Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Психологические особенности развития личности. Работа №319726

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Личность ‒ это система социально важных качеств индивида, мера овладения им ценностями социального характера и его способность к осуществлению данных ценностей. Рассмотрим общепринятые в психологии теории личности. Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами[1]. В.Н. Мясищев охарактеризовал личностные качества индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т.д

[1] Фрейд З. Психоанализ. Москва : Академия, 2014. С. 52. 

Работа:

Психологические особенности развития личности

Личность ‒ это система социально важных качеств индивида, мера овладения им ценностями социального характера и его способность к осуществлению данных ценностей. Рассмотрим общепринятые в психологии теории личности. Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами1. В.Н. Мясищев охарактеризовал личностные качества индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т.д.2

В отечественной психологии вопросом становления субъектности человека занимались: Ж. Пиаже, С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и целый ряд их последователей. Они стремились соотнести проблему происхождения субъектных способностей человека с принципами научного объяснения.

В западной психологии З. Фрейд, К.Г. Юнг и другие психологи столкнулись с проблемой кризиса субъектности своих пациентов и также вынуждены были искать объяснение целому ряду психических процессов за пределами не только сознания человека, но и вообще за пределами самих людей. Именно по этой причине, Фрейд, Юнг и другие психоаналитики не стали претендовать на строгую научность своих концепций.

С позиции деятельностного подхода личность изучали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.

В рамках теории единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейн включает сознание в контекст жизненных связей человека с объективным миром. Основа такой связи - деятельность, в процессе которой он изменяет мир и меняется сам3. В русле своей теории, С.Л. Рубинштейном предложен качественно новый метод психологического познания, - «единство изучения и воздействия». Советский психолог один из первых начал говорить о способностях и характере человека, о личности человека, однако не затрагивая личность как целостность4.

Попытку описать личность как целостную систему предпринял А.Н. Леонтьев, предложив деятельностный подход к ее изучению. Человек, как эмпирическая целостность проявляет свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые принимает участие. А.Н. Леонтьев обратил внимание на внутреннюю структуру личности, иерархическое соотношение различных ее сторон и свойств9. Согласно А.Н. Леонтьеву, человек как индивид в контексте истории и социального взаимодействия, и лишь в процессе общественных отношений личность. Иначе говоря, «личностью» становятся, а «индивидом» рождаются.

И С.Л. Рубинштейн, и А.Н. Леонтьев считали, что личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития5.

Такие особенности психики людей, как интеллект, темперамент, способности и характер являются глубоко индивидуальными. Неповторимое соединение психических особенностей человека и есть индивидуальность, которую имеет сформированная личность наравне с личностной автономией. Сформированная личность в критических ситуациях остается верной собственной стратегии жизни и собственным позициям и ценностям. А. Личко указывает, что тип высшей нервной деятельности человека характеризует его темперамент, который проявляется во всех действиях личности. Именно от высшей нервной деятельности и темперамента зависят способности человека6. Способности – это возможность участвовать в установленных видах деятельности, а значит и влиять на направленности личности. Направленность, темперамент и способность находят свое отражение в чертах характера.

Обратимся к рассмотрению компонентов структуры личности на основе указанных выше подходов. Рассматривая трактовки понятия «компоненты структуры личности» в современной психологии, прежде всего, необходимо обратится к когнитивному подходу. Основоположником когнитивного подхода к развитию личности является американский психолог Дж. Келли. Согласно его теории, основной источник развития человеческой личности - окружающая его среда и социальное окружение14. В когнитивном подходе особое внимание уделяется влиянию интеллектуальных процессов на особенности поведения человека. В теории Дж. Келли человек представляется в роли ученого, который проверяет возникающие у него гипотезы и делает прогноз будущее, опираясь на результат проверки гипотезы. Любое событие в жизни человека может быть интерпретировано с разных точек зрения, а значит и выводы будут меняться в зависимости от ситуации.

