Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения . Работа №301305

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья является изложением результатов исследования проблем современного российского высшего образования. проблемы наносят прямой ущерб социально-экономическому развитию страны, а для их решения необходима такая оптимизация системы, при которой будут учтены интересы всех участников рынка образовательных услуг. В работе делается акцент на необходимости изменения подхода к пониманию целей образовательного процесса, задач государства и руководства высших учебных заведений; анализируются ошибочные и спорные решения в области государственной политики в целом, и действия руководства вузов на местах в частности. В ходе подготовки данного исследования использовались методы анализа и синтеза информации из открытых источников, включая современные монографии отечественных и зарубежных специалистов в области организации высшего образования. Был использован и личный организационно- педагогический опыт автора. К основным результатам данного исследования можно отнести введение в употребление понятия «стейкхолдеры образовательного процесса» и выделение шести групп таких стейкхолдеров, каждая из которых имеет свои цели, интересы и потребности. При этом показано, что ключевая проблема сегодня – несоответствие знаний и навыков выпускников вузов требованиям современного рынка труда и инновационной экономики. Решение данной проблемы лежит в области согласования интересов всех групп стейкхолдеров, путем выявления, анализа и преодоления проблем каждой их них. В данной части работы автором проведен всесторонний анализ первых двух из этих групп, который позволил сформулировать ряд выводов и конкретных рекомендаций для каждой из них.

Работа:

Проблемы современной российской системы высшего
образования и пути их решения в интересах всех
участников образовательного процесса: часть 1

Бровкин Александр Владимирович

кандидат экономических наук

старший преподаватель, Московский государственный институт международных отношений

(университет) МИД России

125364, Россия, г. Москва, ул. Свободы, 61

brovkin_av@mail.ru

Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"

Аннотация.

  С татья  является  первой  частью  изложения  результатов  исследования

проблем  современного  российского  высшего  образования.  А втор  показывает,  что  эти

проблемы  наносят  прямой  ущерб  социально-экономическому  развитию  страны,  а  для  их

решения  необходима  такая  оптимизация  системы,  при  которой  будут  учтены  интересы

всех  участников  рынка  образовательных  услуг.  В   работе  делается  акцент  на

необходимости  изменения  подхода  к  пониманию  целей  образовательного  процесса,

задач 

государства 

и 

руководства 

высших 

учебных 

заведений; 

анализируются

ошибочные и спорные решения в области государственной политики в целом, и действия

руководства  вузов  на  местах  в  частности.  В   ходе  подготовки  данного  исследования

использовались  методы  анализа  и  синтеза  информации  из  открытых  источников,

включая современные монографии отечественных и зарубежных специалистов в области

организации  высшего  образования.  Б ыл  использован  и  личный  организационно-

педагогический  опыт  автора.  К   основным  результатам  данного  исследования  можно

отнести введение в употребление понятия «стейкхолдеры образовательного процесса» и

выделение  шести  групп  таких  стейкхолдеров,  каждая  из  которых  имеет  свои  цели,

интересы  и  потребности.  П ри  этом  показано,  что  ключевая  проблема  сегодня  –

несоответствие  знаний  и  навыков  выпускников  вузов  требованиям  современного  рынка

труда  и  инновационной  экономики.  Р ешение  данной  проблемы  лежит  в  области

согласования  интересов  всех  групп  стейкхолдеров,  путем  выявления,  анализа  и

преодоления  проблем  каждой  их  них.  В   данной  части  работы  автором  проведен

всесторонний  анализ  первых  двух  из  этих  групп,  который  позволил  сформулировать  ряд

выводов и конкретных рекомендаций для каждой из них.

Ключевые  слова:

  в у з , высшее 

образование, г о с уд а р с тв о , качество  образования,

потребители 

образовательных 

услуг, п р е п о д а в а те л и , р у к о в о д с тв о , стейкхолдеры

образовательного процесса, студенты, цели образования

DO I:

 10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Дата направления в редакцию:

 20-12-2017

Дата рецензирования:

 20-12-2017

Дата публикации:

 21-12-2017 

В   последнее  время  российские  вузы  и  высшее  образование  в  целом  все  чаще

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

1

подвергаются  разносторонней  критике,  которая,  при  этом,  зачастую  вполне  обоснована.

