Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Практико – ориентированный подход в системе ДПО. Работа №214458

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема подготовки высококвалифицированных кадров среднего медицинского персонала для здравоохранения является высоко значимой на протяжении многих десятилетий. Но в каждый период времени в зависимости от социально-экономических, политических условий в обществе исследуются и внедряются конкретные пути и средства, повышающие уровень и качество подготовленности среднего медицинского персонала для практической деятельности.

Современный период развития среднего медицинского персонала характеризуется реструктуризацией сферы здравоохранения, развитием специализаций в практической деятельности медицинского персонала, внедрением в практику современных технических средств и возможностей проведения разного рода исследований, комплексностью профессиональных задач, стоящих перед средним медицинским персоналом.

Одновременно в последнее десятилетие дидактика профессионального  образования обогащается инновационными формами и методами обучения, среди которых исследователи рассматривают проблемные, активные, интерактивные методы, информатизацию обучения, его различные игровые и творческие методы. Одним из важных направлений такого поиска является разработка практико-ориентированных технологий обучения, позволяющих повысить эффективность профессиональной подготовки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в центрах повышения квалификации специалистов здравоохранения.

Работа:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов
со средним медицинским образованием № 1
Реферат
Тема:
Практико – ориентированный подход в системе ДПО
Преподаватель СПб ГБОУ ЦПК СМО 1
Арбузова С.В.
СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Кафедра педагогики высшей школы
Трегубова Е.С.
Петрова Н.А.
Санкт-Петербург
2019
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность темы
Модель технологии практико-ориентированного обучения на основе модульной системы образования:
Что является основой практико – ориентированного подхода в образовании
Решение сопутствующих задач
Профессионально – компетентностная модель среднего медицинского персонала
Модель практико – ориентированного обучения в системе повышения квалификации
Опыт апробации практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего мед.персонала
Практико-ориентированное обучение как достижение значимого уровня успешности в профессиональной деятельности медицинского персонала.
Список литературы
АКТУальность темы
Особое внимание со стороны государства и общества сегодня отводится тем социальным институтам, деятельность которых связана с повышением уровня качества жизни отдельного человека и жизнеспособности общества в целом. К таким социальным институтам относится система здравоохранения, деятельность которой неразрывно и напрямую связана с жизнью общества.
Одной из задач Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года является повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду.
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров среднего медицинского персонала для здравоохранения является высоко значимой на протяжении многих десятилетий. Но в каждый период времени в зависимости от социально-экономических, политических условий в обществе исследуются и внедряются конкретные пути и средства, повышающие уровень и качество подготовленности среднего медицинского персонала для практической деятельности.
Современный период развития среднего медицинского персонала характеризуется реструктуризацией сферы здравоохранения, развитием специализаций в практической деятельности медицинского персонала, внедрением в практику современных технических средств и возможностей проведения разного рода исследований, комплексностью профессиональных задач, стоящих перед средним медицинским персоналом.
Одновременно в последнее десятилетие дидактика профессионального образования обогащается инновационными формами и методами обучения, среди которых исследователи рассматривают проблемные, активные, интерактивные методы, информатизацию обучения, его различные игровые и творческие методы. Одним из важных направлений такого поиска является разработка практико-ориентированных технологий обучения, позволяющих повысить эффективность профессиональной подготовки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в центрах повышения квалификации специалистов здравоохранения.
Применение практико-ориентированных технологий обучения в образовательных учреждениях исследовано в работах А.А. Васищева (2002), Е.А. Ершовой (2002), А.В. Купавцева (2002), Э.П. Печерской (2003), П.П. Глушенко, А.А. Вихрова (2004), А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова (2004), Д.Н. Завалишиной (2005), И.В. Жулановой (2005) и других авторов. Как показывают исследователи, применение практико-ориентированных методов позволяет эффективно преодолевать противоречия между теорией и практикой, повышает заинтересованность и активность обучающихся на занятиях.
Однако применение такого рода техник и методов в процессе подготовки требует целенаправленного исследования, учитывающего специфику практической деятельности специалистов разного профиля. В то же время дидактические вопросы подготовки среднего медицинского персонала, в том числе особенности применения практико-ориентированных технологий повышения квалификации, системно фактически не исследованы.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена важностью разработки и применения практико-ориентированной технологии в процессе повышения квалификации среднего медицинского персонала и недостаточной её научно-методической разработанностью.
