формирование системы химического образования в образовательных организациях города с целью повышения социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для постепенного и непрерывного сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
Основная цель Проекта:
Повышение качества образования по предметам естественнонаучного цикла, эффективности профильного самоопределения обучающихся и предпрофильной подготовки.
На каждом уровне образования определены цели и смысловые ориентиры.
Общее образование
Дошкольное образование
Цель:
Создание условий для формирования навыков познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучной направленности.
Выпускник ДОУ интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в т.ч. мире предметов и вещей), задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). У него имеются навыки наблюдения за объектами, выполнения простейших опытов с веществами под руководством взрослых, знаком с профессиями родителей.
Начальная школа
Цель:
Создание условий для формирования и развития навыков учебно-исследовательской деятельности естественнонаучной направленности.
Выпускник начальной школы имеет мотивацию к изучению окружающего мира, умеет проводить простейшие опыты с веществами, сформированы такие регулятивные УУД как целеполагание, планирование, контроль и коррекция, комплекс общеучебных УУД, знаком с профессиями, востребованными в городе.
Основная школа
Цель:
Создание условий для профильного самоопределения обучающихся, формирования устойчивой мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла.
У выпускника основной школы сформированы умения решать ближайшие и перспективные задачи своего образования, сформированы компетенции, связанные с осуществлением образовательного маршрута и профессионального выбора, имеется устойчивая мотивация к изучению физики, химии как профильных предметов в старшей школе, сформировано понимание о важности и востребованности в современном мире профессий инженерной, в том числе химической, направленности
Старшая школа
Цель:
Создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников в условиях социального заказа в системе социального партнерства.
Выпускник средней школы овладел способностью организовывать собственное образование целесообразно намеченному направлению образовательной траектории, делает осознанный выбор инженерной, в том числе химической, профессии, места получения образования, экзаменов ЕГЭ, реализует этот выбор.
Среднее профессиональное образование
Цель:
Создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников в условиях социального заказа в системе социального партнерства, формирования способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Обучающиеся основной и старшей школы в рамках сетевого взаимодействия получают возможность познакомиться на практике с рабочими специальностями, востребованными на предприятиях-партнёрах, делают осознанный выбор будущей профессии.
Выпускники УХТК овладевают способностью действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности, делают выбор продолжения профессиональной деятельности на предприятиях-партнерах.
Описание программы достижения целей
Субъекты реализации Проекта
Управление образования администрации городского округа Город Губаха
Образовательные организации городского округа Город Губаха
МАДОУ ЦРР - детский сад №1
МАОУ Начальная общеобразовательная школа № 1
МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 14 (Новый образовательный центр)
ГБПОУУральский химико-технологический колледж
ПАО МЕТАФРАКС
Реализация проекта будет направлена на следующие целевые группы:
Педагоги ОУ – участников проекта
Обучающиеся ОУ – участников проекта
Родители (законные представители) обучающихся ОУ – участников проекта
Представители ПАО МЕТАФРАКС
Формирование системы химического образования в образовательных организациях города осуществимо при постоянном взаимодействии всех с целью повышения социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для постепенного и непрерывного сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
Направления и задачи работы по формированию системы химического образования в образовательных организациях города
Направление 1. Нормативно-правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство
В рамках работы по данному направлению предстоит выявить институциональные формы, модели и механизмы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях общего образования (дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем), определить и документировать условия их социально-педагогической эффективности и транслируемости. Это предполагает, в том числе, решение следующих задач:
разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения между участниками проекта;
совместное решение задач сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения образовательными учреждениями различных уровней;
организация социального партнерства;
апробация и сравнительная оценка эффективности различных форм организации и сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения.
Направление 2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы химического образования в образовательных организациях города. Работа по данному направлению предполагает решение следующих задач:
работа координационного совета, решающего вопросы взаимодействия между участниками проекта;
использование сетевых ресурсов для организации взаимодействия между участниками проекта;
оказание методической помощи через работу временного методического объединения педагогов – участников проекта;
формирование банка дидактических, диагностических, контрольно-измерительных средств, материалов психолого-педагогического сопровождения для всех уровней образования;
разработка системы показателей результативности деятельности муниципальной и институциональных систем сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения (дифференцированно по уровням образования);
формирование и систематическое обновление открытого банка профессий и должностей, востребованных на предприятиях города;
подготовка пакета материалов профориентационной направленности по профессиям, востребованным на предприятиях города и обеспечение их доступности;
обновление материальной базы ОУ в соответствии с содержанием инновационных программ Проекта при участии предприятий-партнеров.
Механизмы реализации Концепции
1. Разработка и внедрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере организационно-педагогического сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения.
2. Организация деятельности координационного совета, в сфере организационно-педагогического сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения.
3. Разработка и реализация инновационных программ образовательных учреждений – участников проекта.
4. Горизонтальные механизмы обмена инновационным опытом в целевой области: временные методические объединения педагогов – участников проекта, семинары, мастер-классы, сетевые интернет-сообщества, мероприятия с участием предприятий-партнеров.
Риски
Основные риски реализации Проекта связаны с возможностью различных форм имитации действий по управлению его реализацией (см. табл.).
Риски
Пути минимизации рисков
Ориентация на быстрые результаты (эффекты), поспешность в реализации мероприятий.
Этапный подход в реализации Проекта. Согласование изменений в практике с изменениями в образовательной системе.
Ориентация на жесткий вертикальный стиль управления работой по реализации Проекта, как результат: низкая активность участников Проекта.
Широкое вовлечение участников Проекта на этапах разработки и апробации инновационных программ ОУ.
Развитие механизмов социального партнёрства всех субъектов реализации Проекта.
Открытая информационная политика при реализации проекта; формирование единого информационного пространства, обеспечивающего эффективный горизонтальный обмен информацией между субъектами.
Сужение спектра направлений работы и решаемых задач, выхолащивание содержания, формализация работы.
Системный подход, ориентация на принцип научной обоснованности, привлечение экспертов – представителей научно-образовательного сообщества – на всех этапах работы.
Сознательная имитация деятельности по реализации Проекта ОУ - участниками с целью привлечения средств бюджета для собственных нужд.
Перенос центра тяжести основных практических работ по формированию системы сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения с муниципального на институциональный уровень.
На всех этапах реализации Проекта одним из центральных становится риск разобщенности действий субъектов ее реализации, что требует дополнительных усилий по координации предпринимаемых действий.
Ожидаемые результаты реализации Проекта
Внешний эффект – апробирована система химического образования в образовательных организациях городского округа Город Губаха - участниках Проекта, созданная с целью повышения социальной эффективности образовательной деятельности на основе создания условий для постепенного и непрерывного сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
Внутрисистемный эффект – сформирован необходимый и достаточный набор условий для перехода к следующему этапу – этапу создания муниципальной системы сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения обучающихся.
Второй этап – создание муниципальной системы сопровождения процессов, направленных на развитие личностных качеств, необходимых для профессионального самоопределения обучающихся на основе взаимодействия всех участников образовательных отношений всех уровней образования городского округа Город Губаха на основе механизмов социального партнёрства всех заинтересованных субъектов.
1
Желудкова Марина Васильевна,
директор МБОУ СОШ № 14(НОЦ),
учитель химии
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×