С  учетом количества и сложности накопившихся проблем, о которых будет сказано ниже,

можно  констатировать  наличие  кризиса  всей  системы  высшего  образования.  В

современных  рыночных  условиях  это  выражается,  прежде  всего,  в  несоответствии

знаний  и  компетенций  студентов  и  выпускников  вузов  ожиданиям  потенциальных

работодателей,  что  затрудняет  трудоустройство  и  требует  переподготовки  после  приема

на работу.  В  масштабах всей страны это оказывает неблагоприятное влияние на уровень

занятости,  производительность  и  фонд  оплаты  труда,  экономическую  активность

населения,  снижает  потенциал  роста  экономики  в  целом.  И ными  словами,  проблема

кризиса  высшего  образования  серьезна,  значима  и  актуальна  потому,  что  затрагивает

социально-экономические  интересы  всей  Р оссийской  Ф едерации,  а  не  только  участников

образовательного процесса.

Н а  наш  взгляд,  решение  экономических  проблем,  порождаемых  недостатками  высшего

образования,  лежит  в  области  оптимизации  вузовской  системы  и  согласовании

интересов  всех  участников  рынка  образовательных  услуг.  Д ля  этого  следует  понимать

мотивацию,  ожидания  и  требования  каждой  из  групп  стейкхолдеров  образовательного

процесса.

С ледует  пояснить,  что  термин  «стейкхолдер»  (англ.  –  stakeholder)  изначально

использовался  только  применительно  к  деятельности  компаний  и  корпораций,  обозначая

«одно  из  физических  или  юридических  лиц,  заинтересованных  в  результатах

деятельности  компании:  акционеры,  кредиторы,  держатели  облигаций,  члены  органов

управления, 

сотрудники 

компании, 

клиенты 

(контрагенты), 

общество 

в 

целом,

правительство  и  т.д.» 

[1]

.  О днако  со  временем  стейкхолдерами  стали  называть  любые

группы  лиц,  заинтересованных  в  решении  той  или  иной  проблемы,  имеющей,  в  том

числе, экономическую составляющую, как, например, в случае высшего образования.

З апросы  различных  групп  могут  не  совпадать  ведь  каждая  из  них  имеет  свои

представления  об  идеальном  образовании  и  ожидания  конкретного  результата.  П оэтому

при  разработке  стратегии  по  повышению  эффективности  вузовского  образования  важно

учитывать  цели  и  мотивы  всех  групп  стейкхолдеров  и  соблюдать  баланс  между  ними,

двигаться к решению ключевой проблемы даже в ущерб интересов отдельных групп.

К ак  уже  было  отмечено  выше,  рынок  диктует  свои  условия,  а  потому  ключевой

проблемой  высшего  образования  следует  признать  разрыв  между  профессиональными

компетенциями  выпускников  вузов  и  реальным  спросом  на  человеческий  капитал  со

стороны  работодателей  (включая  не  только  частные,  но  и  государственные  структуры,

находящиеся  в  конкурентной  борьбе  за  квалифицированные  кадры).  П овсеместно

встречающееся  недоверие  работодателей  к  знаниям  выпускников  является  ключевым

индикатором  несовершенства  российской  системы  высшего  образования,  оказывающей

негативное влияние на состояние рынка труда и экономики страны в целом.

П одтверждением невысокого качества образования является тот факт, что лишь единицы

российских  университетов  числятся  среди  лучших  по  таким  международным  рейтингам

как, 

например, 

Т imes H igherEducation, 

Q uacquarelliSymonds 

(Q S) 

и

A cademicRankingofW orldU niversities  (A R W U ).  Н арастающие  проблемы  и  отсутствие

активных  действий,  направленных  на  повышение  эффективности  вузов,  создают  риск

деградации  российской  системы  высшего  образования,  девальвируют  понятие  «высшая

школа»  и  снижают  ценность  дипломов.  С ледовательно,  необходимо  исследование

проблем  высшего  образования  с  точки  зрения  современных  рыночных  тенденций,  на

базе  которого  можно  будет  предложить  меры  по  преодолению  кризиса  на  рынке  высших

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

2

образовательных услуг.

