Если оглянуться назад, мы увидим, что стремление к здоровому телу в СССР активно развивалось и пропагандировалось, детей с самого раннего возраста приучали и воспитывали к ведению здорового образа жизни. Рассматривая сложившуюся обстановку в период текущего времени можно заметить, что ситуация еще более усугубилась. Спад популярности занятий физической культурой в первую очередь связан с тем, что человек, прежде всего, стремится развивать в себе способности, которые позволят ему сформировать свой материальный капитал. Имея негативный пример старшего поколения, учащиеся теряют интерес к своему физическому здоровью.
В современном мире проблема здорового образа жизни одна из самых актуальных задач в развитии образовательной системы современной школы. Большую роль в выполнении поставленной задачи отводится систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основой для создания здорового подрастающего поколения является надлежащее физическое воспитание в учебных заведениях – начиная с дошкольного и заканчивая высшим учебным заведением.
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» ЧМР РТ
ПРОЕКТ
«Актуальные проблемы физкультурно-спортивной направленности в условиях дополнительного образования»
Выполнил:
педагог дополнительного образования
Фатхутдинов Р.Ш.
2021-2022 уч.г.
Актуальность. Если оглянуться назад, мы увидим, что стремление к здоровому телу в СССР активно развивалось и пропагандировалось, детей с самого раннего возраста приучали и воспитывали к ведению здорового образа жизни. Рассматривая сложившуюся обстановку в период текущего времени можно заметить, что ситуация еще более усугубилась. Спад популярности занятий физической культурой в первую очередь связан с тем, что человек, прежде всего, стремится развивать в себе способности, которые позволят ему сформировать свой материальный капитал. Имея негативный пример старшего поколения, учащиеся теряют интерес к своему физическому здоровью.
В современном мире проблема здорового образа жизни одна из самых актуальных задач в развитии образовательной системы современной школы. Большую роль в выполнении поставленной задачи отводится систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основой для создания здорового подрастающего поколения является надлежащее физическое воспитание в учебных заведениях – начиная с дошкольного и заканчивая высшим учебным заведением.
Цель: Изучить и выделить возникающие проблемы, связанные с внедрением системы ГТО, а также предложить пути решения проблемы малой заинтересованности своим физическим здоровьем среди учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Задачи:
- применять здоровьесберегающие технологии на внеурочных занятиях, спортивных мероприятиях;
- сформировать представление у обучающихся о целях и задачах комплекса ГТО, его условиях выполнения и нормативах;
- укрепить здоровье обучающихся посредствам физической культуры;
- способствовать развитию интереса обучающихся к занятиям физической культуры и спорту;
- провести сравнительный анализ динамики состояния здоровья и нормативных показателей обучающихся на начало и окончание проекта.
Участники проекта.
- директор, заместитель директора по воспитательной работе, методист физкультурно-спортивного направления (координация средств и сил для выполнения проекта);
- медицинский работник (учёт пропусков обучающихся по болезни, сопровождение и организация контроля состояния здоровья участников проекта, осуществление допуска к сдаче нормативов, наблюдение за проведением спортивных мероприятий);
- социальные партнёры: отдел культуры, молодёжной политики, спорта и туризма, «Дворец творчества детей и молодежи», ФОК (предоставление судей, спортивных сооружений);
- обучающиеся классов (участие в мероприятиях, сдачи норм ГТО, создание презентаций, рисунков, плакатов).
Описание проекта.
В статье М.Г. Русинова «Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в системе образования» рассматриваются вопросы организации эффективной пропаганды ВФСК ГТО и сравнивается современный комплекс ГТО с программой физкультурной подготовки, существовавшей в СССР с 1931 по 1991 годы. С 1971 года в программу входили 5 ступеней, которая охватывала все категории населения в возрасте от 10 до 60 лет. Главная причина успешного осуществления данной программы заключалась в активной пропаганде комплекса ГТО и здорового образа жизни в целом. Все доступные в то время службы массовой информации (телевидение, радио, печать, плакаты) поддерживали комплекс ГТО и культ здоровья, оказывая сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Комплекс ГТО имел систему поощрений и чёткие нормативы, которые увеличивали координацию, выносливость, умение рассчитывать свой потенциал и силы, развивали все группы мышц. Система ГТО являлась мощным стимулом к занятиям спортом. При всём при этом советский комплекс ГТО имел существенные недостатки, такие как, чрезмерная нормированность военной составляющей комплекса, жёсткие нормативы профессионального спорта, отсутствие учёта индивидуальных особенностей человека- такова основа проблемы, влияющие на внедрение ГТО.