Анализ теоретических и экспериментальных исследований позволил выявить следующие противоречия:
– между потребностью современного общества в специалистах, готовых квалифицированно работать в соответствии с современными условиями, состоянием и развитием медицинских услуг и недостаточной готовностью среднего медицинского персонала к профессиональной практической деятельности;
– между стремлением педагогов к поиску путей организации практико-ориентированной подготовки специалистов здравоохранения среднего звена и недостаточной теоретической и методической разработанностью процесса практико-ориентированного образования;
– между личной заинтересованностью специалиста качественно осуществлять профессиональную деятельность и недостаточным применением в системе повышения квалификации технологий, направленных на формирование профессиональных компетенций.
Названные противоречия определили проблему изучения, которая может звучать следующим образом: каковы должны быть методологические и организационные условия для проектирования и реализации практико-ориентированной технологии повышения квалификации среднего медицинского персонала?
2.МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
2.1.В основе практико-ориентированного подхода в образовании лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.
Рассмотрена современная система подготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала (рис. 1).
Уровни образования
Учреждения среднего и высшего профессионального образования
Последипломное образование (повышение квалификации)
Базовый (основной) уровень
Медицинское училище, медицинский колледж
Курсы повышения квалификации и переподготовки на отделениях повышения квалификации в медицинских колледжах, училищах и в центрах повышения квалификации
Повышенный уровень
Медицинский колледж
Курсы повышения квалификации и переподготовки на отделениях повышения квалификации в медицинских колледжах и в центрах повышения квалификации
Высшее сестринское образование
Факультеты ВСО и институты сестринского образования при медицинских академиях, медицинском университете
Интернатура, ординатура, аспирантура и докторантура.
Курсы повышения квалификации на факультетах и в институтах медицинских вузов
Рис. 1. Система подготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала
Проанализировав современное состояние подготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала, можно сказать о сложившейся многоуровневой системе обучения, в которой различают базовый уровень, повышенный уровень и высшее сестринское образование. Повышение квалификации среднего медицинского персонала относится к системе последипломной подготовки и проводится в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (отделение повышения квалификации медицинского колледжа) и в учреждениях дополнительного профессионального образования (центры повышения квалификации). Последипломная подготовка медицинских сестер с высшим сестринским образованием осуществляется на базе учреждений высшего профессионального образования.
2.2.Решение сопутствующих задач. В процессе предлагаемой стратегии инновационной модернизации медицинского образования научно-педагогическим коллективам приходится заниматься и рядом сопутствующих задач: от социокультурного и предметно-педагогического проектирования профессионального образования до его психолого-педагогического и рефлексивно-организационного сопровождения.
Предлагаемое проектирование модернизации профессионально-медицинского образования с помощью инновационно-развивающих и рефлексивно-психологических методов с опорой на межпредметные связи позволяет уверенно преобразовывать содержание, методы, формы в современной профессиональной подготовке медицинских работников.
2.3.Профессионально-компетентностная модель среднего медицинского персонала. На основе современных требований к подготовке специалистов среднего звена разработана авторская профессионально-компетентностная модель среднего медицинского персонала, включающая в себя теоретико-методологическую, социально-коммуникативную, профессионально-технологическую и этико-культурную компетенции (рис. 2).
К современной медицинской сестре предъявляются требования не только в области знания теоретических основ сестринского дела, технологии выполнения простых сестринских манипуляций, основ лечебно-диагностического процесса, но и знания медицинской этики, психологии профессионального общения, а также умение взаимодействовать с субъектами в коммуникативных и профессиональных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи теоретического и практического материала, разрабатывать программы по проведению оздоровительных мероприятий.
Рис. 2. Профессионально-компетентностная модель среднего медицинского персонала
2.4. Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала.
Современная система повышения квалификации в части формирования профессионально значимых компетенций, ориентированных на практическую составляющую, не удовлетворяет в полном объеме требованиям ФГОСов для специалистов данной категории, концептуальным положениям развития сестринского дела. Основываясь на современных требованиях к медицинской сестре, базируясь на профессионально-компетентностной модели среднего медицинского персонала, предложена модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала (рис. 3).
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения по всем специальностям подготовки среднего медицинского персонала отличаются своей практико-ориентированной направленностью. Подготовка специалиста должна быть направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, которые обеспечивают готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. Очевидна необходимость определения и дальнейшего формирования профессионально-значимых компетентностей с учетом рынка труда, ожиданий работодателей, пересмотра образовательных стандартов и создания профессиональных стандартов специальностей.