О тметим,  что  значительно  число  исследований,  связанных  с  повышением  качества

высшего  образования,  излишне  консервативны  и  проведены  с  упором  на  разработку

государственных стандартов, учебных программ и методических комплексов, основанных

на  устаревших  подходах,  без  учета  запросов  быстро  меняющейся  внешней  среды.  П ри

таком 

подходе, 

студентов 

пытаются 

готовить 

к 

будущему 

старыми 

методами.

И гнорирование  требований  рынка,  замедление  реакции  на  изменение  внешней  и

внутренней  среды  приводят  к  тому,  что  вузы  занимаются  наукой  ради  науки,

воспроизводя  кадры,  не  приспособленные  к  внешнему  миру.  К роме  профессорско-

преподавательского  состава  в  образовательной  деятельности  участвуют  и  другие

стороны,  которые  прямо  или  косвенно  связаны  с  рассматриваемым  процессом  и

заинтересованы  в  повышении  эффективности  образования  и  качества  получаемого

результата.

Д ля  решения  обозначенной  проблемы  возникает  необходимость  в  анализе  широкого

круга  исследований  и  разработке  новой  методики,  новых  подходов  к  оценке  качества

образовательных  программ  в  целях  учета  интересов  всех  групп  стейкхолдеров

образовательного  процесса.  П ри  этом  анализ  существующих  проблем  и  причин

необходимо  начать  с  определения  и  изучения  каждой  группы  стейкхолдеров  в

отдельности,  проанализировать  цели,  задачи  и  мотивы,  которые  побуждают  их  вести

себя  тем  или  иным  образом.  П еречень  и  основные  признаки  каждой  из  групп

представлены ниже в таблице 1.

И з  таблицы  1  видно,  что  у  стейкхолдеров  образовательного  процесса  существуют

различные  интересы,  которые  не  всегда  совпадают,  а  в  некоторых  случаях  даже

противоречат друг другу.

Таблица 1 – О сновные группы стейкхолдеров образовательного процесса

Заинтересованная

сторона

Задачи / цели /

ожидания

Социальный

капитал

Государство 

и

регулирующие

органы,

ответственные 

за

законодательное

регулирование 

и

контроль 

над

управлением

Повышения

интеллектуального

потенциала страны

У лучшение 

позиций

российских университетов в

международных рейтингах

О беспечение

экономической

самостоятельности

образовательного

учреждения

Стимулирование

конкуренции за бюджетного

студента 

для 

повышения

качества образования

Рост ВВП

Привлечение

инвестиций в страну

Экономическая

самостоятельность

вузов

Качественное

образование

Р уководство 

вуза,

ответственное 

за

выполнение

Повышение престижа вуза

Привлечение

Бренд университета

Качественное

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

3

поставленных

долгосрочных 

и

повседневных задач

преподавателей,  студентов

(увеличение  численности),

включая иностранных

У величение

финансирования

деятельности вуза

образование

Экономическая

самостоятельность

вузов

Профессорско-

преподавательский

состав 

вуза,

организующий

образовательный

процесс

Трудоустройство

Р еализация 

творческого

потенциала

Авторитет

(социальный

капитал

преподавателя)

Исследовательская

деятельность

С туденты 

– 

лица,

получающие

основную  выгоду  от

деятельности

образовательных

организаций  в  виде

знаний,  навыков  и

умений

З нания,  навыки  и  умения,

нетворкинг

С оциализация 

и

социальный статус

Диплом престижного вуза

О тсрочка от армии

С вязи 

с

профессорами,

соучениками,

экспертами

Расширение

кругозора

Престиж

Р одители  студентов,

предоставляющие

свои 

ресурсы 

или

участвующие

косвенно

Социальный статус

Диверсификация активов

Долгосрочные

инвестиции

Работодатели

В ыпускник,  подготовленный

к  решению  рабочих  задач

качественно  и  на  высоком

уровне

А декватная 

оценка

студентами  самих  себя  и

своей стоимости на рынке

А ктив  компании  в

виде 

трудовых

ресурсов

Эффективная

рабочая сила

Рассмотрим теперь подробнее каждую этих групп заинтересованных лиц.

