Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Секреты успешной работы с родителями. Работа №350135

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Я выбрала не случайно эту тему, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.                                                                      

Работа:

Тема: «Секреты успешной работы с родителями».

Я выбрала не случайно эту тему, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.                                                                      

Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное пространство педагогического процесса ДОУ.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

- обеспечение информационно-просветительской поддержки, выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;

- вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй;

- повышение уровня компетентности родителей.

 Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.

Свою работу я начала со знакомства с семьями воспитанников. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с посещения детей на дому, анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится, когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео.

Я хочу выделить основное, что объединяет все наши мероприятия:

встречи, имеют 3 части: вводную (организационную), основную (деятельную); заключительную (рефлексию).

На первых встречах для того, чтобы познакомиться с родителями и дать возможность познакомиться родителям между собой я использую игры на знакомство. Например:

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка».

Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа. ИЛИ

Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».

Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.

Когда все родители уже знают друг друга, использую игры, целью которых является организация родителей, позитивный настрой на деятельность; создание атмосферы доброжелательности и доверия. Это игры:

«Комплименты». Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу. ИЛИ

«Волшебные очки». Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

ИЛИ

Упражнение «Настроение». Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.

ИЛИ

Игра «Подарок по кругу».

По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со своими пожеланиями.

ИЛИ

«Волшебный стул». Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.

Во второй части мероприятия делается небольшое сообщение по теме. И далее форму работы выбираю в зависимости от темы мероприятия. Например, тема мероприятия «Знаете ли вы своего ребенка?» Использовала самотестирование родителей: родители самостоятельно заполняли тест и интерпретировали результаты. Анализ делали они сами.

Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована аудио запись ответов детей на вопросы.


Родителям была предложена игра «Попадания».


С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на диктофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.

Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно будет семинар. На семинарах мы с родителями обыгрываем все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко знакомлю с различными видами игр и предлагаю поиграть в эти игры: использовала игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется раз», «Узнай, что изменилось?», «Назови ласково».

Если тема собрания - развитие моторики, то обязательно учу родителей играм по теме. Они играют с пластилином, с крупами, с тестом. Провожу обучение родителей пальчиковой гимнастике; предлагаю рисовалки, обводилки и прочее.

Если тема связана с развитием речи, то предлагаю различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу».

Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психоэмоционального напряжения. Родители с удовольствием учатся этим играм.

«Создание рисунка по кругу».

Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор, пока рисунки не обойдут круг.

«Я такой же, как ты»

В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.

Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные. Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».

На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и элементы тренинга. Например:

Упражнение «Удовольствие»

Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Иногда провожу собрания внепланово, по мере необходимости. Так в подготовительной группе использовала рисуночную методику «Моя семья». Анализируя рисунки детей, обратила внимание на то, что существуют проблемы во взаимоотношениях, даже в семьях, на вид казалось бы благополучных. Для обсуждения предложила им рисунки детей без имен, и дала интерпретацию рисунков. Родители с большим интересом анализировали рисунки, пытались определить, где рисунок их ребенка, и были, конечно, поражены результатами анализа. Затем родителям было предложено нарисовать портрет идеальной семьи и сохранить этот рисунок как проект для строительства и совершенствования идеальной семьи.

Для разминки использовала создание коллажа «Моя семья». Стенд получился очень красочным.

Эффективной формой работы по данному направлению считаю круглые столы, где также используем опыт семейного воспитания, предлагаем родителям для решения проблемные ситуации, совместно ищем пути решения проблемы.

В середине каждого мероприятия использую разминки.

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:

Участники в кругу.

- Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам у нас понравилось, то похлопайте в ладоши.

- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

- Если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.

ИЛИ

Пантомимическая разминка. Игра «Найди пару»

- Я раздаю карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».

- нужно прочитать что написано на карточке. Сделать это так, чтобы надпись никто не видел. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами, все, мы будем делать молча. Когда пара нашлась, нужно встать рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.

Можно использовать такие упражнения:

Игра «Дотронься до …».

- Я буду говорить, до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.

- Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги. Дотроньтесь к тому, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа…

ИЛИ

Игра “Светофор”.

Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:

Желтый – вправо,
Синий – влево,
Зеленый – вперед,
Красный – назад.

ИЛИ


ИГРА «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Разминка (овощи Кубани)

1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук)

2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску)

3. 0тыскали наконец и зелёный....(огурец)

4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка)

5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок)

6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста)

7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан)

8.3а ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку)

9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком)

10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.)

Разминки стараюсь подбирать к теме мероприятия

Значительным  подспорьем в работе является создание папки, которую нам помогли изготовить родители. В ней мы храним все «Добрые дела» наших родителей - это участие в конкурсах, выставках,  отмечаем помощь родителей по организации и  пополнению предметно-развивающей среды в группе. Папка так и называется - "Копилка добрых дел". Очень здорово, что всё хранится в одном месте, ведь в нее могут заглянуть и родители, и гости нашей группы. Очень гордятся «подвигами» своих родителей дети, частенько сами открывают и показывают благодарности родителям. Также «Копилка добрых дел» является своеобразным стимулом для малоактивных родителей, продвигает их к действиям.

Нередко при общении с родителями используем памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет, не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры, выполнить упражнения, обратить внимание на достижения своего ребенка.

 На собраниях, мы выражаем благодарность мамам и папам, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда мы им вручаем грамоты или благодарности.   

    Также на родительских собраниях часто использую притчи. Ненавязчивые рассказы, пронизанные народной мудростью- притчи. Они способствуют сближению и взаимопониманию с родителями. Помогают глубже раскрыть тему собрания

.Например, для осознания ценности семейного воспитания, важности его в течение всей жизни ребенка, можно показать притчу «Кувшин». Сейчас я вам её продемонстрирую.


Кувшин.

Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли кувшин?»

На что те ответили: «Да , полон».

Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями.

Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь кувшин?»

Ученики вновь подтвердили , что полон.

Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место и все закрыл

Еще раз спросил своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ.

Тогда достал мудрец кружку, полную воды и вылил ее в кувшин до последней капли.

Сказал мудрец:

«Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин- это наша жизнь.

Камни- самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье.

Горох - это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и прочее.

Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: не останется времени на самое главное. Уделяйте внимание своим родным и близким, берегите своё здоровье, а заняться уборкой, ремонтом и т. д. всегда найдётся возможность».

Мудрец уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос:

" А для чего же была нужна вода?"

Учитель с улыбкой ответил: "Я добавил в кувшин воды, чтобы показать Вам , что как бы ни занята была ваша жизнь, всегда найдётся место для отдыха"..

В конце своего выступления я хотела бы предложить вашему вниманию несколько притч на различные жизненные ситуации.


Притча о родителях и детях


Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце? Мудрец сказал.- Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:- Зачем ты

посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.- Что же она сказала тебе: - спросил мудрец.- Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ

Купец вернулся домой после долгих странствий.

К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.

Как быть?

Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!

Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.

Прошло время.

С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.

Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.

Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.

Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.

Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.

И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.

Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
 Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…

И завершить своё выступление я хотела бы притчей.

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: – Пойду- ко я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?». Пристально глядя в глаза, мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

Таким образом, все формы работы с родителями, используемые мною в группе, помогают создавать атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка.

 Исходя  из современных потребностей родителей, мы планируем в перспективе, использовать новые формы работы с семьями воспитанников и  добиться 100% охвата доверия родителей к нашей работе по отношению к детям, взаимопонимания, и надеемся увидеть в родителях первых помощников в воспитании и развитии личности ребёнка..

И заканчиваю всегда наши встречи упражнением на позитив.

В заключении мероприятия родители делятся своим мнением о встрече, высказывают пожелания.

Можно использовать Игру «Связующая нить»

Участники стоят, по кругу передавал клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, какое у них впечатление от собрания, что могут пожелать. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой всех сделали данную встречу интересной и познавательной.


Конечно, рассказать о работе с родителями полностью трудно. Идей много, работа продолжается. Спасибо!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X