Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Основы музыкального развития детей в ДШИ . Работа №298081

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основные этапы музыкального развития учащихся ДШИ. ДМШ в современном мире на примерах воспитательной, образовательной деятельности преподавателя в музыкальной школе, в синтезе с родителями и общеобразовательной школой.

Актуальность. В современном мире возникла колоссальная диспропорция между наработанным человечеством богатством культуры, проявляющимся в материальных и духовных  творениях, способах деятельности и его невостребованностью. Все в большей мере возникает давление поверхностной массовой культуры, активно навязываемой средствами коммуникации.

       На фоне кризиса культуры и дегуманизации проблема сохранения и осознания отечественных традиций имеет общекультурное значение. Развитие этнокультурного сознания и освоение традиционных форм народного творчества является своего рода духовной экологией этноса, необходимой в  современную эпоху нашествия западной культуры.

В общем музыкальном образовании этнокультурный компонент всегда входил в содержание уроков музыки в виде фрагментарного обращения к народным песням.

          Цель работы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся определяет следующие задачи:     формирование:                                                                                      

          - гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, преемственности поколений;                                                        

        - социальной культуры, включающей культуру межличностных отношений;

        - толерантности к иному образу жизни и стилю мышления;                                - эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта;  

       - образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.            

Работа:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г.о. Октябрьск Самарской области Детская школа искусств №1
Проектная работа
Развитие учащихся в классе фортепиано средствами этнического воспитания
Работа выполнена:
Преподавателем ФПО
Нестеровой И.А.
Г. Октябрьск 2021г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I
1.1Особенности формирования этнокультурной личности в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………5
1.2 Содержание этнокультурного регионального образования………… 8
Глава II
2.1.Реализация задач этнического воспитания учащихся на занятиях фортепиано…………………………………………………………..................10
2.2 Использование в урочной и внеурочной деятельности учащихся произведение композиторов Татарстана, Поволжья и Приуралья……….13
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном мире возникла колоссальная диспропорция между наработанным человечеством богатством культуры, проявляющимся в материальных и духовных творениях, способах деятельности и его невостребованностью. Все в большей мере возникает давление поверхностной массовой культуры, активно навязываемой средствами коммуникации.
На фоне кризиса культуры и дегуманизации проблема сохранения и осознания отечественных традиций имеет общекультурное значение. Развитие этнокультурного сознания и освоение традиционных форм народного творчества является своего рода духовной экологией этноса, необходимой в современную эпоху нашествия западной культуры.
В общем музыкальном образовании этнокультурный компонент всегда входил в содержание уроков музыки в виде фрагментарного обращения к народным песням.
Цель работы:формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся определяет следующие задачи: формирование:
- гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, преемственности поколений;
- социальной культуры, включающей культуру межличностных отношений;
- толерантности к иному образу жизни и стилю мышления; - эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта;
- образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Объектом проекта - творческое развитие учащихся в классе фортепиано. Предметом – роль национальной музыки в духовном воспитании учащихся.
Практическая ценность данного проекта заключается в возможности использования данного материал в классе по специальности, для методики преподавания игры на фортепиано, что позволит расширить знания о преподавании в сфере дополнительного образования.
Глава 1.1
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В современной российской государственной образовательной политике наблюдается существенно возросшее внимание к национально-культурным традициям, где одним из приоритетов является сохранение и развитие культурного наследия, традиционной народной художественной культуры как основы духовно-нравственного возрождения общества. Так, в практике дополнительного образования накоплен колоссальный опыт приобщения детей к народной культуре, внедряются этнокультурные программы, пособия и методики. Вместе с тем, целостная система формирования этнокультуры учащихся на материале музыкального фольклора пока не сложилась.
Анализ практического опыта работы педагогов-музыкантов дополнительного образования выявил значительный интерес к проблеме формирования этнокультуры у детей. Преподаватели отмечают, что знание народных традиций является важным условием воспитания детей, формирования их духовных и нравственных качеств, этнической самоидентификации. В связи с этим очень важным является проблема формирования у учащихся в сфере дополнительного образования основ этнокультуры средствами музыкально-фольклорной деятельности на основе традиционного народного воспитательного опыта.