Государство  и  регулирующ ие  органы.

  В   соответствии  с  концепцией  социально-

экономического  развития  Р оссийской  Ф едерации  на  период  до  2020  г.,  долгосрочной

стратегической  целью  государственной  политики  в  области  образования  стало

повышение  доступности  качественного  образования,  которое  должно  соответствовать

современным  потребностям  рынка  в  целом  и  каждого  гражданина  в  частности,  а  также

находиться  в  соответствии  с  требованиями  инновационного  развития  экономики.  О т

качества 

образования 

зависит 

объем 

и 

структура 

человеческого 

капитала,

представляющих  реальное  богатство  современных  стран,  на  котором  базируется  их

экономический  рост  и  развитие.  Государство  должно  быть  заинтересовано  в  повышении

стандартов  жизни  людей,  включая  образование,  без  которого  невозможно  создавать  и

развивать  инновационные  производства  и  технологии,  обеспечивать  приемлемые  темпы

экономического роста.

Государственная  программа  Р оссийской  Ф едерации  «Р азвитие  образования»  на  2013–

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

4

2020-е  гг.,  утвержденная  П остановлением  П равительства  Р Ф   №   295  в  апреле  2014  г.,

определяет  стратегической  целью  государственной  политики  в  области  образования  –

повышение  доступности  качественного  образования,  соответствующего  требованиям

инновационного 

социально 

ориентированного 

развития 

экономики, 

современным

потребностям общества и каждого гражданина 

[2]

.

Д екларируемые  государством  цели  по  повышению  качества  образовательных  услуг

неоспоримы,  но  расплывчивость  определения  «качества  образования»  и  многих  других,

приводит к возможности его понимания самыми различными способами, что и становится

существенным 

препятствием 

на 

пути 

определения 

эффективных 

способов 

его

повышения.

С одержание  понятия  «качество  высшего  образования»  со  временем  эволюционировало.

Если 

до 

периода 

индустриализации 

высшее 

образование 

представляло 

собой

производство  «штучной  элиты»  общества,  а  качество  его  определялось,  во  многом,

личными  требованиями  преподавателей,  то  в  эпоху  индустриализации  численность

работников  с  высшим  образованием  постоянно  возрастала.  Н а  сегодняшний  день

требования к качеству формализованы в виде образовательных стандартов.

П ри переходе к экономике знаний, когда высшее образование становится массовым, его

качество  должно  оцениваться  через  удовлетворенность  потребителей  –  студентов,  их

родителей,  работодателей,  общества  в  целом.  О днако  в  настоящее  время,  как  отмечает

«К оммерсант»  со  ссылкой  на  недавний  доклад  «B oston  C onsulting  Group»  (B C G),

российская  «система  образования  не  готовит  кадры  для  экономики  знаний»,  так  как

высшее  образование  в  период  с  1993  по  2015  гг.  стало  «всеобщим»  в  ущерб  качеству,

когда  «число  мест  в  вузах  выросло  более  чем  вдвое  при  сокращении  числа

абитуриентов 

на 

36%» 

[3]

.  Д алее  мы  находим  подтверждение  серьезности  и

масштабности  ключевой  проблемы  качества  современного  российского  высшего

образования  –  «91%  работодателей  отмечает  нехватку  практических  знаний  у

в ыпускников » 

[3]

.  Д овольно  четким  индикатором  качества  образования  является  также

доля  иностранных  студентов,  которые  учатся  в  Р оссии,  составляющая  около  5%  от  всех

4-х миллионов студентов в мире, обучающихся за рубежом 

[4]

.  Д ля сравнения, на  С ША   и

В еликобританию  приходится  порядка  40%  учащихся  из  других  стран,  а  в  Германии  и

Франции – до 9% иностранных студентов 

[4]

.

Д обавим,  что  качество  высшего  образования  базируется  на  полноте  достижения  его

цели.  А   целью  высшего  образования  в  современном  мире  является  развитие  субъекта

обучения  как  профессионала  и  личности,  создание  условий  для  усвоения  им

содержания  получаемого  образования  и  формирования  определенных  ценностных

ориентаций.

