Международный
педагогический портал
Солнечный свет
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Название работы:

« Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира»

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сообщение об организации в группе работы по исследовательской деятельности и экспериментированию

Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад № 180 г.о. Самара

 

 

 

Доклад для педагогов на тему:

« Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира»

 

 

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №180»

Якимова В.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей.Оно служит одной из основных предпосылок становления у детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность.В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н.Поддъякова, который в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность зкспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольгого возраста.

«Детское экспериментированиепретендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». (Н.Н. Поддъяков).

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивности усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками усвоенным опытом достижения результата. Методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Источником познавательной активности становятся преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.Опыты- словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной,а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи междуживым и неживым в природе. Исследования помогают ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов,запоминаются надолго.Важно,чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности.

 

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, - пишет Сели, - предложили изобразить ребенка в его типичном душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире» Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей - «теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также период особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идёт развитие психических процессов- обогащение памяти, речи, активизация мышления,умственных умений. Возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость создавать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.Происходит не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций.

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу».Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит « не хочу и отстань».Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребёнка в творческую личнрсть зависит во многом от нас , педагогов, от технологии педагогического процесса.В связи с этим, одна из основных задач- создать необходимые условия, чтобы поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям.

В нашей группе создан уголок экспериментирования:

-приборы-помощники:лупы,магниты,песочнык часы, весы и др.;

-разнообразные сосуды из различных материалов и разных размеров, сито,воронка и др.;

-технические материалы:гайки,скрепки,болты:

-красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски);

-медицинские материалы: пипетки, колбы,деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, трубочки

-природный материал:камешки, песок. глина,шишки, ракушки, листья , семена и др.;

-разные виды бумаги: обычная, копировальная.картон, наждачная и др.;

-утилизированный материал:кусочки ткани, меха, кожи,верёвочки, кусочки пластмассы, пробки и др.;

-прочие материалы: зеркало, воздушные шары,мыльные пузыри, свечи, крупы, соль,сахар, мука, макороннык изделия и др.

В уголке экспериментирования дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой. воздухом, песком и другими материалами.Так ребятам очень нравятся опыты «Свойства воздуха», «Свойства воды»,»Своства снега и льда».Проявляют ребята интерес и к условиям,необходимым для жизни растений.

Результаты проведённых исследований дети зарисовывают в специальные дневники наблюдений.

Работая в уголке экспериментирования дети соблюдают правила безопасности:

-необходимо брать для работы только нужные материалы;

-работать с материалом аккуратно;

-не пробывать на вкус вещества с которыми работаешь;

-по окончании работынавести порядок,помыть руки.

В группе подобрана познавательная литература, картотека опытов.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:

-участие родителей в подборе материала для экспериментирования;

-разработаны консультации «Роль семьи в развитии

познавательной активности дошкольника», «Простейшие опыты с детьми дома» и др.

-участие родителей в экспериментировнии.

Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка, стали союзниками и помощниками в нашей работе.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×