В настоящее время, в период переосмысления нашего общества, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному наследию. Главной задачей, которую я поставила перед собой в воспитании татарской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
«Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС ДО»
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных.
В настоящее время, в период переосмысления нашего общества, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному наследию. Нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Данную проблему можно решить посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Именно через театрализованную деятельность проще всего познакомить детей младшего дошкольного возраста с истоками и татарской народной культуры.
Главной задачей, которую я поставила перед собой в воспитании татарской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми. В эту задачу входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Работая с дошкольниками по региональному компоненту, я сама в первую очередь изучила исторические, природные, этнографические особенности региона, где мы живём, а самое главное мы –педагоги должен быть патриотами своей Родины.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является именно народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки, прибаутки, плясовые песенки, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
Татарский фольклор включает в себя произведения нескольких жанров: сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, мифы и легенды, народные игры.
Изучая татарский фольклор дети дошкольного возраста учатся не только правильно разговаривать, строить предложения, задавать вопросы, но и сами начинают сочинять сказки и рассказы. Пословицы и поговорки обогащают словарный багаж детей.
Народные сказки – самый любимый жанр у детей дошкольного возраста. Через сказки дети узнают об истории татарского народа, его обычаях и традиции, знакомятся с животным миром, природой и открывают для себя интересных новых героев фантастических сказок. Читая народные сказки, мы учим детей различать добро и зло, сопереживать героям сказок, воспитываем любовь и бережное отношение к природе.
Пословицы и поговорки татарского народа являются эффективным средством воспитания и развития детей дошкольного возраста. Они несут ярко выраженный нравственно поучительный характер. Используя данный жанр татарского фольклора с детьми можно провести различные игры и упражнения, такие как:
1. Распределение пословиц и поговорок по темам,
2. Подбор пословиц и поговорок к прочитанным произведениям,
3. Соотношение пословиц и поговорок с иллюстрациями и сюжетными картинками,
4. Перевод татарских пословиц на русский язык.
Загадки являются не менее важным средством развития детей. Отгадывание загадок заставляет детей сопоставлять, проводить аналогии, находить сходства и различия предметов. Отгадывание загадок тренирует у детей такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. Немалое значение имеет возможность посредством загадок открывать перед ребенком явления окружающего мира. Разгадывание загадок – это прекрасное средство развития ребенка, которое к тому же дети очень любят.
Татарские народные песни имеют особую роль в передачи традиции народа детям. Главное назначение народных песен – привить любовь к прекрасному. С первых дней жизни мы прививаем любовь к родному языку через колыбельные песни.
Загадки являются не менее важным средством развития детей. Отгадывание загадок заставляет детей сопоставлять, проводить аналогии, находить сходства и различия предметов. Отгадывание загадок тренирует у детей такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение и сравнение. Немалое значение имеет возможность посредством загадок открывать перед ребенком явления окружающего мира. Разгадывание загадок – это прекрасное средство развития ребенка, которое к тому же дети очень любят.
.
Наряду с песнями, я использую в своей работе народные танцы, которые как и песни, помогают мне знакомить детей с обычаями родного народа. Самым любимым видом музыкальной деятельности у детей является – музыкальная игра Татарские народные игры, как один из жанров фольклора, развивают детей физически, интеллектуально и эстетически. Играя в народные игры у детей формируется уважительное и заинтересованное отношение к родному народу и его традициям. В татарских народных играх много юмора, шуток и задора. Они вызывают активную работу мысли, расширяют представления детей об окружающем мире. С помощью игр я развиваю у детей интерес к пению, музыке, воспитываю музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Через народные хороводные подвижные игры формирую у детей координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Через народные праздники и традиции формирую у детей чувства причастности их к истории Родины. Организация народных праздников – одна из традиционных форм музыкальной деятельности в нашем детском саду («Сомбелэ», «Сабантуй», «Навруз» ). Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт.
Подготовка к народным праздникам и развлечениям идет в тесном контакте с воспитателями, родителями при их непосредственном и активном участии. Подыскивают материал для праздника, изготавливают костюмы, сами непосредственно участвуют в деятельности.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами я вижу их живой интерес к этому процессу и познавательную активность.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой колорит татарского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее существенное сходство. Следовательно, раскрытие сущности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.