В условиях переосмысления ценностей человечества и наций общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что приводит к необходимости возрождения этнопедагогической культуры, духовных и нравственных ценностей, обычаев и традиций каждого народа. Важную роль играет неоспоримое утверждение Константина Дмитриевича Ушинского: Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национально более, чем что-либо другое. Духовное наследие культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества. Без опоры на национально - культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России. Культура и этнокультурное образование вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к культуре своего народа. Средством её приобщения является усвоение ребенком способов познания саморазвития, его ориентация в окружающем мире. Внедрение в практику компетентностного подхода в воспитании и обучении, позволило расширить возможности педагогов в процессе формирования у воспитанников этнокультурных компетенций, т. к. формирование - это процесс целенаправленного развития личности, ее сторон, качеств под влиянием направленного воспитания и образования, в результате которого ребенок приобретает определенную форму, целостность.
Понятие этнокультура представляет собой двухкомпонентное интегративное образование, включающее в себя этноэстетический (эстетическое отношение к окружающему миру) и этнопедагогический (приобщение к духовно-нравственным ценностям) компоненты. Процесс формирования основ этнокультуры проявляется в содержании фольклорных произведений различных жанров и реализуется в музыкально-фольклорной деятельности. Этнокультура– это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной и социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике, и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации людей как представителей своего этноса. Этнокультурное образование– это система приобщения детей ккультурному наследию, трудовым традициям своего народа, направленная наразвитие национального самосознания, формирование этнической ирегиональной идентичности, воспитание межкультурной толерантности. Федеральные государственные стандарты общего образования ввариативной части Базисного образовательного плана предусматривают реализацию содержания образования, обеспечивающего региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых (Концепция ФГОС С.10).
Глава 1.2
СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
У всех народов веками выработана своя культура, поскольку все этносы имеют разный ландшафт иразличное прошлое, укаждого– свое особое видение мира. Это влечет засобой особенности вобучении ивоспитании, данное положение требует создания своей национальной философии образования. Социальный комфорт вобществе будет вслучае, если будет удовлетворяться потребность всвоем родном языке икультуре. Этнокультура– отслов этнос, что значит народ, и культура - совокупность материальных идуховных ценностей, созданных человеческим обществом ихарактеризующих определенный уровень развития общества. Различают материальную идуховную культуру: вболее узком смысле термин культура относят ксфере духовной жизни людей. Современная социальная ситуация в мире характеризуется ростом локальных этнических конфликтов даже в тех странах, где исторически вместе живут различные нации и народности. Задачи сохранения глобальной безопасности требуют постоянной работы по изучению природы и видов конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь, а также поиска эффективных путей их преодоления. Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по этнокультурному воспитанию подрастающего поколения.
Важным компонентом формирования этнокультурной личности выступаетэтнокультурное воспитание в учебных заведениях, в частности, в детских музыкальных школах и школах искусств. Развитие этнокультурного воспитания направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническую идентификацию и общекультурную национальную интеграцию.
Цель этнокультурного воспитания - приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Музыкальная школа является одним из каналов формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремлении идентифицировать себя со своим народом. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
В основу формирования этнокультурной личности целесообразно положить воспитание поликультурной личности, создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентацию на диалог культур, их взаимообогащение.
Именно в ДМШ происходит осознанное знакомство и глубокое погружение в историю народа, его культуру, национальные обряды, обычаи. Восприятие национального происходит через непосредственное исполнительство и слушание музыки. Важно, что наряду с созданием предпосылок для этнической самоидентификации, которая закономерно сближает ребенка с родителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чувство гордости, почитания, восхищения предками, не упустить из вида и другое. Нельзя, чтобы восхищение и гордость перерастали в чувство превосходства, связанное часто с незнанием других культур, этносов или негативным отношением к ним.
Формирование этнокультурной личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.
Глава 2.1.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО
