Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Конференция ☼. Работа №233503

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Материал о Конференции

Работа:
Речевое творчество детей 5-6 лет
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных задач дошкольного образования – формирование речевого творчества у старших дошкольников. Раскрыто содержание экспериментального исследования, целью которого было совершенствование работы по формированию речевого творчества детей. Приводится описание условий, методов и приемов ее решения, способствующих развитию речевых умений сочинять оригинальные истории с использованием различных средств выразительности.
Ключевые слова: речевое творчество, старшие дошкольники, детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, этапы обучения сочинению.
Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является обеспечение наиболее эффективных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала и творческих способностей детей. Это обусловлено тем, что именно в этом возрасте формируются основы творческой индивидуальности, осваиваются некоторые способы креативного решения возникающих задач и проблемных ситуаций.
Важным направлением в решении задачи творческого развития старших дошкольников является формирование у них основ словесного или речевого творчества. Согласно работам Л.В. Ворошниной [3], В.Т. Кудрявцева [4], О.Н.Сомковой [1], О.С. Ушаковой [8], А.Е. Шибицкой [9] и многих других именно в этом возрасте дети проявляют особый интерес к собственному придумыванию и сочинению рассказов, сказок и пр. Они не только с удовольствием слушают произведения литературы, но и стараются самостоятельно придумать какой - либо новый для них сюжет, включить в знакомое повествование новых персонажей или новые действия. Для педагогов важно не только поддержать это стремление детей, но и создать определенные условия, которые позволят максимально развить речевые способности детей 5-6 лет к сочинительству. От качества организации данной работы во многом зависит переход ребенка на новый более высокий уровень освоения языка и познания художественно - творческой действительности.
Какие виды речевого творчества существуют? Что и как нам изучать? Нужно ли это детям? Сначала о наиболее известных видах словесного творчества: это словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.
Словотворчество – это придумывание ребенком новых слов. Т.Н.Ушакова выделяет три принципа словотворчества, на основе которых дети образуют новые слова: 1) часть нескольких слов используются как целое новое слово; 2) корень одного слова приобретает новое окончание; 3) из двух слов составляется одно новое слово [7]. Детское словотворчество тесно связано со словообразованием взрослого, например, ПлаТон - система взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн. Дети воспроизводят новые слова потому, что они еще не овладели грамматическими правилами речи (показывая на яйцо ребенок говорит: ко-ко), этот период наступит у него в 6-7 лет, и тогда словотворчество пойдет на убыль (ко-ко сменяется на яйцо). Словотворчество свидетельствует об активном усвоении ребенком грамматического строя речи, и он смело идет по пути экспериментирования с новыми словами.
Творческое рассказывание – это вид словесного творчества, построенный на творческом преобразовании знакомого (известного) литературного произведения, касающегося сюжета, образов, ситуаций, действий, соответствующих (напоминающих) основное содержание. Именно в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи и поэтому он так быстро и легко по-своему пересказывает любые литературные произведения. Отметим, что внимание к творческому рассказыванию детей со стороны ученых оживилось в 1990-е гг. В этот период произошла встреча инженерного кросс-мышления с традиционным педагогическим мышлением, положившая начало междисциплинарным исследованиям в области дошкольной педагогики, а точнее, в решении проблемы развития детского творчества на основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [2]. Вызвав бурю в педагогическом стакане, данная теория быстро нашла единомышленников в лице ищущих и творческих педагогов-новаторов, и встретила отпор в виде молчаливого игнорирования со стороны педагогов приверженцев классической (традиционной) педагогики. Время от времени идеи этой теории напоминают о себе среди беспокойных и ищущих педагогов-практиков, они не могут обойтись без них на практике, а педагоги-теоретики до сих пор проявляют завидную стойкость и непоколебимость.
Сочинение сказок – вид словесного творчества, основанный на сочинении детьми собственной сказки с присущими ей сказочными элементами (сказочные герои, волшебные предметы, волшебные превращения, победа добра над злом и др.). Как сочинить сказку? Этот вопрос задает себе каждый папа или мама, бабушка или дедушка, когда его ребенок или внук обращается к нему перед сном с просьбой Расскажи мне сказку. Если взрослый начнет со знакомой ребенку сказки Колобок, Три медведя и др., то явно будет в проигрыше, потому что ребенок лучше взрослого знает их, он будет постоянно поправлять сюжет своим вымыслами и точно не заснет. Именно поэтому мы не советуем рассказывать детям сказки перед сном, лучше всего их рассказывать детям во второй половине дня. Это будет гораздо полезнее и эффективнее как с воспитательных позиций, так и с точки зрения развития его творчества, воображения, следовательно, и мышления.
Процесс сочинения сказки может активизировать речь ребенка, донести до него какое-нибудь правило поведения или нравственное чувство. Ребенок может ассоциировать себя со сказочным героем и с его героическими и добрыми поступками, сочинение сказки развивает его воображение и он может научиться решать жизненные проблемы в позитивном ключе. А.Н. Афанасьев выделяет три вида сказок: бытовые сказки, волшебные сказки и сказки о животных [5]. В.Я. Пропп выделяет четыре их вида: кумулятивные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, а также мотивы и функции действующих героев [6]. Все эти сказки имеют свою конструкцию, позволяющую проследить за ее сюжетом, действиями героев и результатом их действий. Сочинение сказок для ребенка это не просто развитие фантазии, это активная фаза мысли деятельности дошкольника, которая на следующем этапе его развития, в начальной школе, поможет ему творчески подходить к решению других многовариантных учебных задач.
