Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование нестандартных форм проведения урока в целях повышения эффективности преподавания русского языка. Работа №220165

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В этой работе содержатся рекомендации по подготовке и проведению нестандартных уроков.

Работа:

 

 

Использование нестандартных форм проведения урока в целях

 

повышения эффективности преподавания русского языка

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………2-3

Основная часть………………………….………………………………….3-18

Типы нестандартных уроков …………………………….

.

.

.........

..

3-6

Рекомендации по пров

едению нестандартных уроков ………...

6-7

Подготовка и пров

едение нестандартных уроков………….

7-8

Этапы подготовки и пр

оведения нестандартных уроков…..

8-19

Заключение………………………………………………………………...19-20

Литература ………………………………………………………………20

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время все мы – учителя - сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, я думаю, безусловно, надо назвать однообразие уроков.

Ничто так не утомляет как однообразие – именно шаблон в преподавании разрушает и убивает интерес наших учеников.

Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. На мой взгляд, большую роль в этом играют нестандартные формы проведения уроков.

Нетрадиционные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока русского языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участие на уроке учителя. Они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Нетрадиционные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.  В  многообразии видов и форм нетрадиционных уроков русского языка обнаруживается внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

Поэтому в поисках нестандартных форм и методов урока знакомлюсь с опытом работы педагогов-новаторов, изучаю материал по данной проблеме в различных методических пособиях.

Целью моей работы является: рассмотрение нетрадиционных видов уроков русского языка и методики их проведения.

В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:

изучение психолого-педагогической литературы по проблеме форм проведения нестандартных уроков;

определение особенностей

организации

нестандартных уроков;

рассмотреть методику  проведения нетрадиционных уроков русского языка.

 

 

 

Основная часть

Типы нетрадиционных уроков

Нестандартный урок – это импровизационное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Преподавателями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

8. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

Уроки творчества: урок изобретательства, урок - выставка, урок - сочинения, урок - творческий отчет и т. д.

Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок - диспут, урок - диалог и т. д.

Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок - бенефис, урок - исторический обзор, урок - портрет и т. д.

Театрализованные уроки: урок - спектакль, урок воспоминаний, урок - суд, урок - аукцион и т. д.

Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок - путешествие и т. д.

Вспомогательные уроки: урок - тест, урок для родителей, урок - консультация и т. д.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны преподавателя, и со стороны студента. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-путешествие  привлекает учащихся возможностью путешествовать и поучаствовать в каких-либо событиях (имеются в виду именно события учебного характера). Но это должны быть события в полном смысле слова, которые привлекали бы внимание учащихся самим фактом своего существования и привлекали бы настолько, что ребенок, становясь участником происходящего учебного события, усваивал бы его содержательное ядро легко, на минимуме волевого усилия. Такие уроки служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

2. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

 

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия преподавателей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла.

2.1 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:

-подготовку и проведение урока;

-структуру урока;

-взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;

-подбор и критерии оценки учебных материалов;

-методику оценки деятельности учащихся;

-анализ урока.

Возможности нетрадиционной формы урока

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

2.2 Этапы подготовки и проведения урока в нетрадиционной форме

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

Замысел.

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

- определение временных рамок;

- определение темы урока;

- определение типа урока;

- выбор класса;

- выбор нетрадиционной формы урока;

- выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок.

На этом этапе следует определить:

- время проведения нетрадиционного урока;

- время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

- выбранной формы;

- целей урока;

- умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок - консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока - месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.

Если цель урока - проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

Определение темы урока.

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) - как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Выбор класса.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

- специфика предмета и класса,

- характеристика темы (материала),

- возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

- особенности и возможности выбранной формы урока;

- характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

- распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

- написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

- подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

- разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Распределение обязанностей.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

Учитель (группа учителей)

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

Учитель и группа учащихся.

Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

Учитель и класс.

В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности ( различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.

А что же учитель? Он выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

Учащиеся.

Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Разработка сценария урока.

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать

- учитель (группа учителей)

- учитель совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

- подробный план урока (с указанием целей урока);

- инструкции по проведению каждого этапа урока;

- список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;

- подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

- критерии оценки деятельности учащихся;

- вопросы для анализа урока.

Подбор заданий.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.

2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).

3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

6. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.

Индивидуальная работа.

Возможные варианты составления заданий:

- все учащиеся получают одинаковые задание;

- однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);

- разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

- другие варианты.

Групповая работа.

Группам можно предлагать:

- одинаковые задание (если группа одноуровневая);

- задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

- задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;

- другие варианты.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Методика оценки на уроке.

