Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 24.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Этапы индивидуального развития человека. Работа №303956

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сократ был мудрец, он понимал, что знать всё невозможно. Всё "знают" (думают, что они всё знают) только те, кто не знает ничего. Если человек начинает что-то углублённо изучать, он понимает, насколько эта сфера огромна, сколько в ней всего неизвестного. Вспомните свою профессию или своё хобби. Я уверена, вы поймёте, о чём я.

Поэтому всегда нужен взгляд со стороны, потому что другие люди, занятые в той же сфере, могут увидеть то, что пропустишь ты.

Поэтому я не готова понять и поддержать своих коллег, пренебрегающих супервизиями. Особенно если они работают с глубинными сферами и тем более ведут частную практику.

Работа:

 

Государственное автономное профессиональное образовательное   

                         учреждение Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: Этапы индивидуального развития человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила преподаватель психологии: Нафикова Гульнара Галимжановна

 

 

Новосибирск

Основные этапы индивидуального развития человека (онтогенеза)

Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. 3-й желудочек - полость промежуточного мозга.

Анализаторы. Общая характеристика и строение

Список литературы:

1. Основные этапы индивидуального развития человека (онтогенеза)

Развитие организма человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток. Начальные этапы развития протекают в половых путях женщины, поэтому весь онтогенез принято делить на пренаталъный и постнатальный периоды, т. е. дородовой и послеродовой.

В пренатальном (внутриутробном) периоде онтогенеза в свою очередь выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный (феталъный) периоды. Первый длится 2 месяца, второй -с 3-го по 9-й включительно.

В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, которые постепенно дифференцируются в зачатки всех типов тканей (гистогенез). В течение второго месяца внутриутробного развития образуются органы (органогенез); в основных чертах формируются части тела: голова, шея, туловище и конечности. С 3-го месяца начинается интенсивный рост и развитие тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.

С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела.

Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно. Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15--16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования -зрелый возраст. После 55-60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.

С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела. Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно.

Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15--16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования- зрелый возраст. После 55-60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.

В процессе развития и роста организма и формирования его нервной системы меняется характер и уровень потребностей человека. У новорожденного доминируют витальные потребности, связанные с осуществлением жизненно важных функций: питания, дыхания, сна и т. п. Постепенно формируются и интенсивно развиваются разнообразные физиологические потребности, связанные с перемещением в пространстве, с усвоением различных пищевых веществ, ростом и развитием, а также самостоятельным выполнением и произвольным регулированием физиологических функций. Сравнительно рано, уже на первом году жизни, начинают формироваться познавательные потребности, особенно в период раннего детства (1-3 года) и позднее на протяжении дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Формирование социально-коммуникативных потребностей занимает довольно длительный период онтогенеза, включая зрелую жизнь индивидуума.

В период полового созревания в развитии личности субъекта доминируют социально-коммуникативные потребности. Вершиной в развитии личности являются творческие потребности, связанные с накоплением новых знаний и культурных ценностей. Начало формирования этих потребностей следует отнести к концу раннего детства и переходу к дошкольному периоду развития. Однако доминирующей мотивационной основой они могут стать позднее, когда личность человека уже сформирована, и наступает период зрелого существования.

2. Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. 3-й желудочек - полость промежуточного мозга.

Промежуточный мозг располагается между конечным и средним мозгом. На основании мозга его граница спереди проходит по передней поверхности перекреста зрительных нервов, переднему краю заднего продырявленного вещества и зрительным трактам, а сзади -- по краю ножек мозга. На дорсальной поверхности передней границей является терминальная полоска, отделяющая промежуточный мозг от конечного мозга, а задней границей -- борозда, отделяющая промежуточный мозг от верхних холмиков среднего мозга. На сагиттальном срезе промежуточный мозг виден под мозолистым телом и сводом.

Внешнее строение:

Собственно таламус - овоидной формы образование, его медиальные поверхности ограничивают полость Ш желудочка, а верхняя - служит дном центральной части бокового желудочка. Метаталамус - представлен латеральным и медиальным коленчатыми телами, которые ручками соединяются с верхними и нижними холмиками крыши среднего мозга, являясь одновременно с ними подкорковыми центрами зрения и слуха. Эпиталамус - включает шишковидное тело с прилегающими к нему образованиями - поводками, треугольниками поводков, спайкой поводков, эпиталамической спайкой. Гипоталамус - нижние отделы промежуточного мозга. К нему относятся зрительный перекрест, зрительный тракт, серый бугор с воронкой и гипофизом, сосцевидные тела. Дорсальный отдел промежуточного мозга представляет собой филогенетически более молодой таламический мозг, являющийся высшим подкорковым сенсорным центром, в котором переключаются практически все афферентные пути, несущие сенсорную информацию от органов тела и органов чувств. Вентральный отдел, гипоталамус, более старое в филогенетическом отношении образование, играет роль высшего центра регуляции вегетативных функций организма. Таламический мозг в свою очередь подразделяется на парные образования - талaмус (зрительный бугор), метаталамус (заталамическая область), эпиталамус (надталамическая область) и субталамус (подталамическая область). Межуточный, или промежуточный, мозг может рассматриваться как оральный отдел мозгового ствола. Он находится между полушариями большого мозга. Основною массу его составляют зрительные бугры. Межуточный мозг также содержит зрительный перекрест, зрительный тракт, сосцевидные тела, серый бугор с воронкой и гипофизом, шишковидные тела. Кроме того, к межуточному мозгу относятся его отделы, расположенные позади зрительных бугров, над зрительными буграми и под ними, составляющие соответственно забугорье, надбугорье и подбугорье. В состав надбугорья входит эпифиз, к подбугорью примыкает гипофиз. К межуточному мозгу относятся также зрительные нервы, хиазма и зрительные тракты - составные части зрительного анализ затора. Полостью межуточного мозга является третий мозговой желудочек - остаток полости первичного переднего мозгового пузыря, из которого в процессе онтогенеза формируется межуточный мозг. Третий желудочек представляет собой расположенную в центре головного мозга узкую вертикальную щель. Боковые стенки третьего желудочка составляют медиальные поверхности зрительных бугров, соединенные друг с другом серой спайкой. Нижние части боковых поверхностей, и дно третьего желудочка состоят из образований, относящихся к гипоталамическому отделу межуточного мозга. Границы. Вентрально: спереди - передняя поверхность зрительного перекреста, сзади - передний край заднего продырявленного вещества. Дорсально: спереди - терминальная полоска отделяет таламус от производных конечного мозга (от внутренней капсулы), сзади - передний край верхних холмиков.

