Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Духовно- нравственное развитие детей посредством чтения художественой литературы ☼. Работа №222938

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Посредством чтения художественной литературы дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее система - образующий признак - нравственное воспитание. Как считают многие педагоги сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности. Как считает Л.А. Григорович нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.

Работа:

- РФ -

Московская область

Администрация Дмитровского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Родничок»

http://dmdou7.edumsko.ru; email  rodnichok-7sad@yandex.ru

тел.: 8(49622)-3-57-72

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема конференции:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Анжела Николаевна Сперанская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дмитров, 2019 г.

 

***

Содержание.

Введение…………….…………………………………………………………..2

Сказки

"Сказка о дружбе.................................................................................................6

Рассказы………………………………………………………………………...8

Пословицы и поговорки……………………………………………………...13

Стихи…………………………………………………………………………..15

 

Посредством чтения художественной литературы дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее система - образующий признак - нравственное воспитание. Как считают многие педагоги сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности. Как считает Л.А. Григорович нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания. В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания». У сказки всегда особое отношение к действительности. Сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю. Повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе "стихийный реализм", наполнены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одно целое. Развлекательный характер сказок не противоречил их идейной устремленности. Сказки реагировали на негативные стороны жизни, противопоставляли им свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, невинно гонимым. Идеализируют этих героев, делают их счастливыми. Вымысел, возведенный сказками в абсолютную степень как категория эстетическая, выступал в единстве с народной этикой. Итак, сказки имеют философский характер, за их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа. Сюжет сказки мог восприниматься как своеобразная метафора реальных человеческих отношений и находить для себя бесконечные аналогии в самой жизни.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений. Методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Таким образом, произведение устного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.


 

 

 

Сказки

Каникулы в

Простоквашино

- Эдуард Успенский

Малыш и

Карлсон

, который живёт на крыше -

Астрид

Линдгрен

Денискины рассказы - Виктор Драгунский

Возвращение блудного попугая - А.

Курляндский

«Приключения

Винни

– Пуха и его друзей» -

А.Милн

(

пер.Б.Заходер

)

«Приключения Незнайки и его друзей» - Н.Носов

«Про ёжика и медвежонка» - С.Козлов

«Крокодил Гена и его

друзья» Эдуард

Успенский

«Волшебник Изумрудного города» Александр Волков

Рассказы

М. Дружинина «Девочка наоборот»

М. Дружинина «

Дразнительное

имя»

В. Осеева «Кто хозяин?»

В. Осеева «Навестила»

В.Осеева «Отомстила»

В.Осеева «Плохо»

В. Осеева «Сыновья»

В.

Голявкин

«Коньки купили не напрасно»

В. Драгунский «Он живой и светится...»

В. Драгунский «Что я люблю

В.

Драгунский

«Заколдованная буква»

В. Сухомлинский

«

Жестокость»

В. Сухомлинский «Мальчик с больным сердцем»

В. Осеева

«

Синие листья»

Л. Толстой

«

Лев и собачка» (быль)

Л.Толстой «Косточка» (быль)

В. Сухомлинский

«

Большое ведро»

В. Катаев

«

Цветик-семицветик

»

 

Стихи

Ю.Чичиков «Что такое дружба?»

С.Маршак «

Друзья-товарищи.»

А.Барто

«Мой друг»

А.Барто

«Есть такие мальчики»

О.Бундур

«Без меня»

Е.Благинина «Подарок»

Н.Саконская

«Разговор о маме». 

Н.Саконская

"О семье

."

Н.

Саконская

«Завистливая Катя»

Н.Саконская

«Ябеда»

И. Романов

«Добрые слова»

Сказки

Сказка о дружбе

В одном лесу жили-были звери. По правой стороне реки жили медведи, лоси, лисицы и волки. А на левом берегу реки жили зайцы, белки, куницы и другие мелкие зверушки. Дружными они были, помогали друг другу. На полянке часто собирались, в игры разные играли, в гости друг к другу ходили. Для этого даже мостик через речку бобра попросили построить.

