Науку можно определить как знание, получаемое посредством наблюдения, исследования и экспериментирования. Мы, взрослые должны понимать, что естественное любопытство, проявляемое детьми, ведет к их обучению. Детям следует дать понять, что вопросы, которые они задают и сведения, которые стремятся получить, важны и ценны. Дети познают мир через опробывание и изучение физических и природных объектов. Процесс научного исследования, поиска ответов на вопросы через практическое действие помогает им получить необходимые умения и укрепляет отношения между педагогом , воспитанниками и родителями. Р. Карсон в своей книге « Чувство удивления» так рассматривает сущность взаимодействия детей со своим миром. « Детский мир чист, свеж и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное непредвзятое видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Наука имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат и как процесс. Как результат наука — это организованная система знаний о физическом и природном мире. Как процесс наука — это исследование, наблюдение и экспериментирование. Очень важно, чтобы дети участвовали в самом процессе исследования, так как соответствующие умения будут переноситься на все другие разделы учебного плана.
«Дети и наука. Экспериментальная деятельность детей»
Науку можно определить как знание, получаемое посредством наблюдения, исследования и экспериментирования. Мы, взрослые должны понимать, что естественное любопытство, проявляемое детьми, ведет к их обучению. Детям следует дать понять, что вопросы, которые они задают и сведения, которые стремятся получить, важны и ценны. Дети познают мир через опробывание и изучение физических и природных объектов. Процесс научного исследования, поиска ответов на вопросы через практическое действие помогает им получить необходимые умения и укрепляет отношения между педагогом , воспитанниками и родителями. Р. Карсон в своей книге « Чувство удивления» так рассматривает сущность взаимодействия детей со своим миром. « Детский мир чист, свеж и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное непредвзятое видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтобы ее подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как неизменное противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы». Наука имеет двойственную природу, выступая одновременно и как результат и как процесс. Как результат наука — это организованная система знаний о физическом и природном мире. Как процесс наука — это исследование, наблюдение и экспериментирование. Очень важно, чтобы дети участвовали в самом процессе исследования, так как соответствующие умения будут переноситься на все другие разделы учебного плана. Эти умения включают наблюдение, сравнение, описание, предвидение и сообщение. Деятельностью, которая иллюстрирует целостную природу научного исследования, может служить изучение деревьев. Семена деревьев можно собирать и сравнивать. Листья и кора могут быть использованы в художественном творчестве, например в аппликации, рисовании. Осенью листья могут быть собраны в большую кучу, и тогда дети могут прыгать в нее. Дети могут вести « Дневник деревьев» внося в него свои наблюдения на протяжении различных сезонов. Кусочки дерева могут быть использованы для всевозможных конструкторских проектов, таких, как кормушки для птиц. Поленья могут использоваться для счета и сравнения количества «возрастных колец». Дети могут посещать местный парк или лес. Планируя какую -либо деятельность, как в группе, так и вне ее, важно иметь в виду в первую очередь гарантии безопасности вовлекаемых в нее детей. ( Например, прежде, чем дети решать прыгать в кучу листьев, воспитатель должен установить, нет ли в ней опасных предметов.)
Обеспечение научной программы. Исследовательские умения могут быть включены как составная часть во все разделы учебной программы, а могут быть привязаны к отдельному центру активности.
Организация центра исследовательской деятельности:
Место для постоянной выставки, где дети могут организовывать мини — музей, разместить различные коллекции, отдельные экспонаты.
Место для
уникального
и удивительного. Это место для редких предметов: маленьки
й
стол, подставка или симпатичная коробочка для демонстрации таких вещей, как прекрасные морские раковины, кристал
л
ы, перья птиц. Экспонаты могут приносить воспитатель, дети или родители.
Место для часто используемых научных материалов, таких как магниты, увеличительные стекла, разноцветные колесики, призмы. Полки должны быть снабжены пояснительными картинками и словесными обозначениями, чтобы дети могли брать материалы и самостоятельно класть их на место.
Место для растений у солнечного окна, где дети могут поливать и ухаживать за растениями в горшках, самостоятельно
выращиватьих
из семян.
Материалы и оборудование, не находящиеся в постоянном использовании, могут храниться в коробках с соответствующими доступными обозначениями. Для того, чтобы поддерживать центр научной активности в динамичном и интересном детям виде, материал, экспозиции и темы должны чередоваться и изменяться всякий раз, когда дети утрачивают видимый интерес к имеющимся в распоряжении материалы.
Активное исследование должно составлять основу дошкольной научной программы. Научные опыты приводят к развитию устойчивых умений. Например: Наблюдение — температура, ветер. Тучи, цвета, формы, свойства, запахи. Постановка вопросов — что утонет? Что будет плавать? Где я смогу найти птичье гнездо? Как быстро растает снег?
Сравнение — В какую коробку войдет больше? Кто растопит снег быстрее? Какие семена дадут наиболее длинные ростки?
Классификация — складывание всех листьев в один и тот же мешок, раскладывание одинаковых листьев в один мешок, а сухих в другой.
Сообщение — расскажи нам про котика. Нарисуй наш сад. Скажи нам, как удержать кубики, падающие из грузовика.
Материалы.
Подбор материалов для использования в центре науки — это непрерывный процесс, к которому должны привлекаться родители. Вот некоторые предметы необходимые для центра: пластиковые чашки, емкости для воды, призмы, воронки, трубки резиновые, компас, часы, коробки из-под яиц, магниты, мерные сосуды, песочные часы, губки, старые журналы, пряжа, мех увеличительные стекла и т. д.
Деятельности и проекты. Темы, которые помогают в организации центра науки, могут быть следующими. Музей группы - музей дает детям возможность видеть и опробовать интересные материалы. В нем могут быть собраны камешки, перья, листья, семена, ракушки, кора, мех, ткань, насекомые и другие предметы.
Действия с предметами — наблюдение, сравнение, классификация, догадки и сообщение — лучшие способы использования музея.Осенью можно организовать музей семян. Дети могут классифицировать опавшие семена по размеру, цвету, плотности и форме. Дети могут раскладывать семена с грубой структурой на кусочки наждачной бумаги и помещать гладкие семена на кусочки писчей бумаги. Разноцветная бумага может использоваться для классификации семян в соответствии с их цветом. Дети могут использовать изображения цветков, чтобы попытаться соотнести семена с растениями, которые из них вырастают.