Формирование функциональной грамотности у младших школьников в инклюзивных классах – одна из приоритетных задач современного образования. Основная цель учителя английского языка в таких условиях – не только обучить детей лексике и грамматике, но и помочь им освоить навыки применения языка в реальной жизни. Функциональная грамотность включает способность понимать и использовать знания для решения практических задач, развивать коммуникативные умения и уверенность в себе.
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ МЛАДШИХ ДЕТЕЙ ИНКЛЮЗИВНЫХ КЛАССОВ
Нуриева Вилена Маратовна, учитель английского языка
МОБУ СОШ № 28 г. Сочи им. Героя Гражданской войны Блинова М. Ф Краснодарского края
Формирование функциональной грамотности у младших школьников в инклюзивных классах – одна из приоритетных задач современного образования. Основная цель учителя английского языка в таких условиях – не только обучить детей лексике и грамматике, но и помочь им освоить навыки применения языка в реальной жизни. Функциональная грамотность включает способность понимать и использовать знания для решения практических задач, развивать коммуникативные умения и уверенность в себе.
Инклюзивные классы объединяют детей с разными способностями и образовательными потребностями. Это могут быть дети с нарушениями слуха, речи, интеллекта, гиперактивностью или другими особенностями. В такой среде педагог сталкивается с необходимостью выстраивать учебный процесс так, чтобы он был доступным и эффективным для всех учеников. Успешное формирование функциональной грамотности требует использования дифференцированного и индивидуального подхода. Это означает адаптацию учебных заданий, гибкость в применении методик и создание условий для активного участия каждого ребенка.
Игровые методы являются одним из наиболее эффективных инструментов в работе с младшими школьниками. В игре дети легче воспринимают новую информацию, запоминают лексику и отрабатывают речевые конструкции. Например, игра «Shopping Time» (Время покупок) позволяет детям осваивать лексику по теме «Покупки», развивая навыки устной речи. Ученики разыгрывают диалоги в магазине, учатся спрашивать цену и делать покупки. При этом для ребенка с особыми потребностями можно адаптировать роль, предложив ему выполнять функции кассира, что упростит задачу и одновременно вовлечет его в процесс.
Еще один пример игры — «Weather Report» (Прогноз погоды). Ученики поочередно выступают в роли синоптиков, рассказывая о погоде на английском языке, опираясь на картинки или карточки с символами погоды. Это упражнение развивает навыки описательной речи и помогает детям осознать, как применять полученные знания на практике. Игровая форма мотивирует учащихся, снижает страх ошибок и поддерживает интерес к изучению языка.
Проектные методы также играют значимую роль в формировании функциональной грамотности. Проекты дают детям возможность объединить знания из разных областей и применить их на практике. Например, можно предложить ученикам создать туристический буклет на английском языке. В рамках проекта дети выбирают страну или город, исследуют его особенности и представляют информацию на английском языке. Они учатся работать с информацией, составлять тексты и использовать визуальные материалы, что развивает как языковые, так и исследовательские навыки.
Для того чтобы ученики с ОВЗ могли успешно участвовать в проектной деятельности, задания необходимо дробить на небольшие этапы. Это поможет детям лучше справляться с задачами и избежать перегрузки. Например, при создании буклета ученики могут сначала подготовить словарик ключевых слов, затем найти картинки, а на последнем этапе составить текст. Важно поощрять каждого ребенка за его вклад в общий результат, чтобы он чувствовал свою значимость.
Комфортная психологическая атмосфера на уроке — неотъемлемая часть успешного обучения. Педагогу необходимо создать условия, при которых каждый ученик будет чувствовать себя уверенно и мотивированно. Похвала играет важную роль в поддержании интереса к обучению, особенно у детей с ОВЗ, которые могут сталкиваться с трудностями. Например, даже небольшие успехи должны отмечаться учителем: «Ты сегодня хорошо справился с заданием!» или «Отличная попытка сказать фразу правильно!». Это укрепляет уверенность ребенка и побуждает его продолжать учебу.
Работа в парах или группах помогает развивать навыки сотрудничества и коммуникации. В парах дети учатся поддерживать друг друга, задавать вопросы и помогать с выполнением заданий. Например, при выполнении задания на составление диалога один ученик может задавать вопросы, а другой отвечать. Такой подход развивает у детей умение слушать и взаимодействовать, а также формирует толерантность и взаимопонимание в коллективе.
Аудиовизуальные материалы также являются важным элементом обучения. Просмотр обучающих видео или мультфильмов на английском языке помогает развивать навыки восприятия речи на слух и расширяет словарный запас. Например, после просмотра короткого мультфильма ученики могут обсудить содержание, ответить на вопросы или разыграть сценку по мотивам сюжета. Такие задания способствуют развитию критического мышления и навыков устной речи.
Формирование функциональной грамотности — это процесс, который требует от педагога гибкости и постоянного поиска новых подходов. Успех в обучении английскому языку в инклюзивных классах во многом зависит от того, насколько педагог сможет создать условия для участия каждого ученика в образовательном процессе. Использование игровых методов, проектов, аудиовизуальных материалов и адаптированных заданий позволяет сделать уроки интересными и доступными для всех детей. В результате ученики не только осваивают язык, но и приобретают важные жизненные навыки, которые помогут им в будущем.
Список литературы
Безукладников К. Э., Готлиб Д. Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1.
Маметканова
А. Б. Функциональная грамотность на уроках английского // ELS. 2024. № май.
Мелехина Екатерина Сергеевна Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 4.