В современных условиях учреждения дополнительного образования являются составной частью единой системы образования и предназначены для интеллектуального, духовного развития детей и подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социально-культурных потребностей. Национально-региональный компонент образовательных программ призван реализовать принцип защиты и развития национальных культур и региональных национальных традиций, тем самым осуществляется решение следующих противоречий между ними:
- объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми российским обществом к владению репертуаром этнокультурного компонента учащимися в классе фортепиано, и недостаточным уровнем компетенции педагогов в этой области фортепианной музыки;
- применением этнокультурного компонента в образовательном пространстве фортепианных отделений музыкальных школ и школ искусcтв, и недостаточной разработанностью и распространением сборников произведений татарских и поволжских композиторов для юных пианистов;
- потенциальными возможностями педагогического стимулирования в творческом развитии учащихся в классе фортепиано и отсутствием разработанности проблемы применения педагогического стимулирования средствами этнокультурного воспитания учащихся.
Музыка – один из видов искусства, отражающий окружающую действительность посредством музыкальных образов, посредством системы музыкально-выразительных средств и потому, имеющий свои особенности и свое место в формировании общечеловеческих ценностей у школьников. Музыкальный язык – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональностью, и потому музыка близка детям. Значение формирования музыкальной культуры личности трудно переоценить, поскольку она позволяет ориентироваться не только в огромном потоке художественно-ценных ее образцов, но и стимулирует развитие эстетических и нравственных потребностей личности, способствуя подъему уровня ее духовной культуры.
Существующая система музыкального образования предусматривает формирование личности, хорошо осведомленной в вопросах мировой художественной культуры и, одновременно, родных культурных традиций. Музыкальная культура любого народа, как уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений, несет позитивную информацию о народе и способствует взаимовлиянию, взаимообогащению музыкального искусства других наций. Поэтому сегодня нами актуализируется важность этнокультурного воспитания обучающихся на занятиях фортепиано.
Обширные понятия о музыкальном искусстве и даже частое слушание музыкальных произведений не заменяет тех ценных результатов, какие приносят активные занятия музыкой, не могут возместить те удовлетворение и радость, какие доставляют пение или игра на инструменте. Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Исходя из вышесказанного, сегодня нами актуализируется важность этнокультурного воспитания обучающихся на занятиях фортепиано.
В процессе этнокультурного воспитания в творческом развитии учащихся в классе фортепиано педагоги:
1) помогают детям познать самих себя, а значит, помогают им узнать об их талантах, способностях, возможностях, помогают выявлять их интересы, склонности, направления творческого развития.
2) развивают их коммуникативные навыки: умение общаться, убедительно аргументировать, самостоятельно работать.
3) мотивируют детей к саморазвитию, самосовершенствованию, необходимости постоянной работы над собой, развивают готовность к публичным выступлениям.
К педагогическим условиям этнокультурного воспитания в творческом развитии обучающихся в классе фортепиано мы относим:
- формирование потребности детей заниматься игрой на фортепиано, формирование сознательной установки работать над собой, формирование положительной мотивации в занятии музыкой;
- оперативный анализ учебной деятельности детей и выявление необходимости использования педагогических стимулов:
- использование всего многообразия репертуарного выбора, в т.ч. и использованием популярнейших сборников музыки татарских и поволжских композиторов для юных пианистов;
- применение различных форм, средств и методов обучения для наиболее эффективного использования времени в образовательном процессе.
- двусторонний характер взаимодействия между учащимися и педагогами.
- внутригрупповой и межгрупповой обмен педагогическим опытом среди коллег.
Методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы; обобщение, классификация, сравнение); эмпирические (беседа, опрос).
Цель данной работы - изучение роли этнокультурного воспитания в творческом развитии учащихся в классе фортепиано и обзор популярнейших сборников музыки татарских и поволжских композиторов для юных пианистов.
Глава 2.2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ ТАТАРСТАНА, ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ.
В нашей школе реализуются следующие задачи этнокультурного воспитания учащихся на занятиях фортепиано:
- воспитание любви к своему краю и Отечеству, уважения к своему народу и другим народам Республики Татарстан, к их культуре и традициям;
- осознание и принятие незыблемых ценностей (человеческой жизни, семьи, гражданского общества, труда, науки, творчества);
- умение учиться, осознавать важность образования, формирование интереса к профессиональной музыкальной деятельности;
- необходимость вести здоровый образ жизни.
