Дистанционное обучение: опыт и трудности
Учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.
«Дистанционное обучение: опыт и трудности»
Подготовила Хрусталёва
Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 г.Петровска
Саратовской области
2020г.
Ни для кого не является секретом, что большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети, становится их реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с социальными сетями, то сегодня наши дети стали больше интересоваться возможностями получения образования в сети.
Учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.
Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной из таких новаций считаю использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Целью развития цифровой образовательной среды школы, конечно же, является обеспечение высокого качества образования. Она помогает развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. Возможность получить знания самостоятельно, ориентироваться в больших объемах информации - это то качество, которое требуют современные работодатели от своих подчиненных. И электронный образовательный контент сегодня дает учащимся возможность быть завтра востребованными на рынке труда.
Характерными особенностями цифрового образования с использованием сетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность, диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков.
С каждым днём набирает популярность дистанционное обучение.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В этом году нам всем пришлось столкнуться с дистанционным обучением. Дистанционное обучение началось в нашей школе с 6 апреля. Перейдя на дистанционный формат обучения, учителя обычных школ столкнулись с немалыми трудностями. Рабочий день в формате дистанционного обучения существенно увеличился, учителя сильно перерабатывали и очень уставали. Переход на дистанционное обучение также выявил ряд проблем, связанных с работой образовательных платформ. Многие из них были колоссально перегружены и сильно висли. Преподавателям не хватало живого контакта с учениками.
Немалым подспорьем в этом стали привычные учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками, но и с родителями. Туда же в некоторых случаях перекочевывал вообще весь процесс обучения: и проверка домашних работ, и рассылка заданий, и проставление оценок, и комментарии к работам
Мы работали в основном в мессенджере Viber . Занятия шли по привычному расписанию , уроки по 30 мин и перемены по 15 мин. Каждый день детей начинался с утреннего приветствия. В начале урока дети сообщали о готовности к уроку, выполняли задания, отвечали на вопросы аудиофайлами или сообщениями. Обратная связь осуществлялась с помощью фотографий страниц тетрадей, где дети выполняли задания.
На своих уроках я старалась придерживаться структуре современного урока. Конечно не всегда это получалось.
На уроках я использовала такие ресурсы как: Российская электронная школа,YouTube
YouTube входит в число самых популярных веб-ресурсов и обладает большим потенциалом для использования в образовательном процессе. Здесь выложено огромное количество видеоуроков, фильмов по предметам. Моя задача состояла пока только в том, чтобы просмотреть материал и предложить детям ссылку на нужный урок или видео сюжет.
Дистанционное обучение - хорошо это и плохо?
Оценивая свою работы с детьми на дистанционном обучения, я бы хотела назвать плюсы и минусы, с моей точки зрения
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
возможность обучаться в любое время и в любом месте;
мобильность;
индивидуальный подход
Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. И дистанционное обучение у многих детей, особенно младшего школьного возраста, ассоциируется с очередной компьютерной игрой. Педагогу без опыта дистанционной работы очень сложно организовывать обучение в надлежащем темпе и объёме.
Очевидные минусы дистанционного обучения:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Вреден ли ребенку компьютер?!
Компьютер ребенку вреден, но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, необходимо найти возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаться научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.
При дистанционном обучении, как никогда, необходимо соблюдать правила, которые обезопасят здоровье наших юных гениев: соблюдать чувство меры, отдыхать не от ребенка, а с ребенком, время должно быть строго регламентировано, делать паузы, использовать оптимальные настройки монитора. Нельзя забывать, что всё хорошее в меру! Даже самый замечательный и полезный урок, организованный с помощью дистанционного обучения может стать вредным для ребёнка. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, к психологической зависимости от виртуального мира. Но те, кто не пренебрегает правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не испытает. И компьютер для них будет только другом.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
При рассмотрении вопроса школьного дистанционного обучения в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка, включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого.
Терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.