Адаптация к группе студентов обеспечивает адаптацию в зависимости от выбранной специальности, образовательной программы, возраста и психологической направленности личности.
АДАПТИВНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
А.А.Рахимов
ассистент кафедры ИОТ,
ТУИТ,Узбекистан
М.З.Юлдашева
студентка фак. ПО в сфере ИКТ, ТУИТ,Узбекистан
Адаптация к группе студентов обеспечивает адаптацию в зависимости
от выбранной специальности, образовательной программы, возраста и
психологической направленности личности.
Для организации адаптации к учащемуся используют различные
методы [1]:
– построение последовательности обучения (Curriculum sequencing);
– адаптивное представление информации (Adaptive presentation);
– интеллектуальный анализ решений (Intelligent analysis of
student solutions);
– диалоговая поддержка решения задач (Interactive problem
solving support);
– адаптивная поддержка в навигации (Adaptive navigation
support);
– решение задач на примерах (Example-based problem solving);
– адаптивная поддержка сотрудничества
(
Interactive collaboration
support
)
Цель
построения
адаптивной
последовательности
обучения
как метода адаптации заключается в обеспечении студентам наиболее
подходящей индивидуально планируемой последовательности для изучения
единиц знаний и выполняемых задач. Для реализации метода ставится задача
построения оптимальной последовательности изучения учебного материала
(УМ). В компьютерных системах обучения УМ или объект изучения
представляется в виде трех- или четырехуровневой иерархии (рис. 1): курс
(учебный предмет), тема, раздел темы, квант учебной информации (УИ),
причем уровень разделов для небольших и несложных тем может
быть опущен. Квант УИ – это элементарная порция информации: текст для
изучения некоторого понятия темы (квант-понятие), вопрос, задача,
комментарий на ответ, разъяснительный текст и т.п.
Для индивидуализации процесса обучения в ИКОС применяются
различные методы адаптации, реализация которых основана на ряде моделей:
студента, учебного материала и др [2].
В ходе анализа открытых источников выявлены факторы,
определяющие готовность студентов к обучению с помощью компьютерных
технологий.
К
ним
относятся
уровень
усвоения
знаний
в предметной области учебной дисциплины, уровень мотивации
учения, ведущая репрезентативная система обучаемого, психологический тип
личности,
а
также
работоспособность
и
прилежание.
Типы обучающих систем, использование которых целесообразно для
достижения различных уровней усвоения знаний, и уровни мотивации
учения студентов, необходимые для их эффективного использования,
риведены в табл. 1.
Учитывая особое назначение интеллектуальных КОС – индиви-
дуализациию обучения, целесообразно отдать предпочтение свойствам
адаптивности. В отдельных случаях студентам с высоким уровнем
подготовленности можно разрешить выбор детальности представления
информации и комментариев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brusilovsky, P. Adaptive Educational Systems on the WorldWide-Web: A
Review of Available Technologies / P. Brusilovsky // Proceedings of Workshop
«WWW-Based Tutoring» at the 4th International Conference on Intelligent
Tutoring Sysytems (ITS’98). – San Antonio.
2. Oppermann, R. Adaptability and Adaptivity in Learning Systems /R.Oppermann,
R. Rashev, Kinshuk. – URL:
http://fims-www
. massey.ac.nz/ ~kinshuk/papers/
kt97_gmd.html.