Но однажды пришёл лось на водопой и заметил, что не такая уже вода чистая в речке, как раньше. Собрал он зверей, и стали они думать да гадать, кто же воду в реке мутит. Звери с правого берега реки обвиняли во всём жителей левого берега, а лево- бережцы обвиняли жителей правого берега. Такой спор возник между зверьми, что поссорились крепко они и разошлись ни с чем. А вода в реке с каждым днём становилась всё грязнее и грязнее. Стала погибать рыба, и медведю, который очень любил рыбачить, стало совсем грустно и обидно. Задумал он наказать жителей левого берега, да вовремя его солнышко остановило. Ведь солнышку далеко вокруг всё видно, и оно хорошо знало, почему речка становится с каждым днём грязнее и грязнее.

Прошептало оно мишке на ушко, что нужно делать и скрылось за облаком .И вот снова собираются все звери на общей полянке. Боятся белочки. Дрожат хвостики и у зайцев, ведь закончилась дружба между жителями леса. Но медведь никого не стал больше обвинять, рассказал только, что за лесом люди завод новый построили. А в реку трубу опустили, чтобы отходы сливать.

Задумались звери: как речку от грязи очистить, как восстановить мир в лесу? А заяц предложил пойти к людям. Хоть и был он трусишкой, но другого выхода не видел.

 И вот звери все вместе пошли к людям. Очень им хотелось подружиться с людьми. А ещё очень хотелось прыгать и играть на чистых полянках и пить чистую воду из реки.

Выслушали люди зверей. И поняли, что наносят большой вред природе. Убрали трубу и придумали новые сооружения, которые даже воздух стали очищать.

А звери снова стали дружными! Никто не мог их больше поссорить. Снова стали ходить друг к другу в гости и собираться на полянке. Ведь только вместе они смогли сделать такое нужное дело – спасти свой дом!

 

"Веточкины сказки"

 

В далекой-далекой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слоненок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона, конечно. Но такое ему дали мама и папа. Из-за этого имени никто не хотел дружить со слоненком.
-Мосик-длинный носик. Уходи ты спать. Не мешай играть, - дразнились другие слонята и не принимали его в свои игры.
А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения.
Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, когда все еще спали, слоненок ушел из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слоненок Мосик был маленький и глупый. Он даже не подозревал, что вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.
Слоненок шел очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить.
Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был припустить со всех ног к озеру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:
- Помогите! Помогите!
Слоненок замер и оглянулся, но никого не увидел.
- Помогите! Помогите! – послышалось снова, словно из-под самой земли.
Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном стебельке. Цветок склонил головку и почти завял.
Слоненку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка:
- Тебе помочь?
Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал:
- Солнце… Оно такое яркое.
Мосик подумал и воскликнул:
- Я спасу тебя!
Слоненок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цветок от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал:
- Спасибо тебе, слоненок. Ты настоящий друг.
- Как ты меня назвал? – удивился Мосик.
- Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.
- А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? – осторожно спросил слоненок.
- Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок.
Слоненок засмеялся. Он стал самым счастливым слоненком на свете. Ведь у него появился друг.

 


 

 

 

 

Рассказы.

 

Л.Н.Толстой «Косточка»

(быль)

  Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 

"Два товарища"

(басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: "Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?"

"А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают".

 

Осеева В.

«Синие листья»

 

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены не было ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зеленый карандаш.

А Катя и говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

– Это очень много,– говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты не берешь? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зеленого нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

 

«На катке»

 

День был солнечный. Лед блестел.

Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

– Я нечаянно... – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

– Коленку...

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

– Иди к нам! – позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

 

«Отомстила»

 

Катя подошла к своему столу и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

– Алешка! – закричала Катя. – Алешка!.. – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

– Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

– Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

– Заплакала!.. Из-за каких-то красок заплакала!

– Ты у меня тоже заплачешь! – кричала Катя. – Еще как заплачешь!

