Педагоги и родители говорят про таких детей - «гении с пеленок». Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем… Опыт показывает, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями.
Наиболее ценным дидактическим материалом способным пополнить развивающую среду мы можем назвать мобильный методический комплекс, адаптированный к особенностям восприятия дошкольников «Дары Фрёбеля».
Ахметова Галина Ильшатовна
заместитель заведующей по ВМР
МКДОУ №5 г. Нолинска Кировской области
«Дары Фребеля» как средство развития
одаренности у дошкольников
Врожденные способности, хороший интеллект, талант, энергия и настойчивость. Всем этим обладают одаренные дети.
Педагоги и родители говорят про таких детей - «гении с пеленок». Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем… Опыт показывает, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути неспособного, либо по пути обыкновенного, либо по пути одаренного ребенка. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
на занятиях все легко и быстро схватывают;
знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
быстро запоминают услышанное или прочитанное;
решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей.
На слайде вы можете увидеть несколько ступенек способностей, каждая из которых это путь восхождения воспитанника к вершинам своего развития. Как отмечал советский генетик Владимир Эфроимсон: «Гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности развития и реализации». Такие возможности для ребенка могут дать родители и педагоги ОО. Задача взрослых — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Основными направлениями работы детского сада с одаренными детьми могут быть:
выявление одаренных детей
(используются методики: «Карта одаренности», детская методика В.
Михала
«Завершение предложения», проективная методика «Не существующее животное» и т.д.);
о
беспечение
вариативности образования
(разнообразие
образовательных программ, УМК, средств и методов обучения и воспитания дошкольников, образцов образовательной де
ятельности (включение детей в проектную деятельность, развитие научно-исследовательс
ких навыков и творческих способ
ностей);
индивидуализация образования
(разработка и реализация ИОМ
,
построение
образовательной траектории
ребенка с ООП
);
создание условий
для развития творческого потенциала детей
(
введение дополнительных ставок
,
организация образовательной среды
, пополнение современными дидактическими и обучающими пособиями, организация кружковой деятельности
и дополнительного образования
).
Все эти направления работы отражены в той или иной мере в стандарте дошкольного образования.
Для того, чтобы на практике реализовывать идеи стандарта и концепцию развивающего образования два детских сада г.Нолинска и детский сад д.Рябиновщина включены в работу экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования».
Целью исследования является изучение образовательных эффектов реализации моделей вариативно-развивающего образования программы «Тропинки», как инструмента достижения требований ФГОС ДО и развития творческого потенциала личности дошкольника. В структуру программы «Тропинки» входят детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые и называются «тропинками». Ключевая идея Программы - мир как «знакомый незнакомец». Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей».
В основе программы лежит сенсорное воспитание, как основа для познания окружающего мира, развития функций речи и всех видов восприятия ребенка (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, и т. д.) и игра как основа деятельности ребенка, стихия, в которой он живет. Тропинка предполагает много творческих заданий, больше времени выделяется для самостоятельной деятельности, и свою задачу педагоги видят в том, чтобы создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок максимально раскрыл бы свои способности. Наиболее ценным дидактическим материалом способным пополнить развивающую среду мы можем назвать мобильный методический комплекс, адаптированный к особенностям восприятия дошкольников «Дары Фрёбеля».
С его помощью педагог создает условия для организации совместной деятельности взрослого и детей, для самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Всего Фрёбель разработал шесть «даров».
Дар первый - Шерстяные шарики. Играть с ними можно с трех месяцев. Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды, помогает ребенку различать цвета, развивает мелкую моторику, дает первичное понимание формы, развивает пространственное мышление, знакомить ребёнка с утверждением и отрицанием.
Второй дар - Основные цвета: шар, кубик и цилиндр. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. С помощью их ребёнок знакомится с геометрическими телами и различиями между ними, развивает исследовательские навыки. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.
Третий дар - куб, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет. Посредством этого дара ребёнок, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвертый, пятый и шестой дар – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля?
Дар 7 – Цветные фигуры: геометрические тела разного цвета (квадратики, треугольники, круги, полукруги). Основное требование при работе с данным даром – это плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры. Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.
Дар 8 - Палочки разного цвета и размера. С помощью данного дара учат сортировке и упорядочиванию фигур по цвету, форме; соотношению количества и размера; составу числа; осуществляется тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Дети учатся выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.
Дар 9 - Кольца и полукольца. Широко используются в создании «форм красоты», сооружений, не похожих ни на «формы познания», ни на «формы жизни». С помощью этого дара развивается логическое мышление, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, речевые способности, творческое воображение.
Дар 10 - Фишки. С помощью фишек можно закреплять состав числа, обучать счету, последовательности действий, выкладывать по образцу, использовать как заместители, для украшения построек,
Дар 11 – Цветные тела. Используются для тренировки мелкой моторики, развития умений классификации, сортировки, сравнения, выполнение заданий по образцу, по заданному алгоритму.
Дар 12 – Мозайка. Шнуровка. Можно использовать при развитии математических представлений, изучать комбинации форм и цветов, развивать сенсомоторные навыкы, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.
Дар 13 – Башенки. С помощью башенок происходит закрепление названий геометрических фигур, развивается умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между, развивается логика, мышление, творческое воображение.
Дар 14 – Арки и цифры. Используются при конструировании с целью развития представлений о целом и его частях, дети усваивают цифры, соотносят цифры к кол-ву подобранного материала, учатся поддерживать порядок.
«Дары Фрёбеля» можно использовать при работе по разным образовательным программам, они позволяют детям развиваться творчески, проявлять свою фантазию и воображение, способствуют развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности и все это происходит в игре. Они безопасны, изготовлены из качественного натурального дерева материала, удобны и просты в использовании, проверены двухсотлетней историей.
В детском саду общеразвивающего вида, т.е. обычном детском саду, где не созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими те или иные особенности развития, отследить динамику развития одаренности ребенка достаточно не просто. В таких детских садах группы, наполнены максимально, но опытный воспитатель, который любит свою работу, эмоционально привязан к своим воспитанникам, всегда заметит и максимально обогатит мир этого ребенка полезным и интересным материалом.
И при условии, что у педагога и родителя будет желание и возможность увидеть в своем ребенке талант, они смогут зажечь искорку одаренности, развить этот талант до должного уровня.
Мы надеемся, что нашим воспитанникам и дальше будет комфортно с нами проживать детство и сделаем все, чтобы талантов в нашей стране стало больше.