Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль преподавателя в формировании личности музыканта. Работа №209586

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Музыка обладает огромной силой воздействия на человека.

              В воспитании любого ребенка, наряду с родителями, принимают участие преподаватели. Каждый преподаватель, обучая, еще и воспитывает ученика. Роль преподавателя – музыканта в воспитании личности музыканта является, пожалуй, одной из главных.

                Обучение фортепианной игре – это сложный и многогранный процесс. Он включает не только воспитание пианиста – исполнителя, но и общее музыкальное развитие ученика. 

Главное в работе педагога-музыканта - это заинтересовать, увлечь ученика,.По-особенному следует подходить к обучению талантливых, застенчивых и учащихся со сложным характером.

Главное в работе с детьми - это индивидуальный подход.

Работа:

Роль преподавателя в формировании личности музыканта

 

 Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека и тем самым служит одним из важнейших средств формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов людей. Никакое другое искусство не вторгается с такой мощной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке.  Воздействуя на человека, она с особой силой пробуждает в нем все хорошее, делает его   духовно чище. Центральной фигурой в процессе обучения является педагог. От его мастерства и умения зависит судьба ученика.

 

В воспитании любого ребенка, наряду с родителями, принимают участие преподаватели. Каждый преподаватель, обучая, еще и воспитывает ученика. Роль преподавателя – музыканта в воспитании личности музыканта является, пожалуй, одной из главных.

Ученик, придя в музыкальную школу, пока не видит себя профессиональным музыкантом. Так же и музыкальная школа не ставит своей задачей подготовку каждого ученика к профессиональной деятельности. Ее задача – воспитание широкого круга музыкантов – любителей, слушателей и ценителей музыкального искусства. А уже потом происходит выявление наиболее способных учеников и подготовка их для дальнейшего музыкального образования в средних, а потом и в высших музыкальных учебных заведениях.

Меняется жизнь, меняются требования к образованию. В данное время одной из насущных проблем является недостаточно развитая самостоятельность учеников, на это и следует обращать внимание. Важно заботиться о воспитании в нем мыслящего музыканта, творчески относящегося к вопросам искусства. Но этим не следует ограничиваться. Важно дать как можно больше практических навыков: научить читать с листа, музицировать в ансамбле, уметь аккомпанировать солисту, иметь навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением, а если речь идет о студенте среднего или высшего учебного заведения, то познакомить с методикой преподавания.

Обучение фортепианной игре – это сложный и многогранный процесс. Он включает не только воспитание пианиста – исполнителя, но и общее музыкальное развитие ученика. Дошкольный (начальный) период имеет важное значение в успешности дальнейшего обучения, который, в большой степени, зависит от наличия у ребенка желания и интереса к занятиям. Понравившуюся мелодию ему хочется запомнить и воспроизвести на инструменте.  Таким образом, музыкальные данные получают главный стимул для развития и способствуют обогащению непосредственных музыкальных впечатлений, а следовательно, возрастанию и расширению интереса к музыке.

С первых занятий следует разбудить воображение у ребенка, создать настроение, заинтересовать понятными и яркими образами, показать музыку различного характера – веселую, грустную, торжественную, танцевальную и т. д. Так можно создать условия для естественной концентрации внимания ученика и появления у него “слуховой наблюдательности”. При таком подходе рост и совершенствование музыкальных данных (слух, ритм, память) тесным образом увязываются с повышением общей музыкальности ребенка. Последовательное проведение этих принципов в дальнейшем обучении может оказать влияние на формирование непосредственности, цельности и содержательности исполнения. А также на приемы и способы технического развития ученика.

Совсем другая картина возникает там, где в основе музыкального развития ученика лежит тренировка элементов музыкальных данных на отдельных звуках или комбинациях их, не увязанных в цельную и яркую мелодию или мотив. В этом случае музыкальные данные развиваются изолированно, вне связи с впечатлениями и эмоциями. При таком подходе можно добиться больших результатов в точности интонирования, ритма, а также в развитии памяти, но недостает одного – эмоционального воздействия и переживания музыки. Возможно, и в дальнейшем оно не появится. Это один из минусов такого обучения.

Эмоциональное переживание у ребенка появляется как результат непосредственного воздействия цельной мелодии, как первая реакция на услышанное. Воспитанный по такому принципу ребенок приучается мыслить отдельными элементами, не увязанными в гармоничное целое. В результате интерес к музыке гаснет без эмоционального воздействия. Получается, что для начала обучения игре на инструменте ребенок должен “созреть”. Преждевременное начало вредно, как и искусственное “натаскивание” музыкальных данных. Обе проблемы могут привести к потере интереса к музыкальным занятиям. 