По мнению Л.М. Аболина, главное понятие когнитивной теории личности

- понятие конструкта, включающее в себя особенности всех известных познавательных процессов. Благодаря сформированным конструктам человек приобретает возможность не только познавать мир, но и выстраивать межличностные отношения с другими людьми7. Конструкт в данном случае - шаблон восприятия человеком других людей и самого себя.

Дж. Келли предполагал, что человеческая личность обладает ограниченной свободой воли и жизнедеятельности. Система конструктов каждого человека содержит в себе определенные ограничения16, однако это не означает, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек может сконструировать альтернативные варианты развития событий17.

Таким образом, можно говорить о том, что внешний мир такой, каким человек конструирует его у себя в сознании. По мнению когнитивистов судьба человека зависит только от него самого. Так, Дж. Келли пишет, что для каждого человека характерна своя индивидуальная система личностных конструктов, которая разделяется на два связанных друг с другом блока18:

- Блок «ядерных» конструктов. Содержит в себе около 50 основных конструктов – основа оперативного сознания человека. Конструкты данного блока используются чаще всего в процессе взаимодействия с другими людьми.

-Блок периферических конструктов. Содержит все остальные конструкты (их количество зависит от человека, может быть до нескольких тысяч). Результат совместной работы конструктов обоих блоков – целостные свойства личности

Как отмечает А.П. Вардомацкий, в когнитивной психологии выделяется два типа целостной личности человека:

- Когнитивно-сложная: для которой характерно большое количество сформированных конструктов, высокий уровень психического здоровья, эффективное поведение во время стресса и борьба с ним, более высокий уровень самооценки и более успешный и быстрый процесс адаптации к новым условиям, в отличие от когнитивно-простой личности.;

- Когнитивно-простая, с небольшим набором конструктов8.

Таким образом, в когнитивной психологии личность является системой организованных личностных конструктов, служащих для переработки, восприятия и интерпретации личного опыта человека.

Рассмотрим психоаналитические теории личности, на основе которых в настоящее время выстраивают структуру личностного развития. Проблема личности в психоанализе- конфликт общества и природы индивида, последствия которого необходимо свести к минимуму. Топографическая модель психики человека по З. Фрейду состоит из трех уровней: сознание; предсознательное; бессознательное. Сознанию принадлежит лишь небольшая часть психической жизни личности. Структура личности включает в себя:

- Ид (по-другому Оно), которое содержит в себе всю информацию, унаследованную при рождении, это неорганизованная хаотичная субстанция, стремящаяся к удовольствию20. Частью Ид являются феномены психики, которые никогда не были частью сознания, а также неприемлемая для сознания информация, которая была вытеснена.

- Эго (по-другому Я) - самосознание человека, которое реагирует на его возможности и устанавливает контакты с внешней реальностью, неся ответственность за психическое здоровье и безопасность.

- Супер-Эго (или Сверх-Я), которое берет начало из Эго, формирует моральные нормы поведения, является совестью и рефлексией и формирует идеалы человека.

Ученик З. Фрейда, Г.К. Юнг сосредоточился на изучении Эго. По Г.К. Юнгу Эго – основа поведения и функционирования человека, основа социальной адаптации. Это совершенно автономная структура, параллельно с развитием которой идет формирование инстинктов. Подход К.Г. Юнга был уникальным, поскольку отличался рациональностью в рассмотрении психики и считал человека осознанным и осознающим существом.

Теория развития Эго К.Г. Юнга охватывает весь жизненный путь от рождения до старости. Теория К.Г. Юнга ставит качества и достоинства Эго во главу угла, а центральной проблемой развития становится поиск собственной идентичности.

В рамках гуманистического подхода особенности личностного развития изучал Э. Фромм. Он придерживался психодинамической ориентации, придавал большое значение роли культурных и межличностных факторов в формировании личности. Э. Фромм считал, что без контекста культуры, в которой человек существует, невозможно понять его поведение9.

