Благодарю за возможность участия в таком прекрасном обществе,где можно поделить ся опытом и конечно же получить грамоту. Благодарю за возможность участия в таком прекрасном обществе,где можно поделить ся опытом и конечно же получить грамоту. Благодарю за возможность участия в таком прекрасном обществе,где можно поделить ся опытом и конечно же получить грамоту. Благодарю за возможность участия в таком прекрасном обществе,где можно поделить ся опытом и конечно же получить грамоту. Благодарю за возможность участия в таком прекрасном обществе,где можно поделить ся опытом и конечно же получить грамоту.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Богданихская СШ»
Конспект урока
Русский язык 3 класс.
Образовательная программа «Перспектива».
Учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
Тема урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».
Соколова Светлана Владимировна
11 января 1986 года
«Богданихская СШ»
Учитель начальных классов
Русский язык 3 класс.
Образовательная программа «Перспектива».
Учебник «Русский язык» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т,В.Бабушкина.
Тема урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока: знакомство с особенностями слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова; вывести способы её проверки.
Задачи:
Обучающие задачи:
-дать понятие об орфограмме «непроизносимые согласные»; показать способ проверки непроизносимых согласных; развивать навык правильного подбора проверочные слова; активизировать и расширять словарный запас обучающихся.
Развивающие задачи:
-способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, различных видов памяти; развивать наблюдательность и умение делать выводы по результатам наблюдений.
Воспитательные задачи:
-продолжить воспитание положительных личностных качеств (доброжелательности, трудолюбия, ответственного отношения к учебному труду) и речевой культуры обучающихся, формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
умение
слушать
и
вступать в учебный диалог с учителем, однокл
ассниками, участвовать в об
щей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога
;
умение работать в малой группе: учитывать позиции других, обосновывать собственную позицию, координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
Познавательные УУД :
умение ставить и формулировать проблему
;
умение
распознавать слова с непроизносимыми согласными, строить цепочку
логических рассуждений
, применять теоретические знания для решения практических
задач разного уровня сложности,
наблюдать над написанием слов, формулировать выводы.
Регулятивные УУД:
умение
принимать и удерживать задание учителя,
планировать
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
,
искать средства её осуществления;
умение осуществлять само
проверку, участвовать в рефлексии собственной деятельности.
Личностные УУД:
способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
проявлять желание и умение преодолевать трудности на уроке, проявлять в работе усердие.
План урока:
1.Организационный этап (1 мин)
2. Ориентировочный этап (5 мин)
3.Целеполагающий этап (5 мин)
4. Операционно-исполнительный этап (23 мин)
5. Рефлексно-оценочный этап (2 мин)
Конспект урока
слайд
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный этап.
-Прежде, чем мы начнем урок, я хочу, чтобы вы улыбнулись. Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку мне. Тихо садитесь.
-Проверьте свою посадку.
Настрой на урок.
II. Ориентировочный этап.
№2
-Начнем наш урок с разминки. А помогут нам слова, которые вы видите на экране.
Зима, утюг, метро, звёздный
-Прочитайте группу слов. Подумайте, какое слово является «лишним» по двум признакам одновременно.
-Докажите, что слово звездный является именем прилагательным.
- «Лишнее» слово звездный, т.к. это имя прилагательное, ударение падает на первый слог.
-Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? Какие?
-Чтобы это слово вас не отвлекало, я пока его уберу. Что объединяет оставшиеся слова.?
-Докажите, что данные слова являются именами существительными.
-Это имена существительные, с ударением на второй слог, в словах есть орфограммы.
-Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
№3
-Какие орфограммы «спрятались» в словах? Как их проверить?
-Почему мы не можем проверить безударную гласную в слове метро?
-Как мы поступаем со словарными словами?
-А где можно проверить написание слов, с непроверяемым написанием?
- В слове зима- безударная гласная в корне - И. Проверочное слово – зимы. В слове утюг – парная согласная в корне слова. Проверочное слово – утюги. В слове метро – безударная гласная в корне слова буква –Е, её мы проверить не можем.
-Слово метро – словарное слово.
-Мы их запоминаем.
-Проверить написание словарных слов мы можем по «Орфографическому словарю»
№3
-Что же объединяет все орфограммы в данных словах?
-Это корневые орфограммы.
Ш. Целеполагающий этап.