Ну, а если ребенок готов начать заниматься на инструменте, то сразу же появляется масса новых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, ключи, счет, паузы и т.д. Но среди всего множества задач важно не упустить главную – сохранить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям. И главным в этом является личность педагога и его контакт с учеником. Ведь на достаточно длительный период времени преподаватель становится для учащегося самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. В процессе обучения педагог передает ученику частицу самого себя. Часто именно через любовь ученика к преподавателю приходит любовь к предмету, который он преподает. Любимый преподаватель передает учащемуся содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Немаловажным фактором в воспитании музыканта является воспитание честолюбия, без него не может быть исполнителя. Надо уметь настраивать ученика на успех, чтобы добиться более мотивированной и продуктивной работы. Но это не является самым главным. Важно чтобы ученик научился ценить искусство за то прекрасное, что оно дает людям, за радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто серьезно занимается.

Педагог не должен быть эмоционально скован. Когда речь заходит о раскрытии красоты музыкального произведения, исполняемого учеником. Можно от души сказать: «Как это прекрасно! Как чудесно звучит эта модуляция, эта новая тональная окраска! Вслушайся в нее, почувствуй и сыграй так, чтобы и другие могли ею насладиться!». Искренняя, непосредственная реакция педагога на красоту звучания изучаемого произведения способна оказать очень сильное воздействие на пробуждение эстетического чувства ученика.

Эстетическое воспитание дает наибольший результат, если преподаватель ведет его разносторонне. Поэтому всегда важно, чтобы подрастающий музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений, т.е. слушать произведения в возможно лучшем исполнении, ходить на концерты, смотреть биографические фильмы о композиторе. Не упускать любую возможность послушать и поразмышлять над услышанным произведением. Развитие любви к музыке тесно связано с усилением интереса к занятиям вообще, а не только к урокам, проводимым преподавателем, а также и к работе за инструментом.

Педагогу важно вовлечь ученика в сферу подлинного искусства, научить отличать хорошее от подделки. Пробуждение глубокого длительного интереса к музыке, точной мотивации – задача сложная и важная. Уже одним этим можно повысить работоспособность, добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля. Повышение интереса к занятиям музыкой благотворно влияет на художественную сторону исполнения произведения, оно становится более осмысленным, выразительным, ярким. Если преподаватель сам “загорается” от соприкосновения с искусством, то это создает при работе над произведением подлинно художественную атмосферу, увлекает ученика.

Необходимо с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного, упорного труда, что совершенство в исполнении рождается только в процессе длительной и упорной работы. Добиваясь этого, педагог должен заботиться об увлекательности процесса обучения, об увлеченности ученика занятиями. Можно выполнять работу, к которой нет расположения только потому, что это необходимо. Но насколько лучше будет усваиваться все новое, если к нему чувствуешь влечение!  Преподавателю необходимо приучать ученика увлекаться тем делом, которое он выполняет. «Самое воспитание, - писал К. Д. Ушинский – если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Одной из важных задач педагога – пианиста является воспитание в учениках любви к работе за инструментом, интереса к самому процессу упражнений за инструментом, к “ремеслу” исполнителя. Педагог должен владеть различными средствами и приемами для достижения поставленных целей. Это и развитие интереса к занятиям музыкой вообще, и умение убедить собственным показом, к каким художественным результатам приведет хорошо проделанная работа дома, и поощрение за успешное ее выполнение.  Очень важно на уроке показать ученику, что значит по-настоящему работать над преодолением трудностей, и тем самым вовлечь его в процесс пианистической работы.  Труд должен быть не только радостным, но и умным – вот что ученик должен понять на уроке.

Успех в работе педагога во многом зависит от умения найти индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого необходимо узнать об ученике как можно больше: чем интересуется, с кем дружит, чем занимается в свободное время. Нельзя судить об ученике по первоначальному впечатлению, тем более руководствоваться им в занятиях. В детстве и в подростковом возрасте человеку свойственно меняться достаточно быстро, и на протяжении небольшого промежутка времени его личные качества могут стать иными.

В каждой индивидуальности есть положительные и отрицательные качества. Нельзя концентрировать внимание на отрицательном, тем более стараться их исправить. Гораздо важнее уделить внимание положительным качествам, ценному, что есть в ученике. Может произойти так, что исчезнет отрицательное, но и положительное пропадет. Важно “нащупать” лучшую струнку в ученике, найти то, что ценно и при помощи этого звена вытянуть всю цепь хорошего и ценного, что есть в этом ученике. Конечно, нельзя забывать о недостатках и систематически работать над их устранением, но делать это незаметно, обходными путями, делая упор на развитие хорошего.

Встречаются разные ученики, среди них и неорганизованные. Они в работе небрежны, неаккуратны в выполнении обязанностей. Неорганизованность зачастую объясняется отсутствием стойкого интереса к занятиям музыкой и отсутствием воли. Очень часто такие ученики думают, что вот потом, когда-то, они обязательно сделают все то, что сегодня не сделали. Такие ученики, плохо выполнив задание, боятся, что преподаватель будет сердиться и вовсе не приходят на урок. С ними работать сложно, но тем не менее, следует обратить внимание на развитие у этих ребят интереса к музыке, к изучаемому произведению. Сначала найти то, что им интересно, а потом постепенно пойти к более сложному. Параллельно следует воспитывать волю, чувство ответственности, настойчивость в работе над преодолением трудностей.

