Статья является изложением результатов исследования проблем современного российского высшего образования. проблемы наносят прямой ущерб социально-экономическому развитию страны, а для их решения необходима такая оптимизация системы, при которой будут учтены интересы всех участников рынка образовательных услуг. В работе делается акцент на необходимости изменения подхода к пониманию целей образовательного процесса, задач государства и руководства высших учебных заведений; анализируются ошибочные и спорные решения в области государственной политики в целом, и действия руководства вузов на местах в частности. В ходе подготовки данного исследования использовались методы анализа и синтеза информации из открытых источников, включая современные монографии отечественных и зарубежных специалистов в области организации высшего образования. Был использован и личный организационно- педагогический опыт автора. К основным результатам данного исследования можно отнести введение в употребление понятия «стейкхолдеры образовательного процесса» и выделение шести групп таких стейкхолдеров, каждая из которых имеет свои цели, интересы и потребности. При этом показано, что ключевая проблема сегодня – несоответствие знаний и навыков выпускников вузов требованиям современного рынка труда и инновационной экономики. Решение данной проблемы лежит в области согласования интересов всех групп стейкхолдеров, путем выявления, анализа и преодоления проблем каждой их них. В данной части работы автором проведен всесторонний анализ первых двух из этих групп, который позволил сформулировать ряд выводов и конкретных рекомендаций для каждой из них.
Проблемы современной российской системы высшего
образования и пути их решения в интересах всех
участников образовательного процесса: часть 1
Бровкин Александр Владимирович
кандидат экономических наук
старший преподаватель, Московский государственный институт международных отношений
(университет) МИД России
125364, Россия, г. Москва, ул. Свободы, 61
brovkin_av@mail.ru
Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"
Аннотация.
С татья является первой частью изложения результатов исследования
проблем современного российского высшего образования. А втор показывает, что эти
проблемы наносят прямой ущерб социально-экономическому развитию страны, а для их
решения необходима такая оптимизация системы, при которой будут учтены интересы
всех участников рынка образовательных услуг. В работе делается акцент на
необходимости изменения подхода к пониманию целей образовательного процесса,
задач
государства
и
руководства
высших
учебных
заведений;
анализируются
ошибочные и спорные решения в области государственной политики в целом, и действия
руководства вузов на местах в частности. В ходе подготовки данного исследования
использовались методы анализа и синтеза информации из открытых источников,
включая современные монографии отечественных и зарубежных специалистов в области
организации высшего образования. Б ыл использован и личный организационно-
педагогический опыт автора. К основным результатам данного исследования можно
отнести введение в употребление понятия «стейкхолдеры образовательного процесса» и
выделение шести групп таких стейкхолдеров, каждая из которых имеет свои цели,
интересы и потребности. П ри этом показано, что ключевая проблема сегодня –
несоответствие знаний и навыков выпускников вузов требованиям современного рынка
труда и инновационной экономики. Р ешение данной проблемы лежит в области
согласования интересов всех групп стейкхолдеров, путем выявления, анализа и
преодоления проблем каждой их них. В данной части работы автором проведен
всесторонний анализ первых двух из этих групп, который позволил сформулировать ряд
выводов и конкретных рекомендаций для каждой из них.
Ключевые слова:
в у з , высшее
образование, г о с уд а р с тв о , качество образования,
потребители
образовательных
услуг, п р е п о д а в а те л и , р у к о в о д с тв о , стейкхолдеры
образовательного процесса, студенты, цели образования
DO I:
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Дата направления в редакцию:
20-12-2017
Дата рецензирования:
20-12-2017
Дата публикации:
21-12-2017
В последнее время российские вузы и высшее образование в целом все чаще
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
1
подвергаются разносторонней критике, которая, при этом, зачастую вполне обоснована.