-Не будем обижать прилагательное звездный, поработаем теперь с ним. Поставьте в тетрадях №1 и выполните транскрипцию этого слова. Поработайте в паре.
Дети работают в паре, выполняют транскрипцию слова звездный.
В классе разве-
шены транск-рипции слов
№4
-Кто выполнит транскрипцию, тихонько встанет.
-Рассмотрите глазками транскрипции слов, находящиеся в нашем классе. Укажите на ту транскрипцию, которая у вас получилась.
-Проверка (*)
Игра «Флюгер». Дети указывают на соответствующую транскрипцию.
-Сравните транскрипцию слова и его написание.
-Произнесите слово звездный.
-А теперь прочитайте его орфографически.
-Что интересного заметили?
-Если согласный не произносится, а буквой обозначается, то как его можно назвать?
Дети произносят.
Дети читают.
-Буква есть, а звука нет.
-Непроизносимый согласный.
-Кто уже догадался и сформулирует тему нашего урока?
-Тема нашего урока «Слова с непроизносимыми согласными»
№5
-Как вы думаете, слова с непроизносимыми согласными, это орфограмма? Почему?
-Чтобы работать над любой орфограммой, мы должны определить ее место в слове. Подберите однокоренное слово.
-Докажите, что данные слова однокоренные. Выделите корни.
-В какой части слова находится эта орфограмма?
-А если эта орфограмма находится в корне, мы её проверяем или запоминаем?
-Писать на слух нельзя, есть непроизносимый согласный звук, который обозначается буквой.
-Подбираю однокоренные слова звезда, звездочка.
Дети доказывают и выделяют корень.
-В корне.
-Корневые орфограммы мы проверяем.
№6
-А мы умеем проверять орфограмму «Непроизносимые согласные»?
-Отталкиваясь от темы урока и наших рассуждений, сформулируйте задачи нашего урока, опираясь на опорные слова:
Научиться:
1)видеть…
2)проверять…
3) использовать…
-Нет.
-Научиться видеть непроизносимую согласную, проверять слова с непроизносимыми согласными и использовать эти слова в письменной и устной речи.
IV. Операционно-исполнительный этап.
№7
1. «Открытие» детьми нового знания.
-Как вы думаете, почему же в слове звездный не произносится звук [д]? Ваши предположения.
- Я хочу обратить ваше внимание на то, что в слове есть подряд написанные 3 согласные буквы (учитель подчеркивает). Это называется «стечение согласных».
-Удобно ли произносить три согласные подряд? Попробуем.
- Поэтому одна из согласных при произношении выпадает из слова, а две остальные произносятся.
-Какая согласная выпадает при произношении из слова звездный?
Дети высказывают свое мнение.
-Нет
-Согласная буква д.
№8 Физкультминутка.
-Я вам предлагаю набор слов, в некоторых из них будет спрятана орфограмма непроизносимая согласная . Если в слове есть непроизносимые согласные –поймайте её- хлопните в ладоши, если ее нет- тихо приседаете.
-На что в первую очередь будете обращать внимание? (на стечение согласных)
Грустный, светло, поздний, известный, свекла, устный
(дети выполняют и объясняют, а учитель подчеркивает стечение согласных в словах)
№9
-Где же скрывается орфограмма «Непроизносимая согласная»?
-Понаблюдайте какие согласные чаще всего образуют стечение согласных?
-Молодцы! С первой задачей справились.
-Что теперь нам предстоит сделать?
-В корне слова, где есть стечение согласных.
-стн, здн.
-Научиться проверять слова с непроизносимыми согласными.
№10
-Мы с вами выяснили, что непроизносимая согласная – это корневая орфограмма. А какая еще согласная опасна в корне слова?
-Как мы проверяем написание парной согласной в корне слова?
-Давайте попробуем, а подойдет ли этот способ для проверки непроизносимых согласных? Подберите проверочное слово.
-Молодцы, перед гласной буквой а сразу четко слышим непроизносимый согласный. Значит, подходит такой вариант проверки?
-Давайте сравним наши выводы с правилом на стр.47. Прочитайте его про себя.
-Правильно ли вывели способ проверки слов с непроизносимыми согласными?
-А я смогла проверить непроизносимую согласную в слове звездный словом (много) звезд. Понаблюдайте, где находится непроизносимый согласный и сформулируйте второй способ проверки.
-Парная согласная.
- Изменяем слово, чтобы после этой согласной стояла гласная буква или сонорный согласный.
-Да.