На отделении работает профессиональный коллектив педагогов первой и высшей категорий. В их классах дети учатся играть на фортепиано, получают уроки, занимаются дома. Важной является внеклассная работа – проведение классных вечеров, участие в школьных концертах, выступления на конкурсах, фестивалях и в других мероприятиях. Примерами могут служить такие конкурсы, как республиканские Кыяшлы буляк, конкурс-фестиваль Музыка современных композиторов Татарстана, Территория талантов, конкурс имени В. Гизатуллиной, имени Назиба Жиганова и Рустема Яхина, межрегиональный конкурс Энжэлер.
Как мы знаем, занятия в классе фортепиано регулируется рабочей программой, где прописаны требования по классам, сроки исполнения, предложены репертуарные списки. Ежегодное корректирование и утверждение программ позволяет их совершенствовать, адаптировать к изменяющимся условиям. В последнее время школа озаботилась этно-культурным компонентом содержания образования. И молодые, и более опытные педагоги столкнулись с проблемой выбора репертуара в этом направлении. В связи с этим мы обратились к пособиям по татарской фортепианной музыке. Сегодня в рамках доклада мы хотим осветить несколько популярнейших сборников с произведениями разных народов Поволжского региона, в том числе и с татарской музыкой.
Хочется начать с наиболее популярного пособия. Это известнейшая хрестоматия по татарской фортепианной музыке татарского книжного издательства 1987г. Содержание хрестоматии составили наиболее яркие, интересные произведения композиторов Татарии, написанные для детей. Это сочинения, прочно вошедшие в репертуар детских музыкальных школ. Хрестоматия издана в 2х частях – 1 часть для младших и средних классов ДМШ, 2 часть – для средних и старших классов ДМШ и учащихся музыкальных училищ.
В младших классах в основе исполняемых произведений лежит жанровость - это песня, танец, этюд, марш, различные жанровые зарисовки. Дети знакомятся с понятиями мелодия, аккомпанемент, метроритм, осваивают различные штрихи, динамические оттенки, получают общее представление о законах того или иного жанра.
Значительную часть сборника занимают пьесы, написанные на материале татарских народных песен и танцев, что позволяет педагогам рассказать о культуре татар, вызывает интерес к татарской музыке, стимулирует общение внутри семьи на тему татарского фольклора, воспитывает у детей любовь к народному творчеству. Для детей младшего школьного возраста среди множества художественно-образных элементов татарской народной музыки (таких как татмак, озын кой, юаткычлар, кунел ачу фольклоры, бишек жырлары) наиболее популярны уен жырлары – игровые песни. Назовем любимые произведения: Аниса, Чума урдэк, чума каз, Апипа, Кария-Закария.
Следующий сборник, называется Балалар очен фортепиано пьесалары- Детские фортепианные пьесы издательства Казанской консерватории 1994г. Он также вышел в двух частях:1 часть для учащихся 1-6-х классов; 2 часть – для учащихся 7 классов ДМШ. В сборник включены детские фортепианные произведения известных татарских композиторов Назиба Гаязовича Жиганова, Салиха Замалетдиновича Сайдашева, Мансура Ахметовича Музафарова, Александра Сергеевича Ключарева, Рустема Мухаметхазеевича Яхина, Джаудата Хазеевича Файзи, Исмая Гайнутдиновича Шамсутдинова, Загида Валеевича Хабибуллина, и других. Пьесы могут использоваться в процессе реализации задач этнокультурного воспитания обучающихся на занятиях фортепиано.
Сборник хорош наличием некоторых методических указаний. Например, мы можем прочитать в аннотации к произведению Мансура Ахметовича Музафарова Танец девушек следующее:
Эта пьеса должна звучать нежно и спокойно, но не слишком медленно. При исполнении нужно добиваться, чтобы двойные ноты в правой руке звучали очень стройно. Полезно поучить их в разных регистрах, различными по силе звучностями, поиграть один верхний голос. Переход к соль-минорному эпизоду, не смотря на большую линию крещендо, не должен терять плавность и принимать маршеобразный характер.
Представленные сборники прочно вошли в репертуар ДМШ. Надо сказать, огромную, трудную, но необходимую работу проводят составители сборников национальной музыки. Еще один сборник издательства Казанской консерватории 2003года называется Между Волгой и Уралом. Музыка республик Среднего Поволжья и Приуралья для фортепиано. Редактор-составитель Земфира Хамидовна Муштари. Пособие предназначено для учащихся 1-4 классов ДМШ. В сборнике представлена музыка Башкортостана, Марий Эл, Татарстана, Мордовии, Удмуртии и Чувашии. В него вошли сочинения композиторов и фольклорные обработки, предназначенные для исполнения на фортепиано. Фортепианные ансамбли выделены в отдельный раздел в конце пособия. Некоторые произведения опубликованы впервые. Многие обработки и переложения сделаны редактором – составителем специально для данного пособия.
Музыкальная культура народов Среднего Поволжья и Приуралья привлекает прежде всего самобытностью ладовой палитры, в которой преобладает пентатоника. Пентатонный колорит наиболее характерен для татарской, марийской, чувашской и башкирской музыки, в меньшей степени для удмуртской музыки и почти совсем не проявляется в мордовском фольклоре. Кроме пентатоники в музыке этого большого региона звучат диатонические лады, а также элементы хроматики. Интересен метроритмический строй народных песен и танцев. В этом отношении особенно выделяется ритмика марийского фольклора с частыми синкопами, которая напоминает ритмику родственной ему старинной венгерской музыки, известной по обработкам Бела Бартока и Золтана Кодая.