Приступая к разработке данного проекта, были еще раз изучены нормативно-правовые документы о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», на заседании педагогического совета было принято решение о внедрении ВФСК «ГТО» в образовательное учреждение и утверждён план мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Было решено, что необходимо просто и доступно начать вести разъяснительную работу о надобности сдачи комплекса ГТО, показать собственным примером, нам взрослым, учителям важность данного мероприятия. Поэтому было проведено родительское собрание, в повестку дня которого был внесён вопрос о комплексе ВФСК «ГТО», его значении в укреплении здоровья, развитии физических способностей. Первым совместным мероприятием детей, педагогов и родителей был День здоровья.
Предусмотренные планом мероприятия должны проводиться в привлекательных формах, с использованием методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности обучающихся и молодежи, формирование навыков здорового образа жизни, осуществления анализа и оценки уровня физической подготовленности и степени владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, выявления одарённых детей, подростков, талантливой молодёжи по реализации социально-значимого проекта «Стабилизация и повышение показателей здоровья обучающихся, применение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации комплекса ГТО».
Для содействия внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО», из педагогов была сформирована проектная команда по внедрению в образовательном учреждении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Рабочий план реализации проекта
План мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
№ п/п
Наименование мероприятий
Исполнители
Сроки выполнения
1
Изучение нормативно-правовых документов о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Педагоги дополнительного образования
Август
2
Выступление на педагогическом совете о внедрении ВФСК «ГТО»
Педагоги дополнительного образования
Август
3
Издание приказа по реализации внедрения норм ГТО
Администрация
Сентябрь
4
Выступление на родительском собрани о реализации внедрения норм «ГТО»
Педагоги дополнительного образования
Сентябрь
5
Оформление уголка «Сдаём ГТО» (нормативы, расписание, достижения ит.д.)
Методист физкультурно-спортивного направления
Сентябрь
6
Мониторинг физической подготовленности обучающихся по выполнению нормативов ГТО
Педагоги дополнительного образования
Сентябрь
7
Проведение спортивного мероприятия «День здоровья» с включением видов испытаний входящие в комплекс ВФСК ГТО (метание мяча, бег 60 метров, подтягивание, наклон вперёд из положения стоя, прыжок в длину).
Методисты, педагоги дополнительного образования
Сентябрь
8
Предварительная регистрация обучающихся, желающих стать участниками комплекса ВФСК ГТО в 2020 году
Руководители МО по физической культуре
Сентябрь
9
Выполнение норм ВФСК «ГТО» обучающимися
Педагоги дополнительного образования
Сентябрь
10
Организация индивидуальной работы с обучающимися, не выполнивших нормативы ВФСК «ГТО»
Педагоги дополнительного образования
Сентябрь – февраль (I – III недели каждого месяца)
11
Проведение бесед, обсуждений на тему «ГТО» раньше и сейчас» с демонстрацией презентации.
Руководители, объединений спортивных направлений
Октябрь
12
Проведение спортивного мероприятия «Самая спортивная семья» с включением видов спорта, входящих в нормы ВФСК «ГТО»
Замдиректора по ВР,педагоги доп. образования, классные руководители, семьи обучающихся классов
Октябрь
13
Выполнение нормативов ВФСК «ГТО», «Соревнования по параллелям»
Педагоги дополнительного образования
Ноябрь – январь
14
Соревнования по плаванию «На гребне волны»
Педагоги дополнительного образования
Январь
15
Выполнение нормативов ВФСК «ГТО» муниципальный этап: прыжки в длину, гибкость, подтягивание, пресс за 1 мин
Педагоги дополнительного образования
Январь – февраль
16
Участие в «Лыжне России»
Педагоги дополнительного образования
Февраль
17
Выполнение нормативов ВФСК «ГТО» муниципальный этап: лыжные гонки
Педагоги дополнительного образования
Март
18
Предметная неделя по физической культуре, входящих в нормы ВФСК «ГТО»: подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, стрельба и пневматической винтовки; конкурс плакатов и рисунков; презентации о спорте, спортсменах и т.д.)