С учетом количества и сложности накопившихся проблем, о которых будет сказано ниже,
можно констатировать наличие кризиса всей системы высшего образования. В
современных рыночных условиях это выражается, прежде всего, в несоответствии
знаний и компетенций студентов и выпускников вузов ожиданиям потенциальных
работодателей, что затрудняет трудоустройство и требует переподготовки после приема
на работу. В масштабах всей страны это оказывает неблагоприятное влияние на уровень
занятости, производительность и фонд оплаты труда, экономическую активность
населения, снижает потенциал роста экономики в целом. И ными словами, проблема
кризиса высшего образования серьезна, значима и актуальна потому, что затрагивает
социально-экономические интересы всей Р оссийской Ф едерации, а не только участников
образовательного процесса.
Н а наш взгляд, решение экономических проблем, порождаемых недостатками высшего
образования, лежит в области оптимизации вузовской системы и согласовании
интересов всех участников рынка образовательных услуг. Д ля этого следует понимать
мотивацию, ожидания и требования каждой из групп стейкхолдеров образовательного
процесса.
С ледует пояснить, что термин «стейкхолдер» (англ. – stakeholder) изначально
использовался только применительно к деятельности компаний и корпораций, обозначая
«одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в результатах
деятельности компании: акционеры, кредиторы, держатели облигаций, члены органов
управления,
сотрудники
компании,
клиенты
(контрагенты),
общество
в
целом,
правительство и т.д.»
[1]
. О днако со временем стейкхолдерами стали называть любые
группы лиц, заинтересованных в решении той или иной проблемы, имеющей, в том
числе, экономическую составляющую, как, например, в случае высшего образования.
З апросы различных групп могут не совпадать ведь каждая из них имеет свои
представления об идеальном образовании и ожидания конкретного результата. П оэтому
при разработке стратегии по повышению эффективности вузовского образования важно
учитывать цели и мотивы всех групп стейкхолдеров и соблюдать баланс между ними,
двигаться к решению ключевой проблемы даже в ущерб интересов отдельных групп.
К ак уже было отмечено выше, рынок диктует свои условия, а потому ключевой
проблемой высшего образования следует признать разрыв между профессиональными
компетенциями выпускников вузов и реальным спросом на человеческий капитал со
стороны работодателей (включая не только частные, но и государственные структуры,
находящиеся в конкурентной борьбе за квалифицированные кадры). П овсеместно
встречающееся недоверие работодателей к знаниям выпускников является ключевым
индикатором несовершенства российской системы высшего образования, оказывающей
негативное влияние на состояние рынка труда и экономики страны в целом.
П одтверждением невысокого качества образования является тот факт, что лишь единицы
российских университетов числятся среди лучших по таким международным рейтингам
как,
например,
Т imes H igherEducation,
Q uacquarelliSymonds
(Q S)
и
A cademicRankingofW orldU niversities (A R W U ). Н арастающие проблемы и отсутствие
активных действий, направленных на повышение эффективности вузов, создают риск
деградации российской системы высшего образования, девальвируют понятие «высшая
школа» и снижают ценность дипломов. С ледовательно, необходимо исследование
проблем высшего образования с точки зрения современных рыночных тенденций, на
базе которого можно будет предложить меры по преодолению кризиса на рынке высших
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
2
образовательных услуг.
О тметим, что значительно число исследований, связанных с повышением качества
высшего образования, излишне консервативны и проведены с упором на разработку
государственных стандартов, учебных программ и методических комплексов, основанных
на устаревших подходах, без учета запросов быстро меняющейся внешней среды. П ри
таком
подходе,
студентов
пытаются
готовить
к
будущему
старыми
методами.
И гнорирование требований рынка, замедление реакции на изменение внешней и
внутренней среды приводят к тому, что вузы занимаются наукой ради науки,
воспроизводя кадры, не приспособленные к внешнему миру. К роме профессорско-
преподавательского состава в образовательной деятельности участвуют и другие
стороны, которые прямо или косвенно связаны с рассматриваемым процессом и
заинтересованы в повышении эффективности образования и качества получаемого
результата.