З адачи,  которые  ставит  перед  собой  государство  для  достижения  стратегической

долгосрочной цели, это – повышать эффективность образовательного процесса путем:

· повышения эффективности работы системы высшего образования;

· обеспечения экономической самостоятельности образовательных учреждений;

· улучшения позиций российских университетов в международных рейтингах;

· стимулирования  конкуренции  за  бюджетного  студента,  а  значит,  и  повышение  качества

образования.

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

5

Государство 

может 

влиять 

на 

систему 

образования, 

как 

через 

механизмы

перераспределения  бюджетных  мест,  так  и  через  современные  информационные

инструменты, популяризируя те или иные специальности на федеральном уровне.

П ри 

этом 

необходимо 

понимать, 

что 

существующая 

система 

образования

разрабатывалась 

и 

создавалась 

в 

прошлом 

в 

других 

макроэкономических 

и

организационных  условиях,  и  при  этом  сегодня  она  стандартизирована  настолько,

насколько  это  возможно.  В   результате,  одни  предметы,  имеют  приоритет  над  другими.

Т акой  подход  позволяет  на  выходе  получить  человека  со  стандартным  мышлением,

которому сложно адаптироваться к быстроменяющимся условиям современной свободной

конкуренции.

С реди чиновников популярно устаревшее мнение о том, что решением проблемы низкого

качества 

образовательных 

услуг 

может 

стать 

ужесточение 

и 

закрепление

образовательных стандартов. В  результате, одним из выражений кризиса отечественного

высшего 

образования 

является 

постоянное 

отставание 

государственных

образовательных  стандартов  от  достижений  науки  и  техники,  которые  определяют

содержание  образования  и  требования  к  знаниям  специалистов.  Ц елесообразно

двигаться  в  сторону  сокращения  времени  изучения  обязательных  дисциплин.  С ледует

задуматься, что же должно являться главным результатом образования.  Мы считаем, что

важен  не  столько  объем  формальных  знаний,  сколько  приобретаемые  навыки

критического  и  системного  мышления,  умение  собирать  и  анализировать  нужную

информацию,  желание  обучаться  и  самосовершенствоваться  всю  жизнь,  способность

работать  в  группе  и  к  сотрудничеству.  С ейчас  невозможно  успешно  работать  все  жизнь

со 

знаниями, 

однократно 

полученными 

даже 

по 

самым 

жестким 

стандартам.

С ледовательно, в современном обществе знаний главной целью должно быть стремление

не  максимизировать  получаемую  студентами  информацию  (компьютерные  электронные

ресурсы вполне справляются с ролью «внешней памяти»), а – «вызывать жажду знаний»

[5]

.

В   последнее  время  государство  запустило  процесс  перераспределения  финансовых

средств  в  пользу  «сильных»  вузов,  что  является  весьма  спорным  решением.  К роме  того,

только  экономическими  методами  («деньги  следуют  за  студентом»)  проблемы  давно  уже

не  решаются.  Н а  современном  этапе  гораздо  важнее  осуществление  реформы  в  области

государственных  образовательных  стандартов,  предоставив  вузам  большую  свободу

действий, а учащимся – доступ к более гибкому выбору учебных дисциплин.

Что  касается  государственного  финансирования  высшего  образования,  то  оно,

безусловно,  необходимо  для  Р оссии,  однако  более  целесообразно  поддерживать  не

только крупнейшие вузы, но и как раз уделить большее внимание поддержке и развитию

региональных 

образовательных 

учреждений. 

П ри 

этом 

государству 

необходима

долгосрочная  (на  десятилетия  вперед)  концепция  равномерного  развития  всей  системы

высшего  образования.  Эксперты  Ф орбс  справедливо  отмечают,  что  «вложения  в

образование  –  это  долгосрочные  инвестиции»,  которые  обязательно  дадут  результат,  но

далеко не сразу, а потому государству следует полноценно финансировать образование,

«а не оставлять его выживать по остаточному принципу» 

[6]

.

Таким образом, модернизация высшего образования должна идти по пути либерализации

государственного  регулировании  образовательных  программ  стандартов.  В узам  должна

быть  предоставлена  возможность  самостоятельно  разрабатывать  учебные  планы

согласно их профилю и на основании новейших педагогических методик в соответствии с

требованиями 

рынка. 