Педагоги дополнительного образования
Апрель
19
Всероссийский День здоровья – стрельба из пневматической винтовки
Педагоги дополнительного образования
Апрель
20
Велопробег, посвящённый 9 Мая.
Педагоги дополнительного образования
Май
21
Сдача норм ГТО на школьном уровне
Педагоги дополнительного образования
Май
22
Спортивно патриотическая игра «Зарница»
Педагоги дополнительного образования
Май
23
Проведение анализа информации и сбор материалов исследования проекта. Формирование выводов.
Методический отдел
Май
24
Подведение итогов сдачи норм ГТО за учебный год. Награждение обучающихся, сдавших нормативы ГТО. (Общешкольная линейка)
Администрация, методический отдел, педагоги дополнительного образования
Май
25
Проведение работы по организации занятости обучающихся на июнь – август, мероприятий по внедрению ВФСК ГТО.
Педагоги дополнительного образования
Июнь – август
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта Предполагается, что реализация проекта позволит получить следующие результаты:
Краткосрочные результаты
Долгосрочные результаты
- будут разработаны методические рекомендации для преподавателей по работе с детьми, которые не способны успешно выполнять нормативы комплекса ГТО;
- повысится профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования;
- будет повышаться мотивация обучающихся к физической культуре, здоровому образу жизни, их приобщение к спорту;
- будет больше вовлечено обучающихся в соревновательную деятельность и непрерывный тренировочный процесс;
- будет достигнут высокий уровень общефизического развития участников образовательного процесса;
- будет повышен процент охвата участников образовательного процесса к сдаче норм ГТО;
- будут в полном объёме реализованы дополнительные образовательные программы и услуги по физическому воспитанию;
- будет сформирована система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО;
- будет больше педагогов, способных разрабатывать авторские программы в рамках внедрения ГТО, опираясь на свой практический опыт;
- будет снижено число заболеваний школьников;
- будет обеспечен рост спортивных достижений в школе
- будет продолжена работа по использованию обучающимися полученных знаний и умений в повседневной жизни
Надеемся, что данный проект поможет сохранить преемственность в подготовке и сдаче ГТО, при этом с каждым годом будет увеличиваться число детей, педагогов и родителей, а также других категорий граждан города.
Оценка эффективности реализации проекта
В данном проекте принимали участие 60 обучающиеся, из них 31 мальчик и 29 девочек. Дети активные, любят заниматься физической культурой, принимают участие в спортивных мероприятиях, многие из них посещают спортивные кружки и секции, тренируются в Детской спортивной школе.
Для наглядности реализации проекта на тему «Стабилизация и повышение показателей здоровья обучающихся, формирование здоровьесбрегающего пространства по средствам ГТО» составлена таблица, в которой отражены показатели испытаний до начала проекта (мониторинг вначале учебного года) и по окончании проекта (в конце учебного года). Так в таблице 1 показано количество обучающихся, которые смогли улучшить свои спортивные показатели благодаря проведённым тренировочным занятиям, спортивно-массовым мероприятиям.
Таблица 1. – Спортивные достижения обучающихся, принимавших участие в проекте.
Кол-во обучающихся
До начала проекта
По окончании проекта
мальчики
девочки
мальчики
девочки
Бронзов.
Серебр.
Золотой
Бронзов.
Серебр.
Золотой
Бронзов.
Серебр.
Золотой
Бронзов.
Серебр.
Золотой
60
7
6
4
8
5
2
12
10
8
13
7
6
Из таблицы видно, что если бы награждение знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) проводилось в начале учебного года, то нормативы ГТО сдали 32 обучающихся, которым было бы вручено 32 знака различной степени достоинства: бронзовые – 15 человек (7 мальчиков и 8 девочек), серебряные – 11 человек (6 мальчиков и 5 девочек), золотые – 6 человек (4 мальчика и 2 девочки).