– Это я-то заплачу? – Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. – А ты сначала поймай меня!

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал.

Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

– Алеша! – кричала она. – Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

– Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

– Не можешь? – кричала Катя, ощупывая Алешины коленки. – Держись за меня. – Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. – Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

– Что, не можешь стоять? – спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и крепко прижался к сестре.

– Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!

 

«Плохо»

 

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и плохо!– гневно ответила женщина.

 

 

«Волшебное слово»

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

– С тобой что-то случилось?

– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

– Убежишь?

– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

– Что же, не берет тебя брат?

– А почему вы все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза...

– А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

– Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

– Какую тебе?

– Мне синюю, – робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

– Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

– Пожалуйста, – повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

 

«Сыновья»

 

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

– А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.

– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну что? Каковы наши сыновья?

– А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

 

«Случай»

Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришел его товарищ Витя.

– Давай рисовать!

Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый и синий.

– А где же остальные? – спросил Витя.

Коля пожал плечами.

– Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла... А черный и желтый взял у меня Петя– у него как раз таких не хватало...

– Но ведь ты сам остался без карандашей! – удивился товарищ. – Разве они тебе не нужны?

– Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

– Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

– Ну, бери... раз уж такой случай... – пробормотал он.

 

Пословицы и поговорки.

 

О Родине.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Родина –мать, умей за нее постоять.

 

О труде.

Человек живет век, а его дела –два.

Счастье и труд рядом живут.

Труд кормит, а лень портит.

Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.

Не спотыкается тот, кто не идет.

Вскачь борозды не пашут.

Муравей не велик, а горы копает.

-Лень, отвори дверь, сгоришь!

-Хоть сгорю, да не отворю!

 

О признательности,

взаимопомощи.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Послужи на меня, а я –на тебя.

Рука руку моет, и обе белы живут.

За добро добром и платят.

Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Сделав добро, не кайся.

 

О гостеприимстве.

Умел в гости звать –умей и угощать.

Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.

В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.

Безсоли. Без хлеба –худая беседа.

 

О правде.

Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь.

Молвя правду –правду и делай.

Правда дороже золота.

Без правды не житье, а вытье.

Засыпь правду золотом, а она всплывет.

Молодому лгать вредно, а старому –непотребно.

Не с ветру говорится, что лгать не годится.

Что знается, то и скажется.

Из черного не сделаешь белого.

 

О дружбе.

Нет друга –ищи, а нашел –береги.

Новых друзей наживай, но и старых не забывай.

Для милого дружка и сережка из ушка.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друг спорит, недруг –поддакивает.

 

О воспитании.

Не тот отец, кто вспоил-вскормил, а кто уму-разуму научил.

Умел родить –умей и научить.

Дитятко –что тесто: как замесил, так и взошло.

Из одной печи, да не одни калачи.

У семи нянек дитя без глазу.

Деточек воспитать – не курочек пересчитать.

Работные дети отцу хлебы.

Засиженное яйцо всегда болтун (баловень) .

Счастливая дочь –в отца, а сын –в мать.

Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Родилось чадушко, старше бабушки («умничает») .

Глупому сыну не впрок наследство.

 

О семье.

Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не нужен и клад, коль в семье разлад.

Одному и в раю не рай.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Тишь да гладь, да Божья благодать.

Любовь да совет, да и нуждочки нет.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат с братом на медведя ходят.

 

Стихи.

 

Н.Саконская «Разговор о маме». 


От чистого сердца, простыми словами 
Давайте друзья, потолкуем о маме. 
Мы любим её, как хорошего друга, 
За то, что у нас с нею всё сообща, 
За то, что когда нам приходится туго, 
Мы можем всплакнуть у родного плеча. 
Мы любим её и за то, что порою 
Становятся строже в морщинках глаза. 
Но стоит с повинной прийти головою 
Исчезнут морщинки, умчится гроза. 
За то, что всегда без утайки и прямо 
Мы можем доверить ей сердце своё. 
И просто за то, что она – наша мама 
Мы крепко и нежно любим её!

