Хороводные игры в школе просто необходимы! Это кладезь народного творчества, многосторонне развивающий, и способствующий формированию личности ребёнка. Музыка, пластика, речь, движение, проявление фантазии и выдумки, театральность - и всё - в абсолютной и неразрывной связи!
А мы в школе не скучаем – в игры разные играем!
Игры - диалоги «Где была, Сорока?»
Игровые переменки для детей младшего школьного возраста
Автор – педагог начальных классов Старкова Светлана Николаевна
МОУ СОШ № 11
Ставропольский край, станица Георгиевская, Кочубеевский район
Ох, уж эта переменка! Как её ждут все дети! Побегать, попрыгать, разрядиться после мозгового штурма. А если любимый педагог предложит поиграть в интересную игру – это же так здорово! Стать в хоровод. Считалочкой выбрать счастливчика на главную роль – и скорее играть! Пока не зазвенит звонок на следующий урок.
Игровые сюжеты по принципу – диалога дети любят особенно, быть может, потому, что в них можно проявить себя и в качестве персонажа, и приобретать бесценное и такое необходимое для социализации ребёнка умение находиться в центре внимания. А можно с юмором, примерить на себя и прожить те образы, которые предлагает игровая фантазия. В таких играх развивается интонационная выразительность диалоговой речи – (вопрос – ответ), формируются двигательные имитационные навыки. Можно использовать в качестве динамической паузы на тематическом уроке. Можно провести игры на переменке, на улице и в спортивном зале и даже, на внеклассном мероприятии!
За основу взята знакомая всем русская народная потешка – «Сорока, сорока, где была? Далёко!», её можно не только петь, но и проговаривать речитативом. Желательно, использовать маску персонажа - сороки. Считалочка для выбора может быть любой, например – ой, туры, туры, туры, а сорокой будешь ты!»
Все игры начинаются одинаково – «Раз, два, раз, два, начинается игра!»
И заканчиваются так же – «Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!»
Песенка - диалог «Сорока»
Все стоят в хороводе, считалочкой выбирают «сороку»
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В город я летала, - дети выполняют маховые движения руками
Многое видала. - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
На веточку присела, - все присаживаются на корточки
На людей смотрела – Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Девчонки воображают, юбочкой «виляют»
Ля, ля, ля, ля, юбочкой «виляют» - дети встают, ходят - воображают.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В город я летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
Многое видала. - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
На веточку присела, - все присаживаются на корточки
На людей смотрела – Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Бабушки сгибаются, да за спину хватаются
Ох, ох, ох, ох, за спину хватаются – дети ходят, держатся за спину.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В город я летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
Многое видала. - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Бравые солдаты ходят с автоматом
Раз, два, раз, два, ходят с автоматом – дети маршируют.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В город я летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
Многое видала. - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Мальчишки прибежали кы – ы - ыш! Меня прогнали
Кыш - кыш, кыш - кыш, кыш! Меня прогнали – дети двигаются поскоками, или бег на месте, на слова – «кыш!» хлопают в ладоши, все разбегаются врассыпную, кто куда, затем, приседают на корточки, и прячутся за свои ладоши.
Сорока в зоопарке.
Все стоят в хороводе, считалочкой выбирают «сороку»
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В зоопарк летала, - дет с Сорокой и выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
А тигры ходят так, а тигры ходят так - 2 раза – движение «когти», повороты головой вправо – влево.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В зоопарк летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Жирафы ходят так, жирафы ходят так - 2 раза – дети ходят, вытягивая шею.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В зоопарк летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Мартышки скачут так! Мартышки скачут так - 2 раза – дети гримасничают, оттопырив уши, припрыгивают.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В зоопарк летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Павлины ходят так, павлины ходят так - 2 раза – руки за спиной, ладошки раскрыты, ходить важно.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В зоопарк летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Пингвины ходят так, пингвины ходят так - 2 раза – руки вдоль туловища, ладошки - как крылышки, носки в стороны, смешно переваливаться с ноги на ногу.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В зоопарк летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Вдруг зубастый крокодил чуть меня не проглотил! – дети прикладывают локти друг к другу, смыкают и размыкают руки с широко раскрытыми ладошками, изображая огромную пасть. Бегут за Сорокой.
Сорока.
Ой, ой, ой, ой, улетаю я домой! – «улетает в свой домик»
Можно изображать и других диких животных и птиц.
Сорока в деревне.
Все стоят в хороводе, считалочкой выбирают «сороку»
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В деревню летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Коровы ходят так, коровы ходят так, - 2 раза
Ходить по кругу, приложив указательные пальцы ко лбу
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В деревню летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Телята скачут так, телята скачут так, - 2 раза
Дети идут по кругу прямым галопом.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В деревню летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Котята ходят так, котята ходят так, - 2 раза
Дети идут по кругу мягким пружинистым шагом, руками выполняя движение – «кошачьи лапки»
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В деревню летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Петух там ходит так – 4 раза.
Дети идут по кругу, важно подняв голову, прямыми руками хлопая себя по бокам.
Можно изображать и других деревенских животных и птиц – индюка, утку, барана, и.т.д.
Сорока в лесу.
Все стоят в хороводе, считалочкой выбирают «сороку»
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В лесок я летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Медведи ходят так, медведи ходят так – идут по кругу, переваливаются с ноги на ногу, широко расставив руки в стороны.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В лесок я летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Лисички ходят так, лисички ходят так – идут по кругу, «виляя хвостиком»
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В лесок я летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Там зайцы скачут так, там зайцы скачут так – идут по кругу прыжками, испуганно смотрят по сторонам.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
В лесок я летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Там волки ходят так, там волки ходят так – идут по кругу крадущимся шагом, руками выполняют движение – «когти».
Сорока - Р – р – рычали, рычали меня испугали
Дети – Р – р – р! - Сорока улетает в «домик», дети – волки её догоняют.
Сорока на стадионе.
Все стоят в хороводе, считалочкой выбирают «сороку»
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
На стадион летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Там лыжник ходит так, там лыжник ходит так – дети имитируют ходьбу на лыжах.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
На стадион летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
В хоккей играют так, в хоккей играют так 2 раза – дети имитируют заброс шайбы клюшкой в ворота.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
На стадион летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
В футбол играют так, в футбол играют так 2 раза – дети имитируют заброс шайбы клюшкой в ворота.
Дети: Сорока, сорока, где была?
Сорока - Далёко! - махнуть рукой вдаль.
На стадион летала, - дети с Сорокой выполняют маховые движения руками
За всеми наблюдала - Прикладывают ладонь ко лбу – «козырёк»
Спортсмен бежит вот так, спортсмен бежит вот так – 2 раза – дети бегут по кругу.
Примечание.
Конечно же,игра должна быть эстетично оформлена. Предлагаю маску Сороки положить в коробку с соответствующим названием. Кроме того, необходимо положить красивые картинки с изображением тех мест, где она бывала – лес, деревня, стадион, зоопарк, город. По формату они должны быть одинаковыми. Перед игрой перевернуть эти картинки изображением вниз, разыграть как лото. Что Сорока или водящий выбирает, такая игра и проводится!
Заключение.
Хороводные игры в школе просто необходимы! Это кладезь народного творчества, многосторонне развивающий, и способствующий формированию личности ребёнка. Музыка, пластика, речь, движение, проявление фантазии и выдумки, театральность - и всё - в абсолютной и неразрывной связи!