Формирование профессионально значимых компетенций осуществлялось в рамках спроектированной модели практико-ориентированного обучения (рис. 4), включающей в себя цель, технологию практико-ориентированного обучения, которая состоит из целевого, экспериментально-обучающего, конструктивно-поискового и рефлексивно-аналитического блоков. В модели описываются профессионально значимые компетенции, уровни сформированности компетенций (низкий, средний, высокий), диагностика профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала. Технология практико-ориентированного обучения нацелена на результат: это сформированные на определенном уровне профессионально значимые компетенции среднего медицинского персонала.
3. Рис Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала
2.5.Апробация практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала проводилась в течение двух лет на базе отделения повышения квалификации ГБОУ СПО Тольяттинский медколледж. На рис. 4 представлена модель технологии практико-ориентированного обучения на основе модульной системы обучения.
Рис. 4. Модель технологии практико-ориентированного обучения среднего медицинского персонала
В модели обучения определяются цели, формирующие технологию практико-ориентированного обучения. В свою очередь, технология обучения взаимосвязана с циклами профессиональной деятельности медицинской сестры (лечебно-диагностическая, медико-профилактическая, социально-коммуникативная и этико-деонтологическая). Впоследствии, в зависимости от конкретного заказа объектов здравоохранения на обучение среднего медицинского персонала формируются обучающие модули, состоящие из 4–8 модульных единиц.
Содержание модулей ориентировано на квалификационные требования к различным специалистам среднего звена и на потребности заказчика, в качестве которого выступают руководители сестринских служб лечебно-профилактических учреждений. После наполнения модулей определяются формы, методы и средства обучения. В комплексе построения модели практико-ориентированной технологии каждый логически встроенный блок взаимосвязан с другими и в конечном результате оказывает формирующее влияние на профессиональную компетентность медицинской сестры.
В эксперименте участвовали 120 слушателей (60 – в экспериментальной и 60 – в контрольной группах).
На первом этапе опытно-экспериментальной работы (констатирующий эксперимент) проведенный анкетный опрос среди слушателей контрольных и экспериментальных групп по выявлению профессионального уровня компетенций показал, что результаты в основном одинаковы. Как показал математический анализ результатов исследования, разница между контрольной и экспериментальной группами оказалась несущественной, поэтому мы считали эти группы сходными по уровню развития профессиональных компетенций, от низкого до высокого уровня в условиях стихийного формирования.
Результаты анкетирования для наглядного представления уровня сформированности профессиональных компетенций отражены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ результатов анкетирования с целью выявления уровня профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала
Уровни сформированности профессионально значимых компетенций
Эксперимент. группа (%)
Контрольная группа (%)_
Конст. экспер.
Конт. срез
Конст. экспер.
Конт. срез
низкий
36.6
26.6
36.7
33.3
средний
51.6
60.0
50.0
53.4
высокий
11.8
13.4
13.3
13.3
На формирующем этапе эксперимента была реализована авторская методика развития профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала. После проведения каждого этапа опытно-экспериментальной работы проводились контрольные срезы среди слушателей контрольной и экспериментальной групп.
Для демонстрации динамики изменения уровней профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала мы предлагаем рассмотреть таблицу 2.
Таблица 2
Динамика изменений уровней профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала в ходе формирующего эксперимента
Уровни сформированности профессионально значимых компетенций
1 срез (%)
2 срез (%)
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
низкий
26.6
33.3
8.4
29.4
средний
60.0
53.4
76.6
58.3
высокий
13.4
13.3
15.0
13.3
Как мы видим, после двух контрольных срезов изменение процентного соотношения уровней сформированности профессионально значимых компетенций произошло в экспериментальной группе в сторону увеличения сформированности уровней (среднего – на 16,6 %; высокого – на 1,6 %) и уменьшения низкого уровня сформированности компетенций на 17,8% . Наглядно изменения представлены на гистограммах (рис. 5).
Анализ результатов анкетирования с целью выявления уровня профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала
Динамика изменения уровней профессионально значимых компетенций среднего медицинского персонала в процессе формирующего эксперимента
Рис. 5. Опытно-экспериментальная апробация
Как видно из гистограмм, все позитивные изменения, происходящие в ходе опытно-экспериментальной работы, носят систематический и закономерный характер, что подтверждает выдвинутую научную гипотезу.