Реализация разработанного плана мероприятий (см. п. 5) позволили на много улучшить показатели. В результате подведённых итогов в конце учебного года, выполнили нормативы комплекса ГТО и получили знаки отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» различной степени достоинства 56 человек. Из них бронзовые знаки получили 25 человек (12 мальчиков и 13 девочек), серебряные знаки – 17 человек (10 мальчиков и 7 девочек), золотые знаки – 14 человек (8 мальчиков и 6 девочек).
Такие показатели, конечно, радуют, но и указывают на то, что есть над чем работать в будущем, следует продолжать спортивно-тренировочную деятельность, чтобы больше детей сдали нормативы на золотые и серебряные значки.
В ходе реализации проекта вёлся контроль не только за спортивными показателями, но и за здоровьем обучающихся. В спортивном зале постоянно проводится влажная уборка полов, на каждой перемене помещение проветривается. Большое внимание уделяется гигиене обуви и одежды обучающихся на занятиях и соревнованиях. С целью закаливания детей занятия (в зависимости от погоды) проводятся на открытой спортивной площадке, оборудованной спортивным инвентарём, полосой препятствий, ямой для прыжков и т.д. Большую работу за состоянием здоровья, по контролю пропусков и характеру заболеваний обучающихся ведёт медицинская сестра. На основании пропусков и медицинских справок было установлено, что в прошлом учебном году в этих же группах часто болели простудными заболеваниями 36 обучающихся. За текущий учебный год число данной категории детей снизилось до 17 человек.
Следует отметить, что все эти показатели были достигнуты благодаря энтузиазму детей. Они с охотой согласились участвовать в проекте, очень старались показать хорошие результаты. Большой вклад внесли и родители, многие семьи участвовали в массовых соревнованиях («Самая спортивная семья», велопробег, «Лыжня России», «День здоровья» и др). Дети вовлекали не только старших братьев и сестёр, мам и пап, но и бабушек с дедушками. Не остался в стороне и коллектив педагогов, особенно активное участие, вместе с детьми, принимали классные руководители. Так что наш проект вышел за рамки объединения и позволил вовлечь в спортивную деятельность разные слои населения.
Оценка рисков
Группы рисков
Виды рисков
Отрицательное влияние
Меры по снижению риска
Финансово- экономические
Отсутствие дополнительного финансирования
Отсутствие механизма оплаты педагогическим работникам и обслуживающего персонала за качественную работу по внедрению комплекса ГТО
Корректировка положения о фонде оплаты труда в части стимулирования труда работника и привлечения дополнительных внебюджетных средств
Социально- педагогические
Отсутствие достаточного количества подготовленных педагогических кадров.
Невозможность достижения требуемых результатов
Прохождение курсов повышение квалификации, проведение методических семинаров, участие в педагогических конференциях, форумах.
Социально- психологические
- Низкий уровень мотивации педагогов, учащихся, родителей при реализации проекта
- Возможное увеличение перегрузки обучающихся и педагогических работников
Ухудшение качества выполнения предусмотренных проектом задач.
Ухудшение качества выполнения предусмотренных проектом задач.
Информационно- просветительская работа на собраниях, конференциях, круглых столах и т.д. Разработка механизма поощрения педагогов, учащихся и родителей Освещение в средствах массовой информации и сайте организации
Тщательное продумывание плана и эффективное распределение всех нагрузок
Технико-технологические
Недостаточное количество спортивного инвентаря, учебно-наглядного оборудования, повышенная нагрузка на спортивные сооружения.
Недостаточная материальная база
Участие в конкурсах, поиск внебюджетных средств
Дальнейшее развитие проекта
В заключении хочется сказать, что предстоит трудоёмкая, многолетняя работа по внедрению комплекса ГТО (это и дополнительное материально-техническое обеспечение, рациональное использование времени по занятию физической культуры и спортом, привлечение спонсоров и др.).
Внедрение ГТО – это социально-значимый проект в России. С помощью внедрения ГТО нам удаётся увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом, повысить уровень физической подготовленности обучающихся, модернизировать систему физического воспитания и развития массового и школьного спорта, создать современную материально-техническую базу. Работа предстоит плодотворная, интересная, предполагается постепенно включить в проект всю школу. Но самое главное проект позволит нашим детям стать успешными в дальнейшем.