В связи с изменениями в системе образования главной задачей учителя является организация учебного процесса, направленного на развитие личностных качеств учащихся, быстрое и эффективное усвоение материала. Поставленная задача может быть решена при использовании системнодеятельностного подхода [1], технологии дифференцированного подхода [2]. Под дифференциацией понимают [3] такой процесс обучения, в котором применяются разнообразные формы и методы обучения, а также организация учебной деятельности исходя из результатов психологопедагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, умений учащихся. [4]. Основные цели и задачи дифференцированного обучения подробно разъяснены в работах Кудияровой А.С [5]. Дифференциация обучения и воспитания основана на различии индивидуальностей личности учащегося, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.
Дифференцированные задания как способ повышения мотивации к
учению учащихся
В связи с изменениями в системе образования главной задачей учителя
является организация учебного процесса, направленного на развитие
личностных качеств учащихся, быстрое и эффективное усвоение материала.
Поставленная задача может быть решена при использовании системно-
деятельностного подхода [1], технологии дифференцированного подхода [2].
Под дифференциацией понимают [3] такой процесс обучения, в
котором применяются разнообразные формы и методы обучения, а также
организация учебной деятельности исходя из результатов психолого-
педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, умений
учащихся. [4]. Основные цели и задачи дифференцированного обучения
подробно разъяснены в работах Кудияровой А.С [5].
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии
индивидуальностей личности учащегося, его способностей, интересов,
склонностей, готовности к образованию.
Дифференциация должна быть гибкой и подвижной, позволяющей
учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому
учащемуся. Постоянное осуществление на всех этапах урока «единства
требований» ко всем учащимся, задерживает их нормальное обучение и
становится причиной отсутствия учебных интересов.
Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает
как уровень умственного развития, так и индивидуальные запросы личности,
её способности и интересы [6]. Для того чтобы повысить эффективность
обучения у учащихся необходимо развивать мотивацию учения, так как у
учащихся повышается интерес к изучению предмета. Одним из методов
повышения интереса к предмету, это использование дифференцированного
обучения, которое учитывает индивидуальные способности учащихся их
интересы и готовность к обучению.
Суть данного приема заключается в том, что на уроках используются
дифференцированные задания, которые разделены по уровням (от простого к
сложному). Задания ученики выбирают самостоятельно, ориентируясь на
свой уровень, и выполняют их. Это позволяет учитывать индивидуальные
способности учащихся и их готовность к уроку.
Исследование проводилось в 9-х классах в МАОУ «ФТЛ №1» г.
Саратова. На первом этапе исследования были выделены экспериментальные
и контрольные классы.
В контрольном классе были проведены традиционные уроки согласно
рабочей программе 9-ого класса по учебнику О.С. Габриелян. В
экспериментальном классе уроки проводились по той же программе, но с
применением дифференцированного обучения (разноуровневых заданий).
Для исследования были разработаны дифференцированные задания
(I,II,III уровня) по следующим темам: «Получение металлов», «Щелочные
металлы», «Бериллий,магний, щелочноземельные металлы и их соединения»,
«Алюминий и его соединения», «Железо», «Соединения железа».
Дифференцированные задания использовались на втором этапе урока
(актуализация знаний). Для проверки усвоения предыдущего материала
предлагаются следующие варианты заданий по теме «Алюминийи его
соединения»:
Задания I уровня
1. Какими химическими свойствами должен обладать алюминий исходя из
его положения в периодической системе Д.И. Менделеева?
2.С какими простыми веществами реагирует алюминий? Напишите
уравнения реакций.
3.
Какую массу алюминия необходимо взять для получения 15,2 г хрома из
оксида хрома (III) алюмотермическим способом?
Задания II уровня
1. Почему алюминий устойчив к окислению (ржавлению)?
2.Как получить гидроксид алюминия и доказать его амфотреные свойства?
Напишите уравнения реакций.
3.10 г смеси меди и алюминия обработали соляной кислотой, при этом
выделилось 6,72 л водорода. Определите состав смеси.
Задания III уровня
1. Почему алюминий вытесняет водород из воды только при добавлении
щелочи?
2.
3. Определите массу раствора хлорида алюминия с массовой долей
растворенного вещества 15% необходимого для получения гидроксида
алюминия массой 4,68г.
Обязательно в классе есть дети, которые стремятся выбрать задания
более сложного уровня, эти задания часто носят олимпиадный характер.
Ученики, которые справляются с такими заданиями, потенциальные
олимпиадники и задача учителя не упустить таких ребят.
Для этого необходимо использовать на уроках задания повышенного
уровня, которые позволяют развивать познавательный интерес, образное и
логическое мышление.
Задания повышенного уровня
Расшифруйте схему превращений:
Дополнительно известно, что металл
М
широко используется в
промышленности; соединение
В
встречается в природе в виде некоторых
минералов и содержит 47,06% кислорода по массе;
G
‒ амфотерное
соединение; в промышленности
М
получают электролизом смеси
В
и
Е
.
1.
Назовите вещества
А-Н
и металл
М
. Приведите уравнения реакций,
2
.Назовите минералы
В
,
3
. С чем связано широкое использование
М
в промышленности?
4
. В чем состоит особенность растворение
М
в кислотах?
Также в ходе исследования было проведено анкетирование с целью
получения информации об уровне развития внутренней мотивации. На
начальном этапе исследования у учащихся параллельных классов была
среднеразвитая мотивация учения. После проведения исследования было
проведено повторное анкетирование. Исходя из полученных данных, можно
утверждать, что в контрольном классе уровень внутренней мотивации
соответствует первоначальному (средний уровень), в экспериментальном
классе уровень внутренней мотивации повысился (высокий уровень).
Д
ифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку
работать в индивидуальном для него темпе, в своей зоне развития, что
обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка,
способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует
положительную мотивацию учения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лиханова Н. Н. Непрерывность образования в системе «школа –
технический вуз» // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 279-282.
2.Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой
ученый.
—
2015.
—
№22.
—
С.
787-792.
—
URL
https://moluch.ru/archive/102/23112/ (дата обращения: 16.02.2020).
3. Покровская, С.Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних
общеобразовательных школах /С.Е. Покровская. — Минск: 2002. — 116с.
4. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.:
Педагогика, 1990. – 192 с.
5. Кудиярова А. С. Технология дифференцированного обучения на уроках
химии [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы
Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство
Молодой
ученый,
2017.
—
С.
19-22.
—
URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12059/ (дата обращения: 04.03.2020).
6.Покровская, С.Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних
общеобразовательных школах /С.Е. Покровская. — Минск: 2002. — 116с.