Экологическое образование занимает большое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения
«Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое образование занимает большое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…
И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Все ли в порядке в нашем зеленом доме?
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Формирование у дошкольников основ экологической грамотности, бережного отношения к окружающей природе происходит посредством образовательной деятельности, которой я в своей работе отвожу особую роль, а также и в повседневной жизни.
За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог».
Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.
Мною в группе создан и оснащён природный уголок, с подобранными в соответствии с возрастом детей растениями и живыми объектами: волнистый попугайчик Проша, аквариумные рыбки, водоплавающая черепаха Фаня. Имеется также разнообразный природный материал, наглядные пособия, календарь природы и календарь роста и развития растений, гербарий, Красная книга.
Особое место выделено для центра экспериментирования и опытнической деятельности. Также немаловажную роль отведена «центру воды и песка» с оснащением его необходимым материалом и оборудованием по данной направленности.
Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок о животных, растениях, явлениях природы.
Мною, совместно с родителями, создана библиотека детской художественной литературы, энциклопедии. В группе оформлен и оснащён огород на окошке «Огород круглый год»
Подчеркивая сезонные изменения в природе, в группе имеется многофункциональное дерево «Времена года».