Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование современных образовательных техологий и методик в образовательном процессе. Работа №221115

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Применение современных образовательных технологий на уроках

Работа:
Использование современных образовательных техологий и методик
в образовательном процессе
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Актуальность
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ — применение новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер
Применение ИКТ на уроках позволяет решать следующие задачи:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
овладевать практическими способами работы с информацией,
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств,
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему учитель – ученик – учебник вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Современные технологии способствуют повышению качества обучения в том случае, если они влияют не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. С постоянными изменениями и преобразованиями в политике образования, возникает потребность в изучении и применении в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик. В первую очередь я прошла курсы повышения квалификации по их использованию, посетила обучающие семинары. В декабре 2011 года в рамках ФГОС НОО получила современное оборудование для обучения своих первоклассников. Сейчас мне не нужно водить своих учеников в кабинет информатики или мультимедийный класс; все необходимое имеется в собственном кабинете. Стараюсь активно работать над внедрением здоровьесберегающих, игровых, тестовых технологий, ИКТ, проектного метода обучения, технологии критического мышления через чтение и письмо, личностно-ориентированного обучения, индивидуализации и дифференциации обучения и др.
II. Использование современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности
Использование современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности
Наименование современных образовательных технологий
Цели применения технологий
Компетенции, на формирование которых направлено использование современных образовательных технологий
Эффекты использования современных образователь
ных технологий
Формирование самооценки и самоконтроля в процессе организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников
Формирование личности, владеющей подлинно познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой
Компетенции формирования самооценки и самоконтроля
Повышение мотивации к изучаемым предметам, повышение активной деятельности обучающихся на уроке
Здоровьесберегающие технологии
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровитель
ные мероприятия
Компетенции личностного самосовершенствования
Психолого-педагогическая помощь обучающимся, повышение культуры мышления и поведения
Информационно-коммуникационные технологии
Повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций разного характера
Информационные, учебно-познавательные, общекультурные
Повышение мотивации к изучаемым предметам, повышение активной деятельности обучающихся на уроке, развитие информационного кругозора обучающихся
Проектный метод в обучении и воспитании
Ориентирование на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности
Учебно-познавательные, личностно - ориентированного самосовершенствования
Повышение исследовательских, информационных, презентационных, коммуникативных умений обучающихся, желание самопознания
Проблемно-поисковая технология
Реализация педагогической модели – обучение через открытие, вызов поисковой деятельности ученика (класса) через проблемное учебное задание
Учебно-познавательные, личностно - ориентированного самосовершенствования, общекультурные
Формирование самостоятельности обучающихся, умения добывать знания
Использование игровых технологий
Создание условий в качестве средства адаптации, приема и метода обучения, средства изучения детей, лечебно-коррекционного метода
Учебно-познавательные, общекультурные
Адаптация к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья
Технология индивидуализации и дифференциации обучения
Обучение каждого ребенка с учетом зоны ближайшего развития, работа с опорой на возможно большее количество функциональных систем
Учебно-познавательные
Развитие общеучебных умений и навыков, овладение устной и письменной речью, самоконтроль в процессе выполнения работы, способности оценивать ее качество и результат
Технология развития интеллектуально-творческого мышления
Обучение детей выделять учебную задачу при выполнении того или иного задания, формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мыслительной деятельности обучающихся, накапливание и обобщение жизненных впечатлений, эмоционально-чувственного и художественного опыта
Учебно-познавательные, личностно -ориентированного самосовершенствования, общекультурные
Повышение интеллектуальных способностей детей, мотивации к учебной деятельности и привития умений, навыков обучающимся выделять главное, находить разные способы и пути решения
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Формирование умения владеть информацией, использование ее при решении различных учебных проблем
Информационные, учебно-познавательные, общекультурные, ценностно-смысловые
Социализация личности ученика путем развития универсальных учебных действий.
Личностно-ориентированное обучение
Обеспечение комфортных условий развития личности, реализация ее природных потенциалов
Учебно-познавательные, личностно -ориентированного самосовершенствования
Желание самопознания, повышение познавательной деятельности обучающихся, результативности обучения
Используя деятельностный метод обучения, мы имеем возможность решать такие методические задачи:
- формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации; - формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий
- формирование навыков самообразования, развития способности к академической способности учащихся;
- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;
- формирование навыков самоконтроля.
В программе педагогического эксперимента Использование ИКТ в учебном процессе с целью эффективности освоения предметов учебного плана начальной школы я остановлюсь на следующих аспектах.
ПРОБЛЕМА
Как эффективно использовать ИКТ в образовательной деятельности?
Как измерить эффективности применения ИКТ на уроке с точки зрения реальных достижений обучающихся?
Какова должна стать роль учителя при организации урока с компьютерной поддержкой?
ГИПОТЕЗА
Если в структуре образовательных процессов в современных условиях образовательного пространства школы использовать ИКТ-технологии с учетом их методических и дидактических особенностей, то образовательные процессы станут более эффективными.