1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них ( это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).

3. Критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

6. Выставляют оценку:

- учитель;

- учитель и капитан (при групповой работе);

- сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе - после обсуждения работы каждого члена группы).

7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты:

- по ходу урока (например, после доклада учащегося);

- в конце урока (если оценивается устная работа);

- после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

8. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.

Таблица оценивания содержания учебной деятельности

 

Вид деятельности

Критерии оценки

Решение задач

Верное (неверное)

Рациональное (нерациональное)

Полное (неполное), доведенные до конца верные рассуждения, но ошибка в вычислениях

Верное решение, но есть недочеты

Новый способ решения

Несколько способов решения

Грамотное и аккуратное оформление

Выступление у доски

Формулировка проблемы

выделение главного, четкость выводов

логика изложения

убедительность,

доказательность

отклонение от темы,

лаконичность полного ответа

оформление записей на доске

Использование наглядных средств

Эмоциональность выступления, уместность мимики и жеста

Правильность речи (ударение, произношение)

Вопросы и ответы

Характер вопросов:

конструктивный

уточняющий

корректный

требующий однозначного,

четкого ответа

оригинальный, новый

Характер ответов

правильный (неправильный)

точный (неточный)

лаконичный

полный (неполный)

Дискуссия

Возражения предложения по способу решения, пожелания оформлению и др. замечания о качестве выступления (общая оценка выступления)

 

Анализ

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее; необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

1. Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

2. Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

3. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

Заключение

 

Подготовка любой формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

хорошее знание предмета и методики;

творческий подход к работе, изобретательность;

осознанное отношение к использованию различных форм урока в учебном процессе;

учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Отметим, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету и учебе. При разработке интегрированных уроков целесообразно объединять усилия разных учителей - предметников.

 

Литература

1.     Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974. 

2.     Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983. 

3.     Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М., 1988. 

4.     Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Преподаватель. 2006, № 1, с. 3-6. 

5.     Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29. 

6.     Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13. 

8.     Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с. 50-52 

Приложение

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Правописание приставок -пре- и –при. (Слайд 1)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 

Задачи урока: 

Образовательные: 

Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.

Формировать навык написания приставок пр

е-

/ при-.

Развить умение формулировать определение понятий.

Обогащать словарный запас учащихся.

Совершенствовать орфографические навыки и умения.

Развивающие: 

Осуществление системно-

деятельностного

подхода.

Развитие внимания.

Формирование УУД (

личностных

, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

Воспитание интереса и уважения к русскому языку;

Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие

коммуникативных

УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

Уважительное отношение к русскому языку.

Стремление к речевому самосовершенствованию.

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности.

2.Владение разными видами речевой деятельности.

3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. (Слайд 2)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, раздаточные карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент.  (Слайд 3)

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Ребята, сегодня я буду Королевой Грамматики. А вы – ученые моей страны, потому что будете открывать ее законы. Но прежде чем пройти в мое королевство, выполните одно задание. (Слайд 4)

2. Введение в проблему. Словарная работа.

Учитель диктует словарные слова. Ученики записывают столбиком: (Слайд 5)

Погода

Реченька

Извивается

Свежий

Температура

Атмосферное

Восход

Картина

Иней

Проверьте диктант друг у друга, оцените.

- Какая тема объединяет эти слова? (Тема погоды) Составьте с ними словосочетания.

- Почему таким способом мы записали слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»

- Сегодня мы с вами выводим правило написания двух приставок. Но сначала давайте вспомним: что такое приставка? (Дают определение приставке)

3. Актуализация знаний.

- Я хочу вам, ребята, сказать, что в моем государстве слово – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. У него есть сердце – это его корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться (доброта, взаимопомощь, друг), а другие таят в себе зло, равнодушие, зависть, эгоизм (злость, грубость, ябеда). (Примеры детей) Голова слова – это приставка. Она все время думает, как помочь сердцу – корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шло. Куда? Зачем? Попробуйте догадаться. А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, обошел, ушел. Вот что значит слово с головой!

