Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Активное обучение-среда для развития критического мышления младших школьников. Работа №209407

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В работе рассмотрены активные методы обучения, направленные на развитие критического мышления младших школьников. Критическое мышление учащихся формируется постепенно в ходе развития и обучения ребенка. Но оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Активное обучение способствует активизации критического мышления, повышает мотивацию, учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение.

Работа:

Активное обучение – среда для развития критического мышления младших школьников.

Шитт Т.Н.

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 13» г. Актобе

В работе рассмотрены активные методы обучения, направленные на развитие критического мышления младших школьников. Критическое мышление учащихся формируется постепенно в ходе развития и обучения ребенка. Но оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Активное обучение способствует активизации критического мышления, повышает мотивацию, учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение.

 

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Критическое мышление - комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий помогут активные навыки обучения. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

Н

етрадиционное

начало урока

 –

мотивация, стартер -

(эп

играф

, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация

неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

Организации релаксации и подведения итогов.

Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов:

«метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

Реализация личностно 

ориентированного и индивидуально — дифференцированного

подхода к учащимся, 

организация групповой деятельности школьников

 (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и 

самостоятельной работы детей

.

Нетрадиционные виды уроков

: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

Игры, игровые моменты

 (ролевые, имитационные, дидактические). 

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Создание коллаборативной среды – этот метод способствует созданию успеха на уроке, созданию благоприятной психологической атмосфере урока. Динамично помогают начать урок такие методы, как «Пожелание удачи», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Метод «Дерево ожиданий».

Цель: учащиеся самостоятельно формируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего урока видят свое продвижение вперед.

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Структура работы: учитель заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.

 В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Диалоговое обучение по вопросам высокого порядка, направлены на умение ученика применять, расширять, оценивать, анализировать. Беседа по открытым вопросам – способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления. Активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию умения аргументировать, формулировать выводы, что позволяет учащимся усвоить тему урока. Открытые вопросы – те, на которые нельзя ответить односложно. Начинаются со слов: кто, как, что, где, сколько. Используются, чтобы разговорить учащихся. Например: чем вас не устраивает тот компьютер, которым вы пользуетесь сейчас? Как вы думаете…? Что вы думаете…? Что по вашему мнению?

Прием «Корзина идей» позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. Алгоритм работы с "Корзиной идей":

Объявляется тема урока.

Индивидуальная работа. Каждый ученик

тезисно

записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

Метод исследованиеспособствует развитию критического мышления. При выборе темы исследования, мы должны знать, что:

Тема должна быть интересна ребенку.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

 

Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

мыслительных умений и навыков;

анализ и выделение главного;

сравнение, обобщение и систематизация;

определение и объяснение понятий;

конкретизация; доказательства и опровержения;

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

Моделирование является тем учебным действием и средством, с помощью которого достигаются цели обучения, способствует развитию продуктивного творчества детей, развитию образного мышления. Разноуровневые задания – способствуют развитию активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению, стимулируют учащихся к деятельности.

При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы    над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава метод «Ульи» - обсуждение в группах. Для  проведения дискуссии  и принятия решений – метод «Cветофор». Это простое занятие требует от учеников измерить, насколько хорошо они достигли того, что от них требовалось к концу урока или сессии. Он также может использоваться учениками как способ выражения их уверенности в ответе на вопрос, заданный учителем или ведущим. В последнем случае это занятие позволяет мгновенно оценить, насколько хорошо класс или группа овладели вопросом или темой. Каждый ученик получает набор из трех карточек – с желтым, зеленым и красным кружком. Учеников спрашивают, насколько уверены они в том, что достигли цели. На этом этапе ученики выбирают, какую карточку им показать:

-зеленую, если они полностью уверены, что достигли целей и того, что от них ожидалось;

-желтую, если они чувствуют, что добились частичного успеха в достижении целей, но необходимо больше поработать; и

-красную, если они считают, что никак или мало продвинулись к цели.

 Метод  «Карусель». Это упражнение, нацеленное на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. Также у них есть возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственный ответов на вопросы.

Как это работает? Учеников нужно поделить на маленькие группы. Каждой группе выдают флипчарт или любой лист бумаги размеров А3, где сверху написан вопрос. Каждый лист бумаги может содержать разные вопросы. Ученики должны за определенное время записать свои ответы, мысли или идеи, которые проистекают из вопроса. Каждой группе можно дать ручку разного цвета, чтобы потом было легко понять, какой группе принадлежат ответы. После отведенного времени, ученики меняются листками и получают другой вопрос. Они читают ответы предыдущей группы и обсуждают, согласны ли они или нет. Если они согласны - ставят галочку. Если нет, они должны написать обоснование своей точки зрения. Ученики записывают свои собственные мысли по вопросу. Если их идеи были вызваны письменными ответами предыдущей группы, они могут связать свои идеи стрелкой. Карусель может быть продолжена, если позволит время до тех пор, пока у каждой группы не появится возможность увидеть и ответить на каждый вопрос. Полезно провести опрос о выполнении. Карусель также является полезным инструментом оценки. Вопросы могут включать: что вы узнали сегодня? Что было для вас самым удивительным, шокирующим, интересным, полезным? Что вы, возможно, сделали бы по-другому?

        Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Итоговый круг».

      «Ромашка» - Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Таким образом, активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активное обучение способствует активизации мышления, повышает мотивацию, учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение.

Библиографический список/информационные ресурсы

1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.-СПб,2003.

2.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.

3. hsportal.ru. Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе.

4. Kopilkaurokov.ru. Развитие критического мышления в начальной школе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×