Дети читают правило на стр.47.
- Да.
-Непроизносимый согласный стоит на конце слова и хорошо слышен. Значит, можно подобрать проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный стоял на конце слова.
2. Первичное закрепление.
-Давайте применим полученные знания, потренируемся в проверке слов с непроизносимыми согласными. Возьмите карточку. В первом столбике мы укажем звуки в ошибкоопасном месте, во втором столбике - выполним проверку, а в третьем столбике - напишем это слово правильно.
Слово Проверка Слово
Гру[ ]ый _________ _________
Гига[ ]кий __________ _________
Ме[ ]ость __________ __________
Че[ ]ый __________ __________
С первыми двумя словами работаем коллективно, далее – в паре.
-Проверка (*)
Дети комментируют, учитель записывает на доске, учащиеся в карточке.
Одна пара работает у доски.
Физкультминутка для глаз.
(по офтальмотренажеру или по зрительно-двигательным траектория: «Лодочка», «Радуга», «Яркое солнышко»).
В классе развешены от-гадки с иллюстрация-ми
3. Словарно-орфографическая работа.
-Молодцы, хорошо потрудились! Теперь давайте немного поиграем.
-Сейчас я буду загадывать вам загадки, а ответы вы будете искать в классе. Игра «Флюгер».
1.Посреди двора
Стоит копна:
Спереди –вилы,
Сзади-метла. (корова)
2.Он лучит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель)
3.Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг-
То овраг. (лестница)
4.Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
А проснувшись, бродит,
Улья ворошит. (медведь)
-Посмотрите внимательно на слова-отгадки. Нет ли среди них слова по теме нашего урока?
-Что вам подсказало?
-Что объединяет слова-отгадки?
-Почему их называют словарными словами?
-В русском языке есть много слов с непроверяемыми безударными гласными, но есть и несколько слов с непроверяемыми непроизносимыми согласными. Сегодня мы познакомился с одним из них – это лестница.
-Прочитайте слово орфографически.
-Где можно сделать ошибку?
-Пропишем это слово в «воздухе».
-Никто не забыл прописать букву Т? А теперь запишите это слово в тетрадь.
-Какую орфограмму подчеркнем?
-Подберите к существительному лестница имена прилагательные.
-Составьте предложение со словом лестница.
-Давайте одно из ваших предложений запишем.
-Зеленая группа подчеркнет в этом предложении главные члены предложения, синяя группа- над главными членами предложения укажет части речи, а красная группа – охарактеризует предложение.
-Проверка (*)
Дети указывают на отгадку.
-Да. Слово лестница.
-Стечение согласных.
-Это словарные слова.
-Крутая лестница вела на крышу дома.
№11
4.Обучающая самостоятельная работа.
Уровень А.
Спишите, написав проверочные слова.
….-извес . ный, …- грус . ный, … - радос . ный,
… - чес . ный.
Уровень В.
Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.
(Грусть) рассказ, (известие) писатель,
(честь) поступок, (радость) народ.
Уровень С.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.
Печальный рассказ, знаменитый писатель, правдивый поступок, веселый народ.
-Проверка с комментированием.(*)
Уровень проверяет учитель, уровень С один ребенок выполняет на индивидуальной доске, затем одновременная проверка уровней В и С.
V. Рефлексно-оценочный этап.
№12
-С какой проблемой столкнулись на уроке?
-В какой части слова находится эта орфограмма?
-Продолжите высказывание:
- Мы узнали…
-Мы умеем…
-Поставьте себе звездочку, кто считает, что он старался и написал работу аккуратно. (*)
-У кого 5 звездочек вы молодцы, потрудились отлично. Я надеюсь, что на следующих уроках вы будете моими помощниками и окажете помощь одноклассникам по данной теме. У кого – 4 звездочки – посмотрите, в чем у вас был недостаток и постарайтесь на следующих уроках его исправить.
-У кого 3 звездочки-не расстраивайтесь, это всего лишь первый урок по теме. Если вы будете внимательны и активны у вас тоже все получится.
- Есть слова, в которых произносятся не все звуки, а буква пишется.
-Непроизносимая согласная находится в корне слова.
-Мы узнали, что в слове могут быть непроизносимые согласные.
-Мы умеем проверять непроизносимые согласные двумя способами.
Домашнее задание.
С.47 правило и на выбор два упражнения №73 и
№ 71.
-Есть вопросы по домашнему заданию?
-Урок окончен.