«Мир окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безгра-ничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» (В.А. Сухомлинский).
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края.
С. А. Охотина, воспитатель
МБДОУ №34, п. Самусь, Томская область
«Мир окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» (В.А. Сухомлинский).
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирования начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель знакомит детей со способами общения с природой , формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.
Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса . Поэтому игру надо включать в занятия, труд, наблюдения, продумывать и организовывать игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывание персонажей сказок.
В программе «Детство» раскрыто содержание работы воспитателей по ознакомлению детей с природой, определены основные направления в формировании знаний, умений и навыков труда детей в природе. Эти требования могут быть выполнены при условии ознакомления детей в первую очередь с близкой им природой родного края, так как формирование знаний ребенка дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственного общения его с окружающим миром.
Для успешной работы по экологическому воспитанию через приобщение детей к природе родного края был изготовлен макет леса, животных, птиц, в котором отражены условия для ознакомления детей с природой Сибири, где дети непосредственно живут. Программа предполагает одним из главных методов ознакомления детей с природой является наблюдение, поэтому необходимо широко использовать целевые прогулки, экскурсии. Большое внимание необходимо уделять беседам и разговором с детьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. В группе создана развивающая среда: уголок природы, уголок экспериментирования, где дети знакомятся с полезными ископаемыми родного края, получают в увлекательной форме разнообразные знания о родной природе, её красоте. Подборка художественной литературы по природе, познавательная литература (энциклопедии) по экологии, наборы открыток, фотографий природы сибирского края, животных, птиц, озёра, реки с их обитателями, экологические игры (накоплен материал с помощью родителей). Работа по экологическому воспитанию стало продуктивным. Дети стали более актины в разговорах, беседах, научились различать группы животных и растений родного края (классификация). Осенью в группе проходит конкурс «Что нам осень подарила?» Сколько интересных, разнообразных поделок из природного материала изготавливают родители и дети. Дети учатся беречь и заботиться о природе. Так же ежегодно проходит экологический конкурс «Подкормите птиц зимой», в котором участвуют воспитатели, родители и дети. Родители с детьми изготавливают разнообразные кормушки, приносят корм для птиц (семечки подсолнуха, пшено, сало для синичек). Дети на прогулке следят за тем, чтобы корм был в кормушке, наблюдают за птицами, за их повадками, узнают и называют птиц. А как горды дети тем, что птицы зимой не погибнут от голода и это тоже заслуга детей и взрослых. Как можно чаще (в повседневной жизни) детям надо читать стихотворения, пословицы, поговорки о природе. Например, стихотворение «Покормите птиц зимой», сколько эмоций, переживаний, доброты вызывает у детей это стихотворение. С приходом весны наступает работа в огороде при дошкольном учреждении. В каждой возрастной группе дети вместе с воспитателем сажают овощную культуру. Для младших групп: лук, горох, бобы, редис; средний возраст: редис, шпинат; для старших групп: капуста, огурцы, помидоры, кабачки, картофель . Ведется календарь наблюдений с фотографиями (на каждый день) с первого дня посадки до дня, когда убирают урожай. Педагог объясняет детям, что не все овощные культуры произрастают в нашем крае. В мероприятиях дошкольного учреждения, группы родители участвуют и вносят посильную помощь педагогам.
Природе мы отводим особую роль в воспитании ребенка, т.к. она постоянно окружает его, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, т.к. может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка. Дети-дошкольники – пытливые исследователи, а природа предоставляет им большую возможность видеть красоту изменяющегося мира, который даёт массу ярких впечатлений, вызывает радостные переживания, а значит, и любовь.
Литература:
Кокуева
.
Л.
В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ, 2005. – 248 с.
Николаева
.
С
.
Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми сред
.
и
ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет
.
с
ада
/
С. Н. Николаева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с., 8 л. ил.