Н е 

должно 

быть 

«обязательных» 

предметов 

и 

жесткого

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

6

регулирования  учебного  процесса  и  систем  контроля  и  оценки  знаний.  К роме  того,

следует  разрешить  ведущим  в  своих  областях  вузам  самостоятельно  определять

требования 

к 

абитуриентам, 

включая 

возможность 

проводить 

дополнительные

вступительные  испытания  по  одной  или  двум  ключевым  дисциплинам  в  дополнение  к

результатам ЕГЭ.

Р уководство  вуза. 

Д олгосрочная  цель  руководства  вузов  –  балансирование  интересов

стейкхолдеров  и  обеспечение  образовательного  процесса.  Д ля  этого  вуз  должен

разрабатывать  и  предлагать  постоянно  обновляемый  товар  (образовательные  услуги)

потребителям  (студентам),  нанимать  эффективных  сотрудников  (преподавателей)  и

привлекать  финансирование  от  заинтересованных  выгодоприобретателей  (родители,

работодатели). 

В  

целях 

долгосрочной 

стабильности, 

руководство 

вуза 

должно

оперативно  реагировать  на  изменения  внешней  среды  и  своевременно  внедрять

новейшие образовательные методики, программы и средства.

С егодня  отечественный  рынок  образовательных  услуг  столкнулся  со  следующими

проблемами: 

во-первых, 

с 

точным 

планированием 

и 

количественной 

оценкой

потребности  в  той  или  иной  профессии;  во-вторых,  с  успешным  трудоустройством

выпускников 

на 

предприятиях; 

в-третьих, 

с 

обеспечением 

достойного 

размера

заработной  платы  сотрудников.  С тремительное  развитие  технологий  и  постоянно

растущий  спрос  делают  интернет-площадки  и  вышедшие  в  онлайн  вузы  не  только

заметными  игроками  на  поле  образовательных  услуг,  но  и  опасными  конкурентами

традиционных  участников  рынка.  Р ост  дистанционного  образования  подстегивают  два

основных фактора: развитие технологий и экономический спад.

О тметим,  что  вузы  вполне  имеют  возможность  прогнозировать  рынок  труда  за  счет

обратной  связи  с  выпускниками  и  работодателями  и  корректировать  должным  образом

свои  учебные  программы.  О днако  этому  препятствует  излишнее  государственное

регулирование,  о  котором  было  сказано  ранее.  В   этой  связи,  руководству  высших

учебных  заведений  следует  организованно  добиваться  большей  автономии,  снижения

искусственного, нерыночного регулирования.

К роме  того,  руководство  вузов  должно  быть  заинтересовано  в  привлечении  к

преподаванию  людей,  знающих  реальный  бизнес,  реальные  потребности  тех  или  иных

фирм, секторов экономики, людей, которые готовы делиться своим опытом со студентами.

С пециалистов  извне  можно  приглашать  для  чтения  отдельных  лекций,  проведения

мастер-классов и семинаров.  Н о это требует переосмысления целей и задач руководства

вузов,  в  том  числе  –  перераспределения  статей  бюджета  в  пользу  финансирования

подобных  мероприятий  за  счет  отказа,  например,  от  однообразных  внутривузовских

конференций,  материалы  которых  мало  кто  читает  даже  в  самом  вузе,  и  ряда  других

сомнительных по эффективности мероприятий.

К онечно,  съезды,  чтения,  конференции  и  т.п.  являются  неотъемлемой  частью  научной

работы,  но  следует  скорректировать  подход  к  организации  этих  мероприятий,  делая  их

более интерактивными, снижая их количество в пользу повышения качества, тщательнее

отбирая  научные  публикации  и  мотивируя  участников  на  написание  качественных  работ

с  помощью  грамот,  призов,  направления  на  интересные  стажировки  и  т.п.  К   оценке

работ  студентов,  аспирантов  и  преподавателей  стоит  привлекать  внешних  экспертов

(ученых  и  практиков),  внедрять  современные  системы  мотивации  и  поощрения.  Л учше

провести  в  год  одну-две  хорошо  организованные  и  прорекламированные,  научно-

наполненные  конференции  с  объективной  оценкой  участников  и  разнообразными

вариантами  поощрения  лучших  работ,  чем  ежеквартально  (а  то  и  чаще!)  издавать

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

7

однообразные сборники конференций «для отчетности».

