Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Опыт работы Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма посредством творческого музицирования". Работа №215727

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В музыкальном воспитании развитию чувства ритма у ребенка придается большое значение. Большую помощь мне оказывает такая технология как "Элементарное музицирование с дошкольниками" Э. Тютюнниковой и ее методические пособия "Заводные макароны", "Бим! Бам! Бом".

Работа:

Опыт работы по теме: «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма посредством творческого музицирования»

Актуальность выбранной темы обусловлена педагогическими наблюдениями за детьми в течение нескольких лет работы. Практика показывает, что у многих современных детей наблюдается низкая двигательная активность, у них недостаточно сформирована ориентировка в пространстве, нарушена координация движений, слабо развита общая моторика. Кроме того, мною выявлена несформированность у детей таких личностных качеств, как коммуникативность, самостоятельность, инициативность. Это можно связать с увлечением подрастающего поколения компьютерными информационными технологиями, а так же с различными электронными средствами коммуникации. Я считаю, что многие дети большое количество времени проводят в статичной позе, сидя у компьютера или телевизора.

Анализируя материалы диагностического обследования по музыкальному развитию детей за последние три года, я сделала вывод о том, что самые низкие результаты наблюдаются у детей по разделу «Развитие чувства ритма». Тем не менее, чувство ритма – это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме.

Приоритет формирования культуры личности ребёнка (развитие чувства ритма – это составная часть музыкальной культуры), подтверждается многими нормативно-правовыми документами в сфере образования, но особенно четко представлен в ФГОС дошкольного образования.

Известными педагогами-музыкантами (Н.А. Метлов, О.П.Радынова) доказано, что ритм благотворно влияет на многие области развития ребёнка - физическую, интеллектуально-познавательную, изобразительную, речевую.

Кроме того, деятельность по развитию чувства ритма помогает педагогам развивать такие интегративные качества ребёнка, как: любознательность, активность, эмоционально - отзывчивость, овладение различными способами общения.

В музыкальном воспитании дошкольника работе по развитию у ребёнка чувства ритма придаётся большое значение. Эта деятельность пронизывает все разделы музыкального воспитания в детском саду: восприятие музыки, пение, музицирование, ну и, конечно же, движение. В основном, это направление реализуется в рамках непосредственно образовательной деятельности области «Музыка», но может быть включено и в раздел другой образовательной области – «Познание», «Физическая культура» и др.

Опираясь на то, что игра для ребёнка-дошкольника является ведущим видом деятельности, всю работа по развитию у детей-дошкольников чувства ритма я выстраивала в форме игры. Существует много подходов в этом направлении. Но, на наш взгляд, наиболее эффективно развитие чувства ритма у детей происходит в процессе творческого музицирования. Такая организация педагогического процесса способна решить целый комплекс задач. Во-первых -образовательные. Самые главные из них - дать детям представление о метроритмической организации музыки, познакомить в непосредственно практической деятельности с элементарными понятиями музыки (темп, сильная и слабая доля, длительности, пауза и т.д.); знакомство и освоение детских музыкальных инструментов, познакомить детей с жанровой принадлежностью музыки, различных дидактических пособий. Здесь же решаются и развивающие задачи: развивать остроту слуха, чувство коллективного музицирования, творческого моделирования и самовыражения, активности и импровизационных способностей.

В ходе этой работы я прививала детям ценность таких понятий как эмпатия, чувство коллективизма, радость за успехи другого человека - всё это является важной составляющей воспитательных задач.

Вся работа по развитию у ребёнка чувства ритма ведётся в соответствии с реализуемой мной программой музыкального воспитания в детском саду «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой. Здесь существует специальный раздел - «Развитие чувства ритма, музицирование». Поскольку программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений, мы, наряду с предложенным материалом используем методы, приёмы из других методик и технологий по развитию чувства ритма, которые считаем эффективными в работе по данному направлению. Большую помощь здесь нам оказывают такие музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой и её методические пособия «Заводные макароны» и «Бим! Бам! Бом!»; технология «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых; методическое пособие «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; «Ритмическая мозаика» Н. Бурениной; кроме того, применяем в своей работе элементы музыкальной педагогики Карла Орфа.

Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов.

Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка.

Работу по данному направлению я обычно начинаю со словесно - ритмических игр.

Словесно - ритмические игры:

- Игры с именами

* «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами)

* «Назови и прохлопай своё имя ласково»

* «Угадай соё имя по хлопкам».

* «Назови и прохлопай имя своего друга»

* «Придумай ритмичные движения к своему имени»

Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д.

- Игры по типу «Вопрос - ответ»

(педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).

- Ритмическое озвучивание стихов

* Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).

Следующий этап моей работы включал Ритмические игры с предметами. Здесь я применяла игры и упражнения:

- с деревянными палочками, кубиками, картинками;

(прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).

- использовали приём «ритмическое эхо»;

С детьми 5-и лет начинала работу по ознакомлению с длительностями. Эта деятельность включала в себя формирование у детей следующих понятий:

о двудольном, трёхдольном метре; о сильной и слабой доле; освоение длительностей; знакомство с паузой.

Завершающим этапом работы с детьми по данному разделу является развитие умений по чтению ритмических цепочек и партитур.

Сначала осваивала с детьми одноголосные партитуры, потом постепенно перехожу к простейшим двухголосным. Возможно исполнение ритмических формул с ускорением темпа. Также целесообразно использовать приём построения «живых» ритмоформул. В дальнейшем дети могут сами придумывать ритмические цепочки для исполнения другими детьми. Кроме того, необходимо учить детей выкладывать и узнавать на слух ритм знакомых песенок-попевок.

Творческий уровень освоения детьми музыкальной грамоты включает ритмические игры с музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки; сказки-шумелки; озвучивание песенок-потешек; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов произведений классического и народного репертуара; исполнение несложных музыкальных произведений по графическим партитурам).

Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении. Этот раздел тоже включает в себя несколько компонентов:

Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами.

Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использовали как самомассаж и массаж в парах;

Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.

Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению;

Ритмические танцы

Ритмические игры; в правилах этих игр определено задание по воспроизведению или придумыванию определённого ритма.

Ритмические импровизации (придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке; придумать ритмический аккомпанемент музыке;

придумать комбинацию ритмичных движений).

Результативность данной работы можно отследить по диагностическому контролю за музыкальным развитием детей. Эта процедура проводится мной два раза в год в каждой возрастной группе. Обследование сформированности у детей чувства ритма является составной частью диагностики по музыкальному развитию в целом.

Проанализировав данные диагностики за последние три года можно сделать вывод о наличии положительной динамики по данному разделу. В среднем, приращение составляет около 10 % за каждый учебный год.

Результативность и целесообразность данной деятельности подтверждается также высоким процентом поступления выпускников детского сада в творческие коллективы города (в среднем 15-20 % из каждой возрастной группы).

Показателем эффективности деятельности по развитию у детей чувства ритма средствами творческого музицирования является и формирование у них таких личностных качеств, как раскрепощённость, активность, инициативность, творческое самовыражение. Это стало основой для привлечения детей к участию во многих городских и областных творческих мероприятий, где дети ежегодно становились призёрам и дипломантами.

Категория: Дошкольное образование

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×