В своей статье расскажу о тех приемах работы с родителями, направленных на повышение качества образования в начальной школе, которые использую я в своей практике.
Важным условием в налаживании партнёрских отношений с родителями являются консультации как индивидуальные, так и групповые.
В практике использую различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:
· изготовление дидактических пособий;
· разработка семейных проектов;
· организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч
Большие возможности для совместного творчества имеются у проектной деятельности.
Использование эффективных приемов работы с родителями, направленных на повышение качества образования в начальной школе
Проблема роли родителей в учебно-воспитательном процессе, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.
Я расскажу о тех приемах работы с родителями, направленных на повышение качества образования в начальной школе, которые использую я в своей практике.
Важным условием в налаживании партнёрских отношений с родителями являются консультации как индивидуальные, так и групповые.
В практике использую различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:
изготовление дидактических пособий;
разработка семейных проектов;
организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч
Большие возможности для совместного творчества имеются у проектной деятельности. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор для мотивации при выполнении детьми проектов. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги. На этом этапе стараюсь провести специальное родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям предлагаю рекомендации-памятки.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Дети узнают много нового, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Для формирования у детей оценочной деятельности в своей работе использую технологию оценивания достижений учащихся «Портфолио».
Стараюсь заинтересовывать и активизировать участие родителей в этом виде деятельности. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста, а также усиливает роль родителей в повышении качества учебно-воспитательного процесса.
Одним из главных показателей деятельности общеобразовательного учреждения являются результаты учащихся, полученные при проведении ВПР (Всероссийских проверочных работ).
Одной из задач является привлечение родителей к активным действиям при подготовке детей к ВПР. Для отслеживания результатов по подготовке к ВПР на каждого ученика, заводятся индивидуальные папки. В них вложены карты поэлементного анализа с результатами по каждому тематическому тестированию, результаты контрольных работ, результаты зачетов по теоретическим знаниям. Родители, открывая папку своего ребенка, видят полную картину успеваемости и пробелы по темам. На собраниях предлагаю родителям для подготовки к ВПР воспользоваться Интернет-ресурсом «Сдам ГИА: решу ВПР», материалы которого использую на уроках. Задолго до проведения ВПР у детей имеется достаточный объем дополнительной литературы, чтобы качественно подготовиться к данному виду контроля. И в этом, еще раз подчеркиваю, немаловажную роль играют родители.
Как и многие учителя в нашей школе, привлекаю родителей и детей к работе на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру. Возможности этой платформы сейчас огромные. Это и олимпиады по различным предметам, и участие в предметных марафонах, и работа по индивидуальной траектории (решение карточек, заданий).
Но, к сожалению, из-за отсутствия Интернета не все дети могут принимать участие в этой работе. Поэтому для отработки вычислительных навыков, орфографической зоркости предлагаю родителям скачать различные компьютерные программы и тренажеры.
Учить таблицу умножения всегда нудно. В каждом классе есть дети, которые не могут ее запомнить. Я предлагаю для отработки знаний таблицы умножения использовать интерактивные тренажеры, которые помогут разнообразить приемы заучивания таблицы и помогут детям, у которых доминирует зрительная память, .... ("Таблица умножения и деления за 20 минут", «Отличник» (Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения".))
Современные компьютерные программы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Использую в своей работе и предлагаю родителям программы:
Уроки Кирилла и Мифодия (содержится много дополнительного материала)
Это сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по предметам: Математика, Русский язык, Окружающий мир, Обучение грамоте. Разработаны в соответствии с ФГОС и продуктивно сочетаются с учебниками из федерального перечня. Помогают делать обучение интереснее и увлекательнее, а также способствуют быстрому и легкому освоению программы начальной школы. Задания просты для использования и восприятия. Эти электронные пособия успешно используются на уроках и дома.
Программа «Знайка»
Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах для учеников начальных классов. Задания состоят из вопросов, сопровождаемых картинками. С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.
Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».