Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Формирование экологической культуры у дошкольников 6-7 лет как научная проблема". Работа №346660

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной системе образования – формируется в основном на природоведческих знаниях, усваиваемых детьми на этапах дошкольного воспитания.

Экологическая культура дошкольников предполагает, что ученики обладают определенным рядом знаний и убеждений о природе и обществе, готовы к определенным видам деятельности, владеют практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Работа:

Формирование экологической культуры у дошкольников 6-7 лет как научная проблема

В настоящее время состояние окружающей среды во всем мире ежедневно все ухудшается и ухудшается. Это привело к тому, что появилась необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от того, сколько ему лет и какой деятельностью он занимается. Были выпущены такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим пристальное внимание уделяется созданию и совершенствованию системы непрерывного экологического образования населения. Основа такой системы – дошкольное образование. Именно поэтому в последнее время в дошкольное образование помимо стандартных предметов вводятся такие дисциплины, как экологическое образование и экологическое воспитание школьников. Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной системе образования – формируется в основном на природоведческих знаниях, усваиваемых детьми на этапах дошкольного воспитания.

Экологическая культура дошкольников предполагает, что ученики обладают определенным рядом знаний и убеждений о природе и обществе, готовы к определенным видам деятельности, владеют практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

-  экологические знания и умения;

-  экологическое мышление;

-  ценностные ориентации;

-  экологически оправданное поведение.

Г.А. Горбунова в своей работе утверждает, что «понятие экологической культуры соединяет в себе ряд основ:

- знание и понимание основных законов природы;

- осознание необходимости принимать эти законы, считаться с ними, всячески применять в ходе индивидуальной и коллективной деятельности с природой родного края;

- стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования;

- воспитание чувства бережного и ответственного отношения к природе, окружающему миру, здоровью людей» [1, стр. 10].

Из этого следует, что экологическая культура самым тесным образом связана с бытовой и профессиональной деятельностью людей, различными аспектами жизни (к ним можно отнести интеллектуальные, эстетические, этические, деятельностно-волевые аспекты). Экологическая культура личности основывается на понимании закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Л.В. Кузнецова утверждает, что «экологическая культура напрямую связана с природопользованием, с переходом к общенациональному сбережению природы, с осознанием того, что ресурсы планеты не вечны, что безудержное использование ресурсов нашей планеты может привести к опасности» [3, стр.54].

Многие ученые-педагоги считают экологическую культуру производным от экологического сознания. К примеру, С.Н. Николаева считает, что экологическая культура основывается в первую очередь на экологических знаниях и включает в себя сильную заинтересованность в бережном и осознанном природопользовании, грамотном осуществлении природоохранной деятельности, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [4, стр. 150].

Н.А. Рыжова рассматривает процесс становления экологической культуры с разных сторон: теоретической и экспериментальной. За основу автор берет следующую позицию: экологическая культура – это наиболее значимая часть человеческой культуры в целом, отдельная ее составляющая, которая отражает тесную взаимосвязь человека и всего общества с природой все всех видах деятельности [4, стр. 115].

Центром экологической культуры Н.А. Рыжова называет особый ряд универсальных ценностей и видов деятельности, которые позволяют сохранить и приумножить эти ценности. Критерием комплексности экологической культуры автор считает обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельности человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде. [5, стр. 129].

Экологическая культура формируется у детей как в процессе их воспитания в семье, так и в процессе дошкольного обучения. Можно выделить основные показатели экологической культуры, которые отражают целостное представление ребенка о:

- социоприродной среде;

- обобщенной и развернутой картине мира;

- системности и процессуальности мира;

- экологическом мышлении;

- экологической разумной деятельности;

- гуманном и целесообразном поведении к природе и окружающему миру.

Одним из наиболее значимых условий формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования.

Дошкольное детство – это наиболее важный и ответственный период для формирования основ правильного отношения к живому и растительному миру. Многие ученые-педагоги посвящают свои труды проблемам приобщения детей дошкольного возраста к неравнодушному и активному поведению по отношению к природе и окружающей среде (Туловьева А.С., Строкова О.Н., Никифорова О.А., Кондратьева Н.Н., Федотова А.М., Горькова Л.Г. и др.).