3. Анализаторы. Общая характеристика и строение

Сенсорная (чувствительная) информация играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Она поступает в нервную систему различными путями. Через кожный покров и от органов чувств идет поток внешней информации, сигнализирующий о состоянии внешней среды. От внутренних органов идут потоки информации, касающиеся состояния внутренней среды организма; это - интероцептивная чувствительность. Важное место в этих потоках сенсорной информации занимает проприоцептивная чувствительность. Проприоцептивная чувствительность составляет важное звено обратной связи нервной системы с исполнительными органами, посредством которой осуществляется коррекция двигательных реакций организма в зависимости от достигнутого результата.

В передаче и анализе сенсорной информации принимают участие многие нервные структуры. Совокупность всех нервных образований ЦНС и ПНС, осуществляющих восприятие и анализ сенсорной информации, исходящей из внешней и внутренней сред организма, И.П.Павлов назвал анализаторами.

Анализаторы имеют общий план строения. В каждом из них выделяют следующие отделы, перечисленные ниже.

Общий план строения анализатора.

Рецепторный отдел, ответственный за опознание специфических раздражителей и преобразование их воздействия в нервное возбуждение. Различают экстерорецепторы, воспринимающие раздражения из внешней среды, проприорецепторы (проприоцепторы), воспринимающие раздражения, возникающие в мышцах и суставах.

Проводниковый отдел, обеспечивающий многоэтапную передачу нервного возбуждения по соответствующим нервам и трактам через ряд ядерных нервных центров. Проводниковый отдел любого анализатора представлен не только различными ядрами ствола мозга и таламуса и их проекциями к соответствующим областям коры мозга, но и такими образованиями, как ретикулярная формация, структуры лимбической системы, мозжечок, которые принимают непосредственное участие в обработке сенсорной информации.

По мере передачи сенсорной информации от одного нервного центра к другому осуществляется ее последовательный анализ, в результате чего в организме возникает ощущение, или чувствование.

Таким образом, чувствование, а вместе с ним и восприятие ощущения, представляют собой сложные многоэтапные процессы, при реализации которых имеет место функциональное объединение различных структур мозга. На уровне рецепторов происходит опознание раздражение, поступающих из внешней среды и внутренней среды организма. По мере проведения сенсорной информации в нервной системе через ряд промежуточных ядерных центров идет ее анализ и перераспределение между различными отделами мозга, т. е. осуществляется само чувствование. Однако ощущение как форма субъективного переживания воспринимаемой сенсорной информации возникает лишь на уровне коры мозга.

Восприятие ощущения как психический процесс субъективного отражения действительности включает не только опознание различных раздражителей и субъективное переживание их воздействий, но и соотнесение их с памятью, эмоциями и другими показателями интегративной деятельности мозга. Однако эта сфера лежит уже за пределами анатомических знаний.

Сенсорная информация от туловища и конечностей по чувствительным волокнам спинномозговых нервов поступает к спинному мозгу, от которого по восходящим путям направляется в головной мозг. При этом восходящие проекционные связи спинного мозга с головным начинаются либо вне спинного мозга от нейронов спинномозговых узлов, либо от нейронов, расположенных в задних столбах спинного мозга. Сенсорная информация от органов головы и частично шеи поступает непосредственно в головной мозг по чувствительным волокнам черепных нервов; при этом восходящие проекционные волокна начинаются в их сенсорных ядрах.

Общей особенностью сенсорных путей является многоэтапная передача возбуждения через различные ядерные центры, в которых происходит последовательный анализ информации. В стволе мозга сенсорные проводящие пути располагаются в его покрышке и, направляясь к коре мозга, обязательно проходят через промежуточный мозг, в ядрах которых залегают подкорковые центры всех видов чувствительности, кроме слуховой. В них происходит переключение сенсорных путей; при этом сенсорная информация проходит частичную обработку (анализ) перед тем, как будет направлена к коре больших полушарий.

Среди сенсорных путей различают: пути протопатической чувствительности (наиболее древней и связанной с передачей сенсорной информации через ядра ретикулярной формации); пути глубокой чувствительности, связанной с проведением нервных импульсов, вызванных воздействием осязательного, болевого, температурного раздражителей.

 


 

Список литературы:

1. Анатомия человека: Учебник в 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.

2. Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов/ В.И.Козлов, Т.А. Цехмистренко. -- М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. - 206, [2] с: ил.

3. Мозг, разум и поведение. Блум Ф. И и др., М.: "Мир", 1988.

4. Функциональная анатомия сенсорных систем. Иваничев Г.А., Казань, 1997.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×