И зменение  собственного  подхода  к  своей  работе,  к  организации  преподавательской  и

научной  жизни  высшего  учебного  заведения  –  трудная  задача  для  руководства  вузов,

но  решаемая.  В едь  эффективность  высшего  образования  напрямую  связано  с  его

содержанием,  которое  и  обуславливает  будущую  успешность  выпускников  на  рынке

труда.

К   сожалению,  в  настоящее  время  выстраиваемая  государством  и  поддерживаемая

руководством вузов образовательная система не является ни гибкой, ни творческой; она

мало 

терпима 

к 

ошибкам, 

и 

в 

результате 

студенты 

боятся 

пробовать,

экспериментировать, 

ошибаться. 

Д анная 

парадигма 

обучения 

сложилась 

в

индустриальном  обществе  X I X–X X   вв.  и  была  до  определенной  степени  успешна  тогда  (и

то  с  существенными  оговорками  и  при  наличии  у  вузов  значительных  свобод),  но  никак

не  соответствует  современным  потребностям  в  построении  инновационной  экономики  в

России.

Еще  одна  важная  проблема,  с  которой  столкнулось  руководство  вузов  –  неправильное

понимание  целей  и  задач  коммерциализации  высшего  образования.  В   российских

реалиях,  руководители  вузов  оказались  готовы  поступиться  академическими  ценностями

–  даже  такими  базовыми,  как  требования  к  поступающим  и  качество  обучения,  –  ради

того,  чтобы  заработать  деньги.  В озникли  даже  целые  сопутствующие  отрасли  –

например,  научная  периодика  и  издательское  дело  стали  серьезной  индустрией,  в

которой  в  качестве  издателей  и  членов  редакторских  советов  нередко  работают

руководители  и  сотрудники  вузов  заведений.  К стати,  именно  подобное  состояние  дел

стало,  очевидно,  основной  движущей  силой  государственных  попыток  максимальной

стандартизации образовательных процессов.

З аметим, что проблемы, связанные с коммерциализацией вузов – явление не уникальное

в  мировой  практике.  В   работе  Д ерека  Б ока  (25-го  президента  Гарвардского

университета)  подробно  рассматривается  целый  спектр  проблем  современных  высших

учебных  заведений,  функционирующих  в  условиях  свободного  рынка 

[7]

.  Б ок  прямо

указывает  на  то,  что  «желание  заработать  деньги  коренным  образом  меняет  ценностные

ориентиры»:  руководство  вуза  начинает  заботить  лишь  число  студентов,  повышение

доходов  и  минимизация  издержек,  в  ущерб  интересам  всем  прочим  группам

стейкхолдеров  образовательного  процесса,  не  говоря  уж  об  интересах  науки  как

таковой 

[7]

.

С ложно  не  согласиться  и  с  тем,  что  «конкуренция  не  приводит  к  оптимальным

результатам  в  высшей  школе  главным  образом  потому,  что  студенты  не  в  состоянии

адекватно  оценивать  имеющиеся  возможности  получения  образования» 

[7]

.  Это  вновь

возвращает  нас  к  фундаментальному  тезису  о  необходимости  так  или  иначе

согласовывать  программы  вузов  с  реальными  потребностями  работодателей,  т.е.  –  с

потребностями рынка.

Н аконец,  еще  одна  проблема,  о  которой  необходимо  упомянуть  –  более  лояльное

отношение  руководства  к  «коммерческим»  студентам,  которые  хотя  и  приносят  вузу

значимый  доход,  часто  «заметно  слабее  студентов-бюджетников»  и  «просто  не  в

состоянии  освоить  программу  обучения  в  полном  объеме» 

[8]

.  Мало  того,  что,

основываясь  исключительно  на  финансовой  мотивации,  руководство  явно  или  неявно

поощряет  преподавателей  к  предъявлению  более  низких  требований  и  завышению

оценок  «коммерческим»  студентам,  но  подобный  подход  еще  и  автоматически

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

8

провоцирует  складывание  различных  по  форме,  но  коррупционных  по  сути  отношений

между  студентами  и  преподавателями.  Это,  безусловно,  крайне  опасный  феномен,

порождающий  «институциональную  форму  для  псевдообразования» 

[8]

,  что  вновь  уводит

содержание  высшего  образование  от  реальных  потребностей  современной  рыночной

экономики.