"О семье."

 

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-Всех милее наша (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? –

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых детей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш (дед).

 

"Про Свету и касету".

 

У подружки просит Света:

— Дай мне видеокассеты.

— Ну, конечно же, бери

И мультфильмы посмотри!

 

У Антона просит Света

— Дай, пожалуйста, кассеты

«Приключенья Буратино»

Или «Лампу Аладдина».

 

У Сережи просит Света

— Дай мне посмотреть кассету

Про медведя и лису.

— Ладно, завтра принесу!

 

Но когда попросят Свету

Принести друзьям кассету,

Света очень недовольна,

Света морщится невольно:

— Не могу найти кассету,

Видно, затерялась где-то.

"Трусом быть я не хочу".

 

Я боюсь признаться маме.

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь —

Я, наверно, просто трус!

 

Мама может огорчиться,

Мама может рассердиться,

Скажет: «Мы ведь говорили,

Не играй с мячом в квартире.

 

В догонялки, в салки, в прятки

В мяч — играют на площадке».

Кто подскажет, как мне быть,

Чтобы трусом не прослыть?

 

"Завистливая Катя".

 

Всем завидовала Катя:

Аня ходит в новом платье,

Оля — в шелковой косынке,

Бант у Ксюши, как картинка!

 

У Наташи день рожденья,

Будут торт и поздравленья,

Машу тоже похвалили.

А меня опять забыли!

 

И сказала мама Кате:

— Не завидуй, дочка, хватит!

Зависть нас не украшает,

Зависть людям жить мешает.

Не завидуй, а сумей

Радоваться за друзей!

 

"Ябеда".

 

Любит жаловаться Таня

На подруг и на друзей:

Опоздал на завтрак Ваня,

Грузовик сломал Сергей.

 

Нина вкусную котлету

Отдала тайком коту.

Грушу не помыла Света,

А несет ее ко рту.

 

Предложила я Татьяне:

— Попрощайся-ка с друзьями,

Посиди чуть-чуть одна,

Поразмыслить ты должна.

— Без друзей я не хочу,

Я, пожалуй, помолчу.

 

«Стих о добре»

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!

Но, а мы послушаем стихотворения о доброте.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто.

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

 

И. Романов

 

«Добрые слова»

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

 

М. Лисянский

 

О Победе

 

Дедушкины друзья

 

Май… Вовсю щебечут птицы,

И парад идёт в столице.

В орденах шагают деды.

Поздравляем с Днём Победы!

 

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

 

Горят на солнце золотом

Награды боевые,

И входят в дом,

В наш мирный дом,

Дороги фронтовые.

 

Я молча рядышком сижу,

Но кажется порою,

Что это я в прицел гляжу,

Что я готовлюсь к бою.

 

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Всё меньше их,

Но верю я:

Они опять приедут.

 

***

 

Что за праздник?

 

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? 

 

***

Пусть дети не знают войны

 

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас -

Всё им испытать довелось.

 

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

 ***

Салют Победе

 

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня!

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым,

Салют!

 

***

 

9 мая

 

Май.

Россия.

Цветёт весна.

Отгремела давно война.

И сегодня у братских могил

Вспомним тех, кто нам жизнь сохранил.

 

***

 

Победа

 

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.

 

***

 

Нужен мир

 

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

 

***

 

Пусть будет мир!

 

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 

***

Победа

 

Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне,

Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла

В Сорок пятом году!

 

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту -

Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!

 

Литература.

 

Авторы стихов:

С. Михалков, С. Пивоваров, А. Терновский, Т. Белозёров, С. Погореловский, А. Усачёв, Н. Иванова, В. Степанов, Д. Попов, А. Жирнов, А. Лелехова-Гламаздина, А. Смирнов, Д. Попов

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников

:ЦГЛ,2005.

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и

др

.-

Волгоград

: Учитель, 2007.


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×