Д ля решения обозначенной проблемы возникает необходимость в анализе широкого
круга исследований и разработке новой методики, новых подходов к оценке качества
образовательных программ в целях учета интересов всех групп стейкхолдеров
образовательного процесса. П ри этом анализ существующих проблем и причин
необходимо начать с определения и изучения каждой группы стейкхолдеров в
отдельности, проанализировать цели, задачи и мотивы, которые побуждают их вести
себя тем или иным образом. П еречень и основные признаки каждой из групп
представлены ниже в таблице 1.
И з таблицы 1 видно, что у стейкхолдеров образовательного процесса существуют
различные интересы, которые не всегда совпадают, а в некоторых случаях даже
противоречат друг другу.
Таблица 1 – О сновные группы стейкхолдеров образовательного процесса
Заинтересованная
сторона
Задачи / цели /
ожидания
Социальный
капитал
Государство
и
регулирующие
органы,
ответственные
за
законодательное
регулирование
и
контроль
над
управлением
Повышения
интеллектуального
потенциала страны
У лучшение
позиций
российских университетов в
международных рейтингах
О беспечение
экономической
самостоятельности
образовательного
учреждения
Стимулирование
конкуренции за бюджетного
студента
для
повышения
качества образования
Рост ВВП
Привлечение
инвестиций в страну
Экономическая
самостоятельность
вузов
Качественное
образование
Р уководство
вуза,
ответственное
за
выполнение
Повышение престижа вуза
Привлечение
Бренд университета
Качественное
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
3
поставленных
долгосрочных
и
повседневных задач
преподавателей, студентов
(увеличение численности),
включая иностранных
У величение
финансирования
деятельности вуза
образование
Экономическая
самостоятельность
вузов
Профессорско-
преподавательский
состав
вуза,
организующий
образовательный
процесс
Трудоустройство
Р еализация
творческого
потенциала
Авторитет
(социальный
капитал
преподавателя)
Исследовательская
деятельность
С туденты
–
лица,
получающие
основную выгоду от
деятельности
образовательных
организаций в виде
знаний, навыков и
умений
З нания, навыки и умения,
нетворкинг
С оциализация
и
социальный статус
Диплом престижного вуза
О тсрочка от армии
С вязи
с
профессорами,
соучениками,
экспертами
Расширение
кругозора
Престиж
Р одители студентов,
предоставляющие
свои
ресурсы
или
участвующие
косвенно
Социальный статус
Диверсификация активов
Долгосрочные
инвестиции
Работодатели
В ыпускник, подготовленный
к решению рабочих задач
качественно и на высоком
уровне
А декватная
оценка
студентами самих себя и
своей стоимости на рынке
А ктив компании в
виде
трудовых
ресурсов
Эффективная
рабочая сила
Рассмотрим теперь подробнее каждую этих групп заинтересованных лиц.
Государство и регулирующ ие органы.
В соответствии с концепцией социально-
экономического развития Р оссийской Ф едерации на период до 2020 г., долгосрочной
стратегической целью государственной политики в области образования стало
повышение доступности качественного образования, которое должно соответствовать
современным потребностям рынка в целом и каждого гражданина в частности, а также
находиться в соответствии с требованиями инновационного развития экономики. О т
качества
образования
зависит
объем
и
структура
человеческого
капитала,
представляющих реальное богатство современных стран, на котором базируется их
экономический рост и развитие. Государство должно быть заинтересовано в повышении
стандартов жизни людей, включая образование, без которого невозможно создавать и
развивать инновационные производства и технологии, обеспечивать приемлемые темпы
экономического роста.
Государственная программа Р оссийской Ф едерации «Р азвитие образования» на 2013–
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
4
2020-е гг., утвержденная П остановлением П равительства Р Ф № 295 в апреле 2014 г.,
определяет стратегической целью государственной политики в области образования –
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного
социально
ориентированного
развития
экономики,
современным
потребностям общества и каждого гражданина
[2]
.