В музыкальных традициях Мордовии и Удмуртии большую роль играют многоголосное пение. Подголосочная полифония в фольклорных обработках этих республик может послужить развитию полифонического мышления юных пианистов. Одноголосные мелодии Башкортостана и Татарстана с их богатой изощренной орнаментикой ставят перед исполнителем проблемы иного интонационно-технического порядка. Некоторое представление о них дают обработки протяжных песен, изложенных в упрощенном виде, адаптированным к возможностям учеников младших классов.
Особенности фольклора отражены и в творчестве композиторов. Композиторская музыка в сборнике в стилистическом отношении представлена достаточно разнообразно. Многие пьесы написаны в традиционно-романтической манере, в других используются приемы различных стилей диссонантно – динамического пианизма ХХ века.
В целом издание сборника ставит целью расширения педагогического репертуара младших классов и ознакомление широкого круга педагогов и учащихся России с самобытной музыкой народов среднего Поволжья и Приуралья.
Включение татарского национального музыкального материала в учебный процесс очень важен в связи с формированием положительного отношения учащихся к национальному искусству, а также воспитанию у них культуры межнационального общения, умению понимать и принимать инокультуры (Сафина A.M. Татарская музыка и учебно-воспитательный процесс. — Казань, издательство ТГТИ, 1998г., стр.5).
Татарская музыка является частью национальной культуры нашей республики, поэтому важным моментом в обучении на уроках фортепиано является приобщение учеников к этому виду искусства путем ее исполнения, а также восприятие различных культурных пластов национального музыкального искусства через слушание.
Таким образом, через формирование интереса у учащихся к исполнению татарской музыки, через овладение специфичностью музыкального языка данного вида искусства, умение понять и принять музыку другого народа, мы формируем одновременно подсознательно для самих учеников гражданскую позицию будущих взрослых жителей республики, формируем межнациональные отношения, умение сосуществовать народам с различной национальной культурой, адекватное отношение детей к культуре другого народа.
Итак, музыка является таким видом искусства, которое отражает окружающую действительность посредством музыкальных образов, посредством системы музыкально-выразительных средств и потому имеет свои особенности и свое место в формировании общечеловеческих ценностей у школьников.
Музыкальный язык – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональностью, и потому музыка близка детям. Происходит понимание общего и особенного в культуре разных народов на примере фортепианной музыки. Хочется завершить нашу работу словами всемирно известного советского педагога В.А.Сухомлинского: Как радостно, - писал он, - что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов…Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народное искусство – это мощное средство воспитания человека, национальная гордость народа, его историческая память. Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: Только варварам свойственно не иметь истории и разрушать драгоценнейшие памятники. В числе этих памятников народное искусство занимает значительное место. Оно, пожалуй, главный хранитель достижений человеческого общества, его прогрессивного развития на протяжении многих поколений. К сожалению, сегодня нарушены связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение.
Таким образом, важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социально-культурного творчества. Без любви и интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни.
И именно ДМШ через творческое развитие учащихся средствами этнокультурного воспитания обеспечивает становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Этнокультурный компонент становится действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Используемые на уроках фортепиано и во внеурочной работе средства этнокультурного воспитания являются эффективными для художественно-эстетического воспитания учащихся, а следовательно повышение уровня знаний детей об этнокультурном компоненте ведет к повышению их художественно - эстетического уровня воспитанности, так как этнокультурный компонент является источником знаний о действительности, о человеке и средством формирования важнейших понятий о добре и зле, средством познания родного языка, родной речи через лучшие образцы музыки. Этнокультурный компонент формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балалар очен фортепиано пьесалары- Казань, издательство КГК им. Жиганова, 1994г.
2. Дулат-Алеев В.Р.Назиб Жиганов: личность, творчество, контексты истории - Казань, 2004.
3. Между Волгой и Уралом. Музыка республик Среднего Поволжья и Приуралья /сост. З. Х. Муштари – Казань, издательство КГК им. Жиганова, 2003г.
4.Сайт Казанской продюсерской компании Наследие Булгар [Электронный ресурс]:http://naslediebulgar.ru/
5.Сайт Национальной библиотеки республики Татарстан [Электронный ресурс]:http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/library_today.htm
6.Сайт Союза композиторов России. Страница: Союз композиторов Татарстана [Электронный ресурс]:
http://soyuzkompozitorov.ru/structure/soyuz-kompozitorov-respubliki-
tatarstan.html
7. Сафина A.M. Татарская музыка и учебно-воспитательный процесс. — Казань, издательство ТГТИ, 1998г.
8. Хрестоматия по татарской фортепианной музыке: [Ноты]: репертуар для ДМШ / сост. Э.К.Ахметова, Л.М. Батыркаева и др. в 2 ч. - Казань: Татарское книжное издательство, 1986.
9. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков - Л.: Музыка, 1985.
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×