Личность, по мнению Э. Фромма, - продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний24. Ему принадлежит теория о типах характера, которая основана на социологическом анализе социального процесса и формирования культуры. Э. Фромма интересовал и исторический анализ условий существования человека. Так, он пришел к выводу о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования являются одиночество, изоляция и отчужденность. Свобода от жестких политических, социальных, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсацию в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Пропасть между свободой и безопасностью - причина всех трудностей в человеческом существовании. Э. Фромм выделил социальные типы характера такие как рецептивный (все хорошее вне их самих), эксплуатирующий, накапливающий, рыночный и продуктивный (конечная цель в развитии человека).

Тем не менее, личность как феномен нельзя рассматривать вне фундаментальных понятий всех науки.

Психические свойства – основа структуры личности в психологии. К. К Платонов выделяет такие составляющие личности, как:

Направленность- то, к чему лицо стремится человек, его цели, потребности, мотивы и интересы;

Темперамент – биологически обусловленные особенности функционирования нервной системы, влияющие на динамику психических процессов. Темперамент можно разделить на типы по следующим критериям:

сензитивность

(чувствительность), реактивность (степень эмоциональной реакции на определенные раздражители), резистентность – способность противостоять неблагоприятным условиям, пластичность/ригидность – способность/неспособность человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире,

экстравертированность

,

интровертированность

и возбудимость;

Характер - способы поведения человека, его отношение к окружающему миру. Содержит в себе индивидуальные характеристики личности;

Способности - характеристика, влияющая на скорость и качество овладения каким-либо навыком или знаниями.

Каждая из этих характеристик, помимо врожденного темперамента, может изменяться в течение жизни и даже компенсироваться за счет другой. Так человек, достигший определенного уровня в освоении иностранного языка, выучит еще один язык гораздо легче, чем человек, изучающий иностранный язык впервые. В данном случает по мере развития навыка в обучении иностранному языку повышаются и способности.

Таким образом, личность – понятие, которое является довольно сложным и может рассматриваться в нескольких аспектах. На сегодняшний день не существует общепринятого определения этого качества человека, однако в основе большинстве случаев под личностью подразумевают набор характеристик или свойств конкретного индивида, характеризующие его как часть социума, обладающую собственным мнением и волей. В настоящее время существует множество классификаций, описывающих структуру личности. Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них.

Список использованной литературы

Аболин

Л. М. Факторы стрессоустойчивости // Вопросы психологии. 2014. №2. С. 75

Вардомацкий

А. П. Ценности социальной группы и личности. Петербург: Питер, 2016. С. 81.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Санкт-

Петербург :

Питер, 2014. С. 354.

Личко

А. Типы акцентуаций характера и психопатий.

Москва :

Апрель Пресс-Москва, 2014. С. 68

Мясищев В. Н. Общая психология. Санкт-Петербург:

Питер, 2015. С. 245.

Рубинштейн С. Л. Основы общей

психологии :

учеб.пособие

. Санкт-

Петербург :

Питер, 2012. С. 306.

Фрейд З. Психоанализ.

Москва :

Академия, 2014. С. 52.

Фромм Э. Психология развития.

Москва :

академия, 2017. С. 117.

Фрейд З. Психоанализ. Москва : Академия, 2014. С. 52.

Мясищев В. Н. Общая психология. Санкт-Петербург : Питер, 2015. С. 245.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учеб.пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2012. С. 306.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Санкт-Петербург : Питер, 2014. С. 354.

Там же. С 355.

Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий. Москва : Апрель Пресс-Москва, 2014. С. 68

Аболин Л. М. Факторы стрессоустойчивости // Вопросы психологии. 2014. №2. С. 75

Вардомацкий А. П. Ценности социальной группы и личности. Петербург: Питер, 2016. С. 81.

Фромм Э. Психология развития. Москва : академия, 2017. С. 117.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×