Д екларируемые государством цели по повышению качества образовательных услуг
неоспоримы, но расплывчивость определения «качества образования» и многих других,
приводит к возможности его понимания самыми различными способами, что и становится
существенным
препятствием
на
пути
определения
эффективных
способов
его
повышения.
С одержание понятия «качество высшего образования» со временем эволюционировало.
Если
до
периода
индустриализации
высшее
образование
представляло
собой
производство «штучной элиты» общества, а качество его определялось, во многом,
личными требованиями преподавателей, то в эпоху индустриализации численность
работников с высшим образованием постоянно возрастала. Н а сегодняшний день
требования к качеству формализованы в виде образовательных стандартов.
П ри переходе к экономике знаний, когда высшее образование становится массовым, его
качество должно оцениваться через удовлетворенность потребителей – студентов, их
родителей, работодателей, общества в целом. О днако в настоящее время, как отмечает
«К оммерсант» со ссылкой на недавний доклад «B oston C onsulting Group» (B C G),
российская «система образования не готовит кадры для экономики знаний», так как
высшее образование в период с 1993 по 2015 гг. стало «всеобщим» в ущерб качеству,
когда «число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении числа
абитуриентов
на
36%»
[3]
. Д алее мы находим подтверждение серьезности и
масштабности ключевой проблемы качества современного российского высшего
образования – «91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у
в ыпускников »
[3]
. Д овольно четким индикатором качества образования является также
доля иностранных студентов, которые учатся в Р оссии, составляющая около 5% от всех
4-х миллионов студентов в мире, обучающихся за рубежом
[4]
. Д ля сравнения, на С ША и
В еликобританию приходится порядка 40% учащихся из других стран, а в Германии и
Франции – до 9% иностранных студентов
[4]
.
Д обавим, что качество высшего образования базируется на полноте достижения его
цели. А целью высшего образования в современном мире является развитие субъекта
обучения как профессионала и личности, создание условий для усвоения им
содержания получаемого образования и формирования определенных ценностных
ориентаций.
З адачи, которые ставит перед собой государство для достижения стратегической
долгосрочной цели, это – повышать эффективность образовательного процесса путем:
· повышения эффективности работы системы высшего образования;
· обеспечения экономической самостоятельности образовательных учреждений;
· улучшения позиций российских университетов в международных рейтингах;
· стимулирования конкуренции за бюджетного студента, а значит, и повышение качества
образования.
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
5
Государство
может
влиять
на
систему
образования,
как
через
механизмы
перераспределения бюджетных мест, так и через современные информационные
инструменты, популяризируя те или иные специальности на федеральном уровне.
П ри
этом
необходимо
понимать,
что
существующая
система
образования
разрабатывалась
и
создавалась
в
прошлом
в
других
макроэкономических
и
организационных условиях, и при этом сегодня она стандартизирована настолько,
насколько это возможно. В результате, одни предметы, имеют приоритет над другими.
Т акой подход позволяет на выходе получить человека со стандартным мышлением,
которому сложно адаптироваться к быстроменяющимся условиям современной свободной
конкуренции.
С реди чиновников популярно устаревшее мнение о том, что решением проблемы низкого
качества
образовательных
услуг
может
стать
ужесточение
и
закрепление
образовательных стандартов. В результате, одним из выражений кризиса отечественного
высшего
образования
является
постоянное
отставание
государственных
образовательных стандартов от достижений науки и техники, которые определяют
содержание образования и требования к знаниям специалистов. Ц елесообразно
двигаться в сторону сокращения времени изучения обязательных дисциплин. С ледует
задуматься, что же должно являться главным результатом образования. Мы считаем, что
важен не столько объем формальных знаний, сколько приобретаемые навыки
критического и системного мышления, умение собирать и анализировать нужную
информацию, желание обучаться и самосовершенствоваться всю жизнь, способность
работать в группе и к сотрудничеству. С ейчас невозможно успешно работать все жизнь
со
знаниями,
однократно
полученными
даже
по
самым
жестким
стандартам.
