Какие требования предъявляются к современному уроку:
· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· времясбережение и здоровьесбережение;
· в центре внимания урока - дети;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
· планирование обратной связи;
· урок должен быть добрым.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· времясбережение и здоровьесбережение;
· в центре внимания урока - дети;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
· планирование обратной связи;
· урок должен быть добрым.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный
урок в
хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение
и
здоровьесбережение
;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Структура современного урока:
Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала –
активное целеполагание;
В качестве
основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
Этап
оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.
Типы и виды уроков истории по ФГОС ООО:
№
Тип урока по ФГОС
Виды уроков
1
Урок открытия нового знания
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2
Урок рефлексии
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3
Урок общеметодологической направленности
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Модель современного урока:
Четкий
алгоритм (последовательность этапов);
Необычное,
нетрадиционное наполнение этапов;
Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;
Деятельностный
подход к организации работы учащихся на уроке.
Практические рекомендации по построению современного урока
1.Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.
2. Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения.
3. На уроке должно быть интересно.
4. Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Например, тема: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов»
Урок по истории России в 8 классе. «Россия в XIX веке».
Урок «открытие нового знания».
Понятия: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.
Например, цель урока «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов» (для себя)
1.Образовательная: сформировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
(для учащихся)
- определить причины «междуцарствия»;
- выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;
-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;
-определить причины восстания на юге России;
-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристов.
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Например, на этапе постановка проблемы
Прежде чем мы начнем изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:
«… Люди 14 декабря, фаланга героев… Это какие то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины – сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…» (А. Герцен)
«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». (М. Корф)
Сегодня на уроке я вам предлагаю через призму исторических событий взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и решить проблему Декабристы – преступники или герои?
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.
Например:
Этап
УУД
1.Оргмомент.
Коммуникативные.
2.Актуализация знаний.
Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.
Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.
3.Постановка проблемы.
Регулятивные: определять цель, проблему.
Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.
Коммуникативные:
планировать учебные действия с учителем.
Личностные: осознание себя с судьбой страны.
4.Открытие новых знаний.
Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.
5.Первичное закрепление знаний.
Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.
Познавательные: включают способность решения задач, тестов.
6.Информация о домашнем
задании.
Коммуникативные: умение принимать решение.
Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.
7.Рефлексия.
Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Пятое:
Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
Шестое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.
Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1. Стр. 55-56, вопросы и задания к документам
2. Эссе «Как могло пойти развитие России, если бы декабристы победили?»
Восьмое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Например, необходимое техническое оборудование: учебник (История России XIX век под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной),
тетради,
раздаточный материал,
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация по теме урока.
Итак, мы с вами, используя алгоритм проектирования урока, составили технологическую карту урока истории на тему: «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов».
Модель современного урока предполагает нетрадиционное наполнение этапов урока, особенно это касается этапа усвоения нового материала. В 5 классе я проводила урок-путешествие по теме «В городе богини Афины», в 6 классе интегрированный урок обществознания и технологии «Труд и творчество» вместе с учителем технологии.
В заключение, хочется сказать что нелинейный
(соответствующий ФГОС ООО) урок - это
• Урок выходит за свои временные и пространственные рамки (в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).
• Выход содержания урока за рамки учебного предмета(интегрированный, полипредметный, метапредметный)
• Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий
• Урок – диалог.