Поэтическое творчество – это вид словесного творчества детей дошкольного возраста, носит устный характер и выражается в стихотворной рифме (форме). Основным средством развития поэтического творчества детей является детский фольклор (или фольклор для детей), в частности потешки, небылицы, загадки, детские стихи. Это один из самых сложных видов словесного творчества детей, его трудно формировать извне в заранее заданных рамках. Этот процесс требует выявления поэтической одаренности детей и дальнейшего его развития. Развитие поэтического творчества детей – процесс сложный, но если эту работу выполнять поэтапно и систематически, экспериментируя с поэтическими текстами, можно попробовать решить и другие задачи: углубить знания родного языка, развить слуховое внимание, воспитать смекалку, находчивость, быстроту мышления и чувство юмора, т. е. процесс это небесполезный, среди которых главной задачей является воспитание чувства красоты поэтического произведения.
Эта краткая характеристика популярных в отечественной дошкольной педагогике видов речевого творчества детей демонстрирует нам сложность данного конструкта, как в содержании, так и в способах их формирования и (или) развития.
Анализ теории и практики организации процесса речевого развития старших дошкольников в детском саду показывает, что под речевым творчеством понимают особый вид детского творчества, проявляющийся активностью детей в художественно-речевой деятельности и выражающийся в сочинении ими различных устных текстов: сказок, рассказов, стихотворений, загадок, небылиц и пр.
Традиционно формирование умений и навыков сочинительства у 5-6- летних детей осуществляется в рамках специально организованной образовательной деятельности. Однако проведенное нами экспериментальное исследование показало, что дети шестого года жизни, сочиняя сказку или рассказ, не могут придумывать оригинальные сюжеты, не следуют структуре и композиции повествования, крайне мало используют средства выразительности. Обычно ими придумывается устное сочинение, приближенное к реально существующему литературному произведению. Еще труднее им удается включить в сюжет новых героев, не нарушая его логики.
Учитывая достаточно низкие показатели сформированности навыков речевого творчества у старших дошкольников, нами были предложены условия, методы и приемы педагогической работы, способствующие совершенствованию педагогической деятельности и позволяющие получить более качественные результаты.
Первым условием была организация специальной развивающей предметно - пространственной среды, которая позволяла сформировать познавательный интерес к литературным произведениям, обогатить и активизировать лексический запас, развивать воображение и фантазию. Она являлась методом погружения детей в художественно-речевую деятельность и средством становления необходимых мотивов для ее осуществления.
Содержание среды включало создание в групповых помещениях специальных зон. Первой из них был уголок детской книги, в котором были собраны различные литературные произведения для старших дошкольников. В нем регулярно оформлялись выставки и экспозиции по мотивам сказок или рассказов. Вторая зона – для театрализованных игр, содержала различные материалы и атрибуты для инсценировок произведений. Третья – уголок Юные сочинители, где располагались серии рисунков по сочиненным детьми произведениям, поделки, изображающие придуманные ими сценки или героев. Все материалы среды находились в постоянном доступе дошкольников и регулярно обновлялись.
Вторым условием было проведение целенаправленной педагогической работы по формированию творческих речевых умений. Опираясь на исследования О.С. Ушаковой [8] и А.Е. Шибицкой [9], мы разработали содержание поэтапного обучения старших дошкольников сочинению устных произведений (сказок и рассказов). Первый этап предполагал проведение специальных заданий, требующих изменить сюжеты знакомых сказок и рассказов, включая новых персонажей, изменяя места действий и пр. Как показало наблюдение за детьми, придумывание новых действующих лиц не составляло особого труда, затруднения вызывали задания изменить место действий.
Второй этап был направлен на развитие способности детей 5-6 лет придумывать рассказ по готовому началу. Наблюдая за работой детей, было отмечено, что данные задания были интересны им. Они охотно продолжали повествование, часто используя знакомые действия из других произведений или личного опыта.
Третий этап заключался в обучении детей сочинению собственного произведения по заданным условиям. Им предлагались задания - придумать сказку или рассказ, включив определенных персонажей, действия или события. Вначале дошкольники затруднялись составить последовательный связный рассказ. Однако по мере накопления опыта устные сочинения улучшались.
Четвертый этап был нацелен на развитие умений детей самостоятельно придумывать сказку или рассказ. Для мотивирования дошкольников использовались игровые приемы: конкурс сказочников, мини - инсценировки и пр.
Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования были апробированы условия, позволяющие совершенствовать работу по формированию речевого творчества у детей 5-6 лет в детском саду.
Список использованной литературы
Акулова О.В., Сомкова О.Н. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2015. 240 с.
Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач: ТРИЗ-88. Норильск, 1989. 84 с.
Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 2016. 165 с.
Кудрявцев В.Т. О смысле детского словотворчества // Детский сад от А до Я. 2015. №2. С. 142 - 147.
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева : в 3 т. / подг. текста, пред. и прим. В.Я. Проппа. М.: Государственное изд-во художественной литературы (Гослитиздат), 1957-1958.
Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М. : Лабиринт, 1998. 234 с.
Психолингвистика: учебник для вузов / под ред. Т.Н.Ушаковой. М.: ПЕР СЭ, 2006. 416 с.
Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 18 — 29.
Шибицкая А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми // Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 2014. 285 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×