С ледовательно, в современном обществе знаний главной целью должно быть стремление
не максимизировать получаемую студентами информацию (компьютерные электронные
ресурсы вполне справляются с ролью «внешней памяти»), а – «вызывать жажду знаний»
[5]
.
В последнее время государство запустило процесс перераспределения финансовых
средств в пользу «сильных» вузов, что является весьма спорным решением. К роме того,
только экономическими методами («деньги следуют за студентом») проблемы давно уже
не решаются. Н а современном этапе гораздо важнее осуществление реформы в области
государственных образовательных стандартов, предоставив вузам большую свободу
действий, а учащимся – доступ к более гибкому выбору учебных дисциплин.
Что касается государственного финансирования высшего образования, то оно,
безусловно, необходимо для Р оссии, однако более целесообразно поддерживать не
только крупнейшие вузы, но и как раз уделить большее внимание поддержке и развитию
региональных
образовательных
учреждений.
П ри
этом
государству
необходима
долгосрочная (на десятилетия вперед) концепция равномерного развития всей системы
высшего образования. Эксперты Ф орбс справедливо отмечают, что «вложения в
образование – это долгосрочные инвестиции», которые обязательно дадут результат, но
далеко не сразу, а потому государству следует полноценно финансировать образование,
«а не оставлять его выживать по остаточному принципу»
[6]
.
Таким образом, модернизация высшего образования должна идти по пути либерализации
государственного регулировании образовательных программ стандартов. В узам должна
быть предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать учебные планы
согласно их профилю и на основании новейших педагогических методик в соответствии с
требованиями
рынка.
Н е
должно
быть
«обязательных»
предметов
и
жесткого
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
6
регулирования учебного процесса и систем контроля и оценки знаний. К роме того,
следует разрешить ведущим в своих областях вузам самостоятельно определять
требования
к
абитуриентам,
включая
возможность
проводить
дополнительные
вступительные испытания по одной или двум ключевым дисциплинам в дополнение к
результатам ЕГЭ.
Р уководство вуза.
Д олгосрочная цель руководства вузов – балансирование интересов
стейкхолдеров и обеспечение образовательного процесса. Д ля этого вуз должен
разрабатывать и предлагать постоянно обновляемый товар (образовательные услуги)
потребителям (студентам), нанимать эффективных сотрудников (преподавателей) и
привлекать финансирование от заинтересованных выгодоприобретателей (родители,
работодатели).
В
целях
долгосрочной
стабильности,
руководство
вуза
должно
оперативно реагировать на изменения внешней среды и своевременно внедрять
новейшие образовательные методики, программы и средства.
С егодня отечественный рынок образовательных услуг столкнулся со следующими
проблемами:
во-первых,
с
точным
планированием
и
количественной
оценкой
потребности в той или иной профессии; во-вторых, с успешным трудоустройством
выпускников
на
предприятиях;
в-третьих,
с
обеспечением
достойного
размера
заработной платы сотрудников. С тремительное развитие технологий и постоянно
растущий спрос делают интернет-площадки и вышедшие в онлайн вузы не только
заметными игроками на поле образовательных услуг, но и опасными конкурентами
традиционных участников рынка. Р ост дистанционного образования подстегивают два
основных фактора: развитие технологий и экономический спад.
О тметим, что вузы вполне имеют возможность прогнозировать рынок труда за счет
обратной связи с выпускниками и работодателями и корректировать должным образом
свои учебные программы. О днако этому препятствует излишнее государственное
регулирование, о котором было сказано ранее. В этой связи, руководству высших
учебных заведений следует организованно добиваться большей автономии, снижения
искусственного, нерыночного регулирования.
К роме того, руководство вузов должно быть заинтересовано в привлечении к
преподаванию людей, знающих реальный бизнес, реальные потребности тех или иных
фирм, секторов экономики, людей, которые готовы делиться своим опытом со студентами.