В   завершение  данного  раздела  работы  следует  заключить,  что,  по  нашему  мнению,  для

возрождения  престижа  высшего  образования,  роста  статуса  каждого  отдельного  вуза  и

повышения  его  рейтингов  на  международном  уровне,  руководству  российских  высших

образовательных  учреждений  следует  начать  реформирование  деятельности  с  самих

себя, 

со 

своего 

собственного 

понимания 

предназначения 

и 

ответственности

руководителей.

Т аким  образом,  в  данной  публикации,  являющейся  первой  из  двух  частей  работы  о

проблемах современного российского высшего образования, было введено в обращение

понятие  «стейкхолдеры  образовательного  процесса»  и  выделено  шесть  групп  таких

стейкхолдеров.  Н есмотря  на  наличие  различных  целей,  все  они  заинтересованы  в

повышении  качества  высшего  образования.  А нализ  ситуации  позволяет  констатировать,

что  ключевая  проблема  российских  вузов  и  всей  образовательной  системы  –

несоответствие  ожиданиям  и  требования  свободного  рынка  труда  и  инновационной

экономики.

В   рамках  первой  части  работы  были  подробно  рассмотрены  цели  и  проблемы  первых

двух  групп  стейкхолдеров  образовательного  процесса  –  государства  и  руководства

вузов  –  а  также  даны  авторские  рекомендации  по  возможным  и  целесообразным  путям

решения проблем высшего образования, находящихся в рамках компетенций этих групп.

В о  второй  части  данной  работы  будут  проанализированы  цели,  потребности  и  проблемы,

оставшихся  четырех  групп  стейкхолдеров  образовательного  процесса:  профессорско-

преподавательский состав вуза, студенты, родители студентов, работодатели. Б удут даны

соответствующие рекомендации и предложения по каждой группе, а также представлены

частные  выводы  по  каждому  разделу  двух  частей  работы  и  сформулированы  общие

выводы по данному научному исследованию в целом.

Библиография

1. Кузьмина Н.Б. Эффективный университет: перезагрузка / Н.Б. Кузьмина, Ж .В.

Шакиров. – М.: МГИМО -У ниверситет, 2014. – 134 с.

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №  295 «О б утверждении

государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на

2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] /

Информационно-правовой портал «Гарант».

3. Сапожков О . Для экономики знаний России придется переучиваться [Электронный

ресурс] / Сайт «Коммерсантъ». – Режим доступа:

https://www.kommersant.ru/doc/3450155?from=four_economic, свободный. – Загл. с

экрана.

4. Галажинский Э. Зачем нужны рейтинги университетов [Электронный ресурс] / Сайт

«Ведомости». – Режим доступа:

https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/07/17/723970-reitingi-universitetov,

свободный. – Загл. с экрана.

5. Адизес И.К. О б образовании [Электронный ресурс] / Сайт «Институт Адизеса в

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

9

России». – Режим доступа: http://adizes.ru/ichak-adizes-blog/ob-obrazovanii/,

свободный. – Загл. с экрана.

6. Пескова Е. Иллюзия знаний. У бьют ли новые технологии традиционное образование

[Электронный ресурс] / Сайт «Форбс». – Режим доступа: http://www.forbes.ru/karera-

i-svoy-biznes/349853-illyuziya-znaniy-ubyut-li-novye-tehnologii-tradicionnoe-

obrazovanie, свободный. – Загл. с экрана.

7. Бок Д. У ниверситеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. –

М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2012. – 224 с.

8. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США /

под ред. Ф. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Ю дкевич, Л. Райзберг. – М.:

Изд.дом Высшей школы экономики, 2013. – 247 с

10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Современное образование, 2018 - 1

10

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×