Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста. Работа №341302. Номер работы: №341302

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возрастаСемья – первый социальный институт, в котором получает свой жизненный опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности.Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

Работа:

Трудовое воспитание у детей подготовительной группы

«В труде - наше счастье»

Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в старшем дошкольном возрасте. Не сформированность и данных качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Аннотация: в старшем дошкольном возрасте у детей уже есть все предпосылки для воспитания трудолюбия, ответственности, самостоятельности.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней.

Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Проблема: вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка. Именно поэтому актуальна становится разработка проекта «В труде - наше счастье». Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности с творческим мышлением, умением управлять своими действиями; самостоятельные, умелые, уверенные в себе.

Показать, что воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с образовательной деятельностью.

О значении труда в жизни человеческого общества, о труде как средстве всестороннего развития личности писал К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь чего не может быть ни достойной, ни счастливой. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Цель: воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

формирование позитивных установок к различным видам труда;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда;

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда.

Проект был реализован через различные виды деятельности:

Беседа. «Трудиться – всегда пригодится!», «Мамины помощники». Чтение художественной литературы. Т. Шорыгина «Сказка о трёх братьях», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Слуцкая «Трудится Земля». Дидактические игры «Угадай, что я делаю», «Назови профессию». Сюжетно – ролевые игры

«Магазин». Рисование «Профессия моих родителей». Трудовая деятельность «Чистим снег», «Дом в порядке», «Наводим порядок в группе», «Скорая помощь для книжек». Заучивание пословиц и поговорок о труде «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба, так нет и обеда». Проблемная ситуация «Ждем в гости».

В реализации проекта дети активно участвовали в трудовой деятельности: занимались уборкой группы, ухаживали за комнатными растениями, занимались дежурством по группе. Что способствовало привить воспитанникам желание проявлять заботу о природе, и уважение к труду взрослых.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе, уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка игрушек, книг.

Труд в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, а также на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.

В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты.

Одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Она стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, поэтому в проект были включены такие игры как: «Магазин». Игры научили дошкольников передавать характер героев, положительные эмоции, научили проявлять доброе отношение к труду, воспитывали интерес и любовь к профессиям.

Дидактические игры: «Угадай, что я делаю», «Назови профессию». Они позволили обогатить знания воспитанников о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности, о орудиях труда, инструментами нужными для людей этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Немаловажную роль в развитии дошкольников играет и такой вид деятельности как восприятие художественной литературы. Через использования текстов художественной литературы старшие дошкольники приобретают нравственные качества такие как: трудолюбие, уважение, ответственность, гуманность, заботливое отношение к людям и природе.

В воспитании старших дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании трудового воспитания. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Итоговым мероприятием стало изготовление с детьми альбома «Копилка Моего Труда». В альбоме ребята стали фиксировалась выполненную трудовую деятельность за каждую неделю.

Так же в обязательном порядке велась работа с родителями: со сбора информации о наличии у них необходимых знаний по вопросам трудового воспитания детей; о запросах, интересах, потребностях родителей в информации по данной теме, общекультурном уровне родителей.

В этой работе нами применялись методы педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование.

При изучении семей наших воспитанников выявились типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей:

- недооценка важности трудового воспитания; 

- незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста, правильных методов воздействия взрослых на ребенка;

- отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей;

 - нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи.

Уже в первые дни проекта были организованы консультации, индивидуальные беседы, во время которых рассказали родителям о важной роли семьи в воспитании трудовых навыков.

В работе использовали наглядно - информационные методы. В «Уголок родителей»: разместила буклеты по трудовому воспитанию, рекомендации «Какой труд доступен детям». Оформили папку передвижку «Дежурство в уголке природы» с фотографиями детей, выполняющими трудовые задания.

Так же родителям предложили вместе с детьми на выходных сделать домашнее задание, направленное на трудовое воспитание.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных умений. Выполнение еженедельного «домашнего задания» способствует наилучшему закреплению изученного материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания.

На выходных родители обращали внимание детей на пользу, которую приносит труд дошкольников. Родителям предлагалось трудовая деятельность «Дом в порядке», заучивание пословиц и поговорок о труде «Нет хлеба, так нет и обеда», чтение художественной литературы «Трудится Земля», экскурсия в библиотеку.

Таким образом, родители продолжали воспитывать дома у детей желание участвовать в трудовой деятельности, побуждать к самостоятельному выполнению поручений, оказывать помощь взрослым

Результат деятельности проекта повлиял на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в сфере трудовой деятельности детей. В некоторой степени повысилась активность родителей в жизни группы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×