С пециалистов извне можно приглашать для чтения отдельных лекций, проведения
мастер-классов и семинаров. Н о это требует переосмысления целей и задач руководства
вузов, в том числе – перераспределения статей бюджета в пользу финансирования
подобных мероприятий за счет отказа, например, от однообразных внутривузовских
конференций, материалы которых мало кто читает даже в самом вузе, и ряда других
сомнительных по эффективности мероприятий.
К онечно, съезды, чтения, конференции и т.п. являются неотъемлемой частью научной
работы, но следует скорректировать подход к организации этих мероприятий, делая их
более интерактивными, снижая их количество в пользу повышения качества, тщательнее
отбирая научные публикации и мотивируя участников на написание качественных работ
с помощью грамот, призов, направления на интересные стажировки и т.п. К оценке
работ студентов, аспирантов и преподавателей стоит привлекать внешних экспертов
(ученых и практиков), внедрять современные системы мотивации и поощрения. Л учше
провести в год одну-две хорошо организованные и прорекламированные, научно-
наполненные конференции с объективной оценкой участников и разнообразными
вариантами поощрения лучших работ, чем ежеквартально (а то и чаще!) издавать
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
7
однообразные сборники конференций «для отчетности».
И зменение собственного подхода к своей работе, к организации преподавательской и
научной жизни высшего учебного заведения – трудная задача для руководства вузов,
но решаемая. В едь эффективность высшего образования напрямую связано с его
содержанием, которое и обуславливает будущую успешность выпускников на рынке
труда.
К сожалению, в настоящее время выстраиваемая государством и поддерживаемая
руководством вузов образовательная система не является ни гибкой, ни творческой; она
мало
терпима
к
ошибкам,
и
в
результате
студенты
боятся
пробовать,
экспериментировать,
ошибаться.
Д анная
парадигма
обучения
сложилась
в
индустриальном обществе X I X–X X вв. и была до определенной степени успешна тогда (и
то с существенными оговорками и при наличии у вузов значительных свобод), но никак
не соответствует современным потребностям в построении инновационной экономики в
России.
Еще одна важная проблема, с которой столкнулось руководство вузов – неправильное
понимание целей и задач коммерциализации высшего образования. В российских
реалиях, руководители вузов оказались готовы поступиться академическими ценностями
– даже такими базовыми, как требования к поступающим и качество обучения, – ради
того, чтобы заработать деньги. В озникли даже целые сопутствующие отрасли –
например, научная периодика и издательское дело стали серьезной индустрией, в
которой в качестве издателей и членов редакторских советов нередко работают
руководители и сотрудники вузов заведений. К стати, именно подобное состояние дел
стало, очевидно, основной движущей силой государственных попыток максимальной
стандартизации образовательных процессов.
З аметим, что проблемы, связанные с коммерциализацией вузов – явление не уникальное
в мировой практике. В работе Д ерека Б ока (25-го президента Гарвардского
университета) подробно рассматривается целый спектр проблем современных высших
учебных заведений, функционирующих в условиях свободного рынка
[7]
. Б ок прямо
указывает на то, что «желание заработать деньги коренным образом меняет ценностные
ориентиры»: руководство вуза начинает заботить лишь число студентов, повышение
доходов и минимизация издержек, в ущерб интересам всем прочим группам
стейкхолдеров образовательного процесса, не говоря уж об интересах науки как
таковой
[7]
.
С ложно не согласиться и с тем, что «конкуренция не приводит к оптимальным
результатам в высшей школе главным образом потому, что студенты не в состоянии
адекватно оценивать имеющиеся возможности получения образования»
[7]
. Это вновь
возвращает нас к фундаментальному тезису о необходимости так или иначе
согласовывать программы вузов с реальными потребностями работодателей, т.е. – с
потребностями рынка.