Иногда успешному развитию вредит чрезмерная застенчивость и стеснительность. Это вызывает эмоциональную скованность, боязнь раскрыться во время исполнения музыки. Эта неуверенность, если ее не преодолеть в молодости, будет мешать человеку всю жизнь и не даст возможности проявить в полной мере природные данные. С такими учениками следует работать так, чтобы занятия приносили им массу удовлетворения и совсем немного разочарования. Дать возможность почувствовать собственный рост, успехи – вот главное в занятиях с застенчивыми учениками. Малейшая удача - повод для поощрения. Умение хвалить за самостоятельные творческие поиски, соблюдая осторожность, чтобы предупредить срыв - задача для преподавателя непростая, но необходимая. Важно таким ученикам давать возможность выступать в концертах, играть в ансамбле с другими учениками, как можно чаще общаться с коллективом.

Некоторым ученикам не хватает инициативы. Им очень важно услышать, как должно звучать изучаемое произведение. Таким ученикам важно давать систематически проявлять свою самостоятельность.

Чем более одарен ученик, тем чаще приходиться сталкиваться с ярким и неожиданным проявлением его индивидуальности. Настоящие таланты встречаются редко, поэтому воспитание их требует особого внимания и терпения. Важный фактор их   развития — это создание условий для движения вперед, не сдерживая программными требованиями. Талантливым ученикам, с ярко выраженным исполнительскими данными должны быть представлены возможности много и систематически заниматься за инструментом. Надо помнить, что в юные годы формируются основы настоящего исполнительского мастерства, что упущенное в этот период потом уже нельзя наверстать.

Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, дает ему верный ключ к самостоятельной творческой работе. Успеху самостоятельной работы способствует самоконтроль. Педагог учит ребенка не только слушать свое исполнение, но и контролировать себя в процессе работы там, где скорее всего могут возникнуть ошибки и погрешности.  Следует знакомить учащегося с типичными случаями появления тех или иных ошибок, предостерегать от их появления. Важно осознание типичности этих ошибок и установление контроля над их появлением в домашней работе. В этой работе важен метод планомерного осуществления музыкального воспитания, а не попутные замечания от случая к случаю. Развитие индивидуально – направленного типа самоконтроля должно быть предметом заботы ученика, а помогать ему в этом должен преподаватель.  Для воспитания самостоятельности ученику важно самому, без помощи преподавателя, время от времени выучивать произведение и проигрывать его перед друзьями или родственниками.

Совместное переживание музыки, т.е. сопереживание - наиважнейший контакт между преподавателем и учеником, этот музыкальный контакт может способствовать появлению инициативы у ученика. Возможно, появится желание самому сыграть, исполнить, по-своему донести настроение и смысл музыки. Это пробуждение инициативы является первым успехом в педагогической работе и главным критерием подхода к ученику. Важно не диктовать что и как делать, а как бы заново открывать новое, включая ученика в активную работу.

Не следует фальшивить с учеником, разговаривать и работать следует на равных, иначе можно оттолкнуть учащегося. Такой тон может быть оскорбителен для него. И совсем не следует вести разговор в приказном порядке, добиваясь беспрекословного подчинения. При таком подходе можно добиться только скованности и страха, боязни сделать не то и не так. Атмосфера урока, правильно выбранный тон - главные критерии успеха в обучении и творчестве.

Итак, для любого преподавателя не должно быть раз и навсегда выбранных и ко всем одинаково применяемых догм. Шаблона быть не должно. Система, включающая основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой, а методика, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше путей он видит для различных индивидуальностей. Многие преподаватели считают, чтобы воспитать музыканта, надо, прежде всего воспитать человека. К ним относился Ф. Лист.

Профессор Московской консерватории С. Е. Фейнберг говорил, что качество пианиста определяется следующим сочетанием: первое – человек, второе – художник, третье – музыкант, четвертое – пианист. «Но, к сожалению, в реальной жизни эта теза часто оборачивается обратной стороной: пианист – музыкант – художник – человек», - отмечал Г. Г. Нейгауз.

Для преподавателя ученик – это не средство решения своих личных амбиций, а огромная ценность сама по себе. Поэтому для него главным объектом работы является не столько музыкальное произведение, сколько личность ученика и проблема ее развития. Взаимное уважение и принятие друг друга – это основа успеха.

 

 

 

Список литературы:

1.     Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.1974.

2.     Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М. 2004. -  с.496.

3.     Корто А. О фортепианном искусстве. М.1965. -  с.87.

4.     Мусин И. (1995) Уроки жизни. СПб. 1995. - с.7.

5.     Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Лань. СПб. 2015. – с.256.

6.     Петрушин В. Музыкальная психология. Академический проект.2009. -с.400

7.     Тимакин Е. Воспитание пианиста.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×