4. Изучение нового материала. (Слайд 6)

- И вот сегодня на уроке мы познакомимся с двумя интересными приставками – Феями ПРЕ- и ПРИ-. Это очень лукавые девочки. Их трудно отличить друг от друга. Если мы не отгадаем их загадки, то станем прислугой злой и безобразной госпожи Неграмотности. Не хотите? Тогда слушайте! 
Ролевая игра. Выступление Фей. 
Фея ПРЕ: 
- Я все могу. Я очень мудрая и очень глупая, я очень злая и очень добрая. Кто я? 
Фея ПРИ
- Я близкая ко многому и ко многим. Я люблю приближаться и присоединяться. Я никогда ничего не делаю до конца. Только чуть призадумываюсь. Кто я? 
- Вам, конечно, хочется узнать имена наших фей? Вот вам ключик, который поможет раскрыть тайну их имен. (Раздача листов со словами и их значениями.) 
ПРЕОТЛИЧНЫЙ присоединение 
ПРИКРЫТЬ близость 
ПРЕРВАТЬ приближение 
ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ близкое к слову «очень» 
ПРИВЯЗАТЬ близкое к приставке пере- 
ПРИЕХАТЬ неполное действие  (Слайд 7)
Работа по группам: Провести стрелки от слова к его значению. Объяснить соединения. (Слайд 8) 
Вывод: Какое значение у слов с приставкой при-, и какое значение у слов с приставкой пре-? Теперь поняли, кто из фей ПРИ, а кто ПРЕ? (Прикрепляются к принцессам их имена на бейджиках). 

Работа по учебнику (стр. 128).

5.Физкультминутка «Приставочки». (Слайд 9) 

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

6. Закрепление материала. (Слайд 10) 

1. Карточки с заданиями: вставить пропущенные буквы, объяснить. Одни выполняют в тетрадях (по вариантам, затем взаимопроверка, выставление оценок), двое на доске (объясняют выбор букв е-и). У всех разные слова
А) Пр..школьный, пр..вокзальный, пр..усадебный, пр..станционный, пр..дорожный, пр..брежный, пр..сесть, пр..поднять, пр..открыть, пр..гнуть. 

Б) Пр..шить, пр..бить, пр..вязать, пр..винтить, пр..делать, пр..бавить, пр..колоть, пр..клеить, пр..соединить, пр..ладить, пр..цепить, пр..обрести. 

В) Пр..скучный, пр..неприятный, пр..забавный, пр..интересный, пр..спокойный, пр..рвать, пр..градить, пр..рванный, пр..града. 

Г) Пр..бежать, пр..ехать, пр..лететь, пр..скакать, пр..мчаться, пр..йти, пр..ползти, пр..ковылять, пр..тащить, пр..близить, пр..плыть

2. Эстафета. (Слайд 11) 
Феи ПРЕ- и ПРИ- определяют свои команды. Начинают с последней парты, переносят лист с заданием от одного к другому, пока не закончатся слова. За правильный ответ – 1 балл. Команда не должна ошибаться, если допускает кто-либо из команды ошибку – минус 1 балл. 
Команда Феи ПРЕ-. 
1) Пр..балтийский флот 
2) Пр..образовать мир 
3) Пр..кратить поисковую работу 
4) Пр..ехать 
5) Пр..вязать к трубе 
6) Пр..делать доску 
7) Пр..легли на траву 
8) Пр..старелый возраст 
9) Пр..дорожное кафе 
10) Пр..сесть на стул 
11) Пр..плыть 
12) Пр..спокойный человек 

Команда Феи ПРИ-. 
1) пр..морский парк 
2) пр..одолеть укрепления противника 
3) опасное пр..ступление 
4) пр..лететь с юга 
5) пр..землиться 
6) пр..шить пуговицу 
7) пр..поднять с земли 
8) пр..длинной косой 
9) пр.. городный поезд 
10) пр..умолкла у окна 
11) пр..йти 
12) пр..мудрый правитель 
3. Игра «Найди замену». 
К каждому выражению подберите синонимичное слово с приставкой при- и пре-. 
1) Место стоянки кораблей, судов. (Пристань) 
2) Глава государства. (Президент) 
3) Подарить подарок. (Презентовать) 
4) Граница. (Предел) 
5) Купить. (Приобрести) 
6) Помеха, затруднение. (Препятствие) 
7) Первое представление пьесы, фильма. (Премьера) 
8) Резко приподняться. (Привстать) 
9) Представить в меньших размерах. (Преуменьшить) 
10) Надевать для определения годности по размеру. (Примерять) 
11) Призрак умершего или отсутствующего существа. (Привидение) 
12) Слегка дотронуться. (Притронуться) 

7. Домашнее задание. (Слайд 12)

§ 31;

На выбор:

Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

Напишите заметку «Посадка деревьев» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

Упр.325 (с полученными словами составить предложения)

8. Рефлексия. (Слайд 13)

- Интересно было вам в моей стране? 
- Что нового вы узнали? 
- Какая работа понравилась? 
- Какой вид работы хотелось бы вам повторить? 

- Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

9. Итоги урока. Выставление оценок.

(Слайд 14)

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×