Н аконец, еще одна проблема, о которой необходимо упомянуть – более лояльное
отношение руководства к «коммерческим» студентам, которые хотя и приносят вузу
значимый доход, часто «заметно слабее студентов-бюджетников» и «просто не в
состоянии освоить программу обучения в полном объеме»
[8]
. Мало того, что,
основываясь исключительно на финансовой мотивации, руководство явно или неявно
поощряет преподавателей к предъявлению более низких требований и завышению
оценок «коммерческим» студентам, но подобный подход еще и автоматически
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
8
провоцирует складывание различных по форме, но коррупционных по сути отношений
между студентами и преподавателями. Это, безусловно, крайне опасный феномен,
порождающий «институциональную форму для псевдообразования»
[8]
, что вновь уводит
содержание высшего образование от реальных потребностей современной рыночной
экономики.
В завершение данного раздела работы следует заключить, что, по нашему мнению, для
возрождения престижа высшего образования, роста статуса каждого отдельного вуза и
повышения его рейтингов на международном уровне, руководству российских высших
образовательных учреждений следует начать реформирование деятельности с самих
себя,
со
своего
собственного
понимания
предназначения
и
ответственности
руководителей.
Т аким образом, в данной публикации, являющейся первой из двух частей работы о
проблемах современного российского высшего образования, было введено в обращение
понятие «стейкхолдеры образовательного процесса» и выделено шесть групп таких
стейкхолдеров. Н есмотря на наличие различных целей, все они заинтересованы в
повышении качества высшего образования. А нализ ситуации позволяет констатировать,
что ключевая проблема российских вузов и всей образовательной системы –
несоответствие ожиданиям и требования свободного рынка труда и инновационной
экономики.
В рамках первой части работы были подробно рассмотрены цели и проблемы первых
двух групп стейкхолдеров образовательного процесса – государства и руководства
вузов – а также даны авторские рекомендации по возможным и целесообразным путям
решения проблем высшего образования, находящихся в рамках компетенций этих групп.
В о второй части данной работы будут проанализированы цели, потребности и проблемы,
оставшихся четырех групп стейкхолдеров образовательного процесса: профессорско-
преподавательский состав вуза, студенты, родители студентов, работодатели. Б удут даны
соответствующие рекомендации и предложения по каждой группе, а также представлены
частные выводы по каждому разделу двух частей работы и сформулированы общие
выводы по данному научному исследованию в целом.
Библиография
1. Кузьмина Н.Б. Эффективный университет: перезагрузка / Н.Б. Кузьмина, Ж .В.
Шакиров. – М.: МГИМО -У ниверситет, 2014. – 134 с.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «О б утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] /
Информационно-правовой портал «Гарант».
3. Сапожков О . Для экономики знаний России придется переучиваться [Электронный
ресурс] / Сайт «Коммерсантъ». – Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3450155?from=four_economic, свободный. – Загл. с
экрана.
4. Галажинский Э. Зачем нужны рейтинги университетов [Электронный ресурс] / Сайт
«Ведомости». – Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/07/17/723970-reitingi-universitetov,
свободный. – Загл. с экрана.
5. Адизес И.К. О б образовании [Электронный ресурс] / Сайт «Институт Адизеса в
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
9
России». – Режим доступа: http://adizes.ru/ichak-adizes-blog/ob-obrazovanii/,
свободный. – Загл. с экрана.
6. Пескова Е. Иллюзия знаний. У бьют ли новые технологии традиционное образование
[Электронный ресурс] / Сайт «Форбс». – Режим доступа: http://www.forbes.ru/karera-
i-svoy-biznes/349853-illyuziya-znaniy-ubyut-li-novye-tehnologii-tradicionnoe-
obrazovanie, свободный. – Загл. с экрана.
7. Бок Д. У ниверситеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. –
М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2012. – 224 с.
8. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США /
под ред. Ф. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Ю дкевич, Л. Райзберг. – М.:
Изд.дом Высшей школы экономики, 2013. – 247 с
10.25136/2409-8736.2018.1.25053
Современное образование, 2018 - 1
10