Как всем известно, в настоящее время состояние экологической обстановки в мире катастрофически ухудшается, и это является одной из самых важных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Именно в дошкольном детстве происходит формирование основ личности и в том числе позитивное, дружелюбное отношение к природе, к животному и растительному миру.

Л.Г. Горькова отмечает, что «детский сад для ребенка является начальным звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому такая важная задача, как формирование у дошкольников основ экологической культуры, ложится на плечи педагогов и воспитателей» [1, стр. 56]. Автор выделяет ряд задач, которые необходимы для успешного формирования экологической воспитанности детей дошкольного возраста:

1. Развитие у детей экологических представлений и знаний о ценности природы и правилах поведения с ней.

2. Формирование умений различной деятельности в природе и налаживания экологически правильного контакта с ее объектами.

3. Знакомство детей с природой с эмоционально-позитивной стороны, накопления положительного опыта общения с флорой и фауной [1, стр. 108].

Задача педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей среды, формировать правильные представления о природопользовании, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Как отмечает в своей работе педагог З.Ф. Аксенова, «в течение последних пяти-шести лет в современных детских садах ведется углубленная и кропотливая работа по экологическому воспитанию дошкольников».

Начинается все с того, что детские сады налаживают контакты с местными библиотеками, краеведческими музеями. Одновременно с этим, создаются условия для обучения педагогов новым методам и технологиям экологического воспитания для применения в работе с детьми разного возраста. Специалисты создают различные программы по экологии в рамках воспитания и обучения детей в детском саду: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Юный эколог». Эти программы и внедряются в воспитательную работу с детьми. Проблемы экологического воспитания дошкольников регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах [3, стр. 59]. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях педагогов, используется анкетирование по вопросам экологии и экологического воспитания детей. По результатам информации, полученной путем анкетирования, составляется план дальнейшей методической работы коллектива. Планомерная, целенаправленная работа с кадрами, осознание значимости экологических проблем, нахождения путей их решения, все это позволяет проводить объемную продуктивную работу с детьми в данном направлении.

Экологическое направление становится все более важным и приоритетным в образовательной системе. Экологические знания все чаще включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. Педагоги воспитывают в детях любовь ко всему живому, пробуждают интерес ребенка ко всем живым существам: и растениям, и животным, и птицам. Дети проводят систематические длительные наблюдения, эксперименты, и, таким образом, малыши удовлетворяют свое любопытство и узнают много всего нового.

Дети старших групп с интересом помогают взрослым ухаживать за растениями. Дошкольники приходят играть в песочнице, круглый год узнают различные свойства песка. Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне, дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятия дети приобретают обширные знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о необходимости поддержания чистоты почв, воды и воздуха, о человеке, как части природы, о природных явлениях. Влияние природы на детей огромно, а детские впечатления сохраняются на всю жизнь, поэтому каждый день воспитатели должны обращать внимание детей на красоту родной природы. Большое внимание должно акцентироваться на проблеме охраны окружающей среды. Педагоги должны умело показать и объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы [4, стр. 88].

Т.В. Константинова рекомендует проводить с детьми различные акции, приобщающие детей к бережному отношению к природе (примеры акцийПосади дерево», «Сохраним природу чистой», «Мое комнатное растение»). В ходе дошкольной деятельности стоит вовлекать малышей в подобные мероприятия, которые способствуют экологическому воспитанию детей и приведут к положительным изменениям в поступках и поведении детей по отношению к окружающему миру [2, стр. 36].

Экологическое воспитание воздействует на дошкольников положительным образом: ученики осознанно относятся к природным богатствам, что отражается в их рисунках и рассказах.

Таким образом, экологическое направление в работе с дошкольниками – приоритетная наиважнейшая задача. В процессе решения этой задачи дошкольники станут экологически грамотными людьми, способными любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

 

 

 

 

 

Литература

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

3. Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

4. Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

5. Туловьева А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×