С 2008 по настоящее время я использую ИКТ во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет в учебном процессе, и оптимизация собственной работы по подготовке к урокам.
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Анализируя различные аспекты использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно выделить следующее:
Компьютер как объект изучения.
Компьютер как средство обучения (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п.)
Компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.
В своей работе я использую компьютер в двух последних аспектах как средство обучения на различных уроках.
В Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Один из них – это использование фронтальной формы обучения, для реализации которой необходим школьный кабинет, оснащённый одним компьютером с аудиосистемой (колонки), медиапроэктором и настенным экраном (интерактивной доской).
Я провожу уроки с использованием ИКТ в своём рабочем кабинете. Считаю, что это удобнее всего. Дети остаются в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии и другим школьным предметам.
Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
обсудить просмотренный материал с классом;
совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
выполнить некоторые задания в группах или в парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии. Мною собрана коллекция презентаций по основным темам предметов учебного плана за курсы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го классов: Сложение и вычитание в пределах 10, Решение задач на увеличение числа на несколько единиц (1 класс); Большая буква в именах собственных, Правописание предлогов (2 класс); Обобщение знаний по теме Состав слова, Правописание безударных гласных, проверяемых ударением (3 класс); Планеты, Круговорот воды в природе, Части света, материки, Формы земной поверхности и др. (4 класс).
Очень радует, что всё чаще дети сами стали обращаться к домашним компьютерам как к инструменту, позволяющему создавать творческую работу. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные ресурсы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники. Дети не только знакомятся с материалами учебника, но и самостоятельно добывают информацию, многие используют Интернет-ресурсы. Я не даю детям специального задания по созданию презентаций, поэтому для меня стало приятной неожиданностью, что к урокам обобщения знаний дети готовят презентации самостоятельно. Я считаю, что использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества.
На уроках технологии использование презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Ребята с большим интересом смотрели презентации детей на тему Золотые узоры Хохломы,
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.
Однако создание презентации – достаточно трудоёмкая работа. На уроках русского языка и математики я предпочитаю использовать цифровые образовательные ресурсы. Поначалу я использовала готовые ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы), потом начала создавать свои в приложении к программе интерактивной доски.
Авторы учебника Математика считают, что на уроках математики дети должны не только учиться решать арифметические задачи, но и вовлекаться в продуктивную деятельность, результатом которой является целенаправленное развитие речи и мышления, умение результативно мыслить и работать с информацией. Они предлагают использовать на уроке технологию проблемного диалога. Очень важно на уроках математики заниматься моделированием. Модели, позволяющие детям перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному – это рисунки, схематические рисунки, простейшие схемы, таблицы.
Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе, и особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного присвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения читать информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений, и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге, а именно: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними. Моделирование, группировку объектов изучения очень удобно осуществлять, используя возможности интерактивной доски.
На уроках русского языка я тоже активно использую возможности ИКТ-технологий. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ. На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёра, средств диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д., позволяет усилить продуктивность визуальной среды. Огромную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по картине), и электронные презентации, включающие репродукции картин и информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом – составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных предложений.
На уроках обобщения я использую яркую красочную презентацию, привлекающую внимание детей, позволяющую продуктивно обобщить знания по теме. В этом году я проводила уроки-презентации Имена собственные, Правописание буквосочетаний жи-ши, Однокоренные слова, Приставки и предлоги.
При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).
В основном, на уроках использую цифровые образовательные ресурсы на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использую компьютер как электронную доску в режиме вызова к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. В этом случае необходимо учитывать, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 10-15 минут.
Плюсы использования компьютера в режиме вызова к нему учеников налицо:
повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
индивидуализация обучения;
сочетание контроля и самоконтроля;
низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
В настоящее время в учебном процессе мною систематически используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность является ведущей для детей 6-8 лет. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Для меня обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным. Интерактивные средства увлекают и призывают младших школьников к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Интерактивная доска помогает детям преодолеть психологический барьер, стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Ребята начинают работать более творчески. Интерактивная доска на уроке – это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики лучше усваивают материал.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10 минут. В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
Практика использования ИКТ даёт мне возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
В заключение об эффективности применения ИКТ в работе. Результаты диагностики, предоставленные школьным психологом: высокая мотивация, рост произвольной сферы, интеллектуальной сферы, речевой сферы.
Выбор школьных предметов (на 1-ом месте русский язык, далее чтение, математика, окружающий мир).
Качество знаний по предметам: стабильно высокое по математике, рост – по русскому языку, чтению, стабильное по окружающему миру.
30 – летний опыт работы в начальной школе позволяет мне сделать вывод о том, что использование информационных компьютерных технологий позволяет: усилить образовательные эффекты на основе повышенного интереса к предмету, повысить качество усвоения материала при высокой мотивации и активной познавательной деятельности учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению (даёт учителю возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся); организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, в первую очередь, мотивированных и одарённых.
Вывод. Введение данных технологий позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все универсальные учебные действия.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×