Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Работа №213698

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Автор статьи делится опытом и даёт краткие рекомендации по решению данной проблемы.

Работа:
Заиченко Н.А.,
учитель математики
МБОУ средней общеобразовательной школы №3
Барабинского района Новосибирской области
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. Развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Автор статьи делится опытом и даёт краткие рекомендации по решению данной проблемы.
Ключевые слова: критическое мышление, проблемное обучение, технология развития критического мышления, индивидуальный образовательный маршрут, проектная деятельность.
Abstract. The development of thinking is the main task of the school curriculum. The author of the article shares her experience and gives some brief recommendations for solving this problem. Keywords: critical thinking, problem-based learning, technology of critical thinking development, individual educational route, the project activity.
Будущее принадлежит тем,
кто критически анализирует информацию
и выстраивает свою собственную реальность.
В настоящее время успех человека зависит от способностей мышления, суждения и четкого изложения своих мыслей. Ключом к познанию окружающего мира и важной компонентой развития личности всегда была и есть математика. Одной из основных целей учебного предмета Математика является интеллектуальное развитие, в частности критическое мышление. Практика мышления, которую ученики приобретают, изучая математику, является прочным фундаментом любой сферы деятельности. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность, так как критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой. Исходя из этого, большое внимание уделяю развитию критического мышления обучающихся. С одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия аналитическое мышление, логическое мышление, творческое мышление. Таким образом, критическое мышление - это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность – к этому следует стремиться. В своей педагогической деятельности предпочтение отдаю урокам с использованием элементов технологии критического мышления, представленной в трудах Ч. Темпла, Д. Стила, К Мередита. Трехфазовая структура урока: вызов ( осмысление ( рефлексия позволяет максимально задействовать все ресурсы личности ученика, способствует поддержанию интереса к процессу обучения, пробуждает творческую активность. Понимание математического материала достигается средствами некой мозговой атаки, так как один и тот же вопрос прорабатывается неоднократно.
Для организации активной самостоятельной деятельности учащихся, развития критического мышления использую элементы проблемного обучения И.Я. Лернера, включающего в себя индивидуализированное обучение А.С. Границкой. Учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем. Модель теории такова: разминка ( выполнение частично-поисковых задач ( решение творческих задач.
С целью реализации критического мышления в традиционную структуру урока включаю активизацию процессов восприятия и внимания; получение целостного представления об исследуемом математическом объекте; выявление методов для решения конкретных примеров. Например, на уроке математики в 5 классе по теме Проценты ставится проблема: Жить или курить? Цель урока (кроме формирования умения вычислять проценты, решать задачи по вычислению процентов) - содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни Жить или курить?, развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятий здоровый образ жизни.
Одним из приемов, способствующих развитию критичности ума и доказательности мышления, является метод обучения на ошибках. Например, тема Теорема Виета (8 класс), задание: не решая квадратного уравнения, определите знаки его корней. Предполагается, что ученики автоматически до последнего уравнения определят знаки его корней, не обращая внимания на то, что действительных корней данное уравнение не имеет.
Большое внимание уделяю построению индивидуальных образовательных маршрутов: ребенок определяет для себя - что я должен уметь и что я должен знать, что я хочу уметь и что я хочу знать, чему я научился и что мне нужно доработать.
Проектную деятельность организую согласно основным моделям:
М1: обучение исследованию, цель которой не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования;
М2: приглашение к исследованию, т.е. развитие проблемного видения, стимулирование поискового (критического) мышления;
М3: систематическое исследование, подразумевающая формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Для активизации деятельности обучающихся использую помощь самих ребят. Обычно материал они готовят группами, разбив его на части, кто-то готовит чертежи, кто-то раздаточный или дидактический материал, т.е. используется методика коллективного творческого дела, где каждому найдется своя работа.
Таким образом, критическое мышление – это способ добывать знания, умение оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и применять знания как в стандартной, так и нестандартной ситуации. На уроках математики учащиеся приобщаются к принципам полноценной аргументации, полноте и выдержанности. И сложно не согласиться с И.И. Ильясовым, который утверждал: …критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность.
Литература
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс Дельта, 2003.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2012.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×