Статистическая обработка результатов показала, что предложенная технология практико-ориентированного обучения является эффективной и результативной и может служить основой для внедрения ее в курс повышения квалификации среднего медицинского персонала.
3.ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ДОСТИЖЕНИЕ ЗНАЧИМОГО УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕД.ПЕРСОНАЛА.
Резюмируя результаты экспериментального исследования, отмечаем следующее: достижение определенного уровня профессионально значимых компетенций обеспечивается развитием компонентов компетенции, от которых непосредственно зависит успешность профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена.
Таким образом, становление профессионального самосознания и развитие профессионально-значимых компетенций являются исключительно важным фактором повышения качества профессиональной подготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала, позволяющим оптимально управлять и совершенствовать профессиональную компетентность медицинской сестры с учетом требований современной системы здравоохранения. Практико-ориентированная технология повышения квалификации среднего медицинского персонала позволяет обеспечить достижение гарантированного результата формирования компетенций на уровне профессионального практического применения.
Проведенное исследование не претендует на полное всесторонне рассмотрение вопроса применения практико-ориентированной технологии повышения квалификации среднего медицинского персонала. Лишь сделана попытка спроектировать модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Быков А.К. Методы активного социально – психологического обучения (Текст): учебное пособие/ А.К.Быков – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Вазина К.Я. Самообразование и модульное обучение, Н.Новгород, 1991.
Вим Ван Петегем, Хелен Каменски Образование для инноваций.Южный Федеральный университет,2008.
Инновационное образование: практико – ориентированный подход в обучении. Материалы 4Международной научно – практической конференции. г.Астрахань, 17 апреля 2012г.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб Питер, 2004.
Методическое пособие. В помощь преподавателю, М., ВНМЦ, 1999.
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
4
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
16
Профессионально значимые компетенции среднего медицинского персонала
Компетенция 1
Теоретико-методологическая
1. Знание технологии выполнения медицинских манипуляций.
2. Способность реагировать на изменения в профессиональной деятельности и вносить изменения в технологию.
3. Умение создавать и поддерживать безопасную среду для пациентов и персонала.
1.Знание морально-этических норм.
2. Соблюдение морально-этических норм профессиональной среды.
3. Владение культурой общения и эмоциональная устойчивость в профессиональной и социальной среде.
1. Знание теоретических и практических основ сестринского дела.
2. Умение устанавливать причинно-следственные связи теоретического и практического материала.
3. Способность к анализу и синтезу информации.
1. Знание социально-культурных основ сестринского дела.
2. Способность выявлять коммуникативные аналогии в различных социальных явлениях и ситуациях.
3. Умение взаимодействовать с субъектами в коммуникативных и профессиональных ситуациях.
Компетенция 3
Профессионально-технологическая
Компетенция 4
Этико-культурная
Компетенция 2
Социально-коммуникативная
10
Цель – повышение эффективности профессиональной подготовки среднего медицинского персонала на основе внедрения практико-ориентированных методов обучения в программу повышения квалификации и переподготовки
Внешние социально-экономические, политические и пр. факторы
Внутренние факторы организационно-управленческой среды образовательного учреждения, заинтересованность и подготовленность преподавателей, организационные и процедурные компоненты обучения и контроля и др.
Технология практико-ориентированного обучения среднего медперсонала
Целевой блок
Экспериментально-обучающий блок
Конструктивно-поисковый блок
Рефлексивно-аналитический блок
Результат – сформированные профессионально значимые компетенции среднего медицинского персонала
Профессионально значимые компетенции среднего медицинского персонала:
теоретико-методологическая;
социально-коммуникативная;
профессионально-технологическая;
этико-культурная.
Уровни сформированности профессионально значимых компетенций по показателям
низкий
средний
высокий
Диагностика профессионально значимых компетенций среднего медперсонала в условиях практико-ориентированного обучения
Блок кейсов
цель
Технология практико-ориентированного обучения
Циклы деятельности медицинской сестры
Этико-деонтологическая
Социально-коммуникативная
Медико-профилактическая
Лечебно-диагностическая
Профессионально значимые компетенции компетенции
Этико-культурная
Социально-коммуникативная
Профессионально-технологическая
Теоретико-методологическая
Обучающие модули
Модуль 5
Модуль 3
Модуль 2
Модуль 4
Модуль 1
Методы и средства обучения
Формы обучения
Профессиональная компетентность медицинской сестры
11
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×