Профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач. Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных образовательных условиях. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляет профессиональную компетентность субъекта воспитательной деятельности.
Автор: Некрасова Светлана Ивановна, руководитель
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно–речевому развитию детей
№ 39 (МАДОУ детский сад № 39)
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Одной из важнейших задач современного образования является
формирование функционально грамотных педагогов. Эта задача является
актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к
школе требует формирования важнейших компетенций уже в
предошкольный период воспитания.
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо
уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится
одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка
во всех видах его деятельности, потребностью активной личности
дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных
отношений.
Основная проблема заключается в создании условий для достижения
новых результатов, на которые раньше дошкольное учреждение не было
ориентировано. Четкое понимание цели, направлений и содержания
деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации
по формированию у дошкольников функциональной грамотности
определяет цель системы управления:
-
аналитическая, связанная с анализом существующих программ,
методических разработок, материалов, опыта коллег;
-
проектировочная, связанная с перспективным планированием и
разработкой содержания образовательной деятельности для детей раннего
и дошкольного возраста, проектированием развивающей предметно-
пространственной среды;
-
конструктивная, включающая систему действий, связанных с
планированием предстоящего мероприятия (отбором, перераспределением
информации в соответствии с возрастом детей, индивидуальными
интересами, задачами образовательной деятельности и т.д.);
-
нормативная, способствующая выполнению Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
условий осуществления образовательного процесса в дошкольной
образовательной организации;
-
исследовательская
–
поиск, адаптация, модификация,
разработка новых форм, методов, приемов работы с детьми раннего и
дошкольного возраста, их родителями (лицами их замещающими),
коллегами;
-
мониторинговая – разработка средств педагогической
диагностики согласно основным положениям ФГОС ДО; участие в системе
мониторинга качества образовательной деятельности ДОО;
-
рефлексивная
–
самоконтроль
и
саморегуляция
профессиональной деятельности, определение стратегии и разработка
маршрута профессионального самообразования.
Для организации эффективной работы образовательного учреждения
по формированию функциональной грамотности дошкольников важно
определить направления, задачи и систему мероприятий для всех
участников образовательного процесса.
Профессиональную
педагогическую
деятельность
принято
рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых
профессиональных задач. Каждая педагогическая задача связана с
максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала,
развития индивидуальности в определенных образовательных условиях.
Это требует соответствующего подхода к её решению, который во многом
зависит от самого педагога, его личностного и профессионального
потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с детьми и
определяющего успешность их саморазвития и эффективность
социализации.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности
педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во
взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма.
Совокупность
различных
компетенций
в
целом
составляет
профессиональную
компетентность
субъекта
воспитательной
деятельности.
В
реализации
образовательной
деятельности
по
формированию функциональной грамотности дошкольников востребован
не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог,
педагог-технолог.
Это
может
быть
обеспечено
посредством
совершенствования и развития:
-
профессионализма педагогов, который не сводится лишь к
совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется ещё
и качественной совокупностью профессионально важных личностных
качеств;
-
направленности их личности;
-
мотивации деятельности;
-
потребности педагогов в саморазвитии и постоянном
профессиональном росте, а также их готовности к этому в условиях
инновационной деятельности.
Безусловно, развитие и проявление перечисленных характеристик,
необходимость формирования профессиональной компетентности имеют
важное значение в развитии социальных качеств ребенка, в позитивной
социализации детей дошкольного возраста.
Таким образом, новые условия профессиональная деятельность
педагога претерпели изменения, связанные с её структурированием как
процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и
акценты в содержании профессионально-педагогических задач: от
передачи знаний, формирования умений и навыков к развитию
способности использовать все приобретаемые знания, навыки и умения
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных
отношениях; от педагогического воздействия к созданию педагогических
условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие
личностей ребенка и педагога в процессе их взаимодействия.
Компетентностный подход к профессионально-педагогической
деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего
профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в
реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в
решении поставленных задач определяется, прежде всего, субъектной
позицией педагога и умением использовать свой образовательный,
профессиональный и жизненный опыт.
Технология развития профессиональной компетентности педагогов
ДОУ прописана в ежегодном плане деятельности дошкольной организации
и призвана обеспечить достижение обозначенной цели за счет
реконструкции
содержательно-процессуальных
и
организационных
характеристик профессиональной среды ДОУ.
Важной характеристикой профессиональной среды как пространства
образования педагогов является наличие в ней системы (программы)
повышения компетентности воспитателей ДОУ, которая представлена как
совокупность методических мероприятий, программ, структурированных в
определенной логике воссоздания целостного психолого-педагогического
знания (комплекс методических мероприятий).
Цель
системы
повышения
компетентности
-
развитие
профессионально-личностной готовности педагогов к реализации
личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности,
развития субъект-субъектных отношений, что очень важно в реализации
технологий позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Анализируя деятельность педагогов, мы обнаружили, что
большинство из них остаются на технократических позициях,
отличительным признаком которых является манипулятивный подход к
детям. Система повышения компетентности педагогов является основным
способом организации личностно развивающей профессиональной среды,
в которой раскрывается функционально-ролевой репертуар педагога в
управлении образовательной деятельностью, обеспечивающей траекторию
развития ребенка.
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ повышается и
будет повышаться, если будут созданы условия, а именно:
-
создание личностно развивающей среды;
-
организация профессиональных объединений из педагогов-
специалистов;
-
профессиональный рост педагогов в специально созданных
условиях – при разнообразных формах методической работы;
-
индивидуальное проектирование профессионального роста
педагога, учет естественных различий личностей педагогов и
вариативности их образовательных запросов;
-
участие педагогов в методических мероприятиях различного
уровня по внедрению инновационных технологий с целью формирования
профессионального образа педагога нового типа.
Анализ
использования
механизмов
управления
ДОУ
по
формированию
функциональной
грамотности
дошкольников
как
инструментов повышения профессиональной компетентности педагогов
позволяет сделать вывод о возможности ее развития при организации
специальных условий в ДОУ. Отсутствие специальной работы по
развитию профессиональной компетентности педагогов приводит к
значительному снижению показателей в воспитательно-образовательном
процессе дошкольного учреждения.
Необходимо привлекать педагогов к активному участию в
методических мероприятиях различных уровней и направлений, что будет
являться мотивацией для развития и саморазвития каждого педагога.
Реализация
специально
организованной
личностно
развивающей
профессиональной среды для развития и саморазвития профессиональной
компетентности в ходе участия в различных методических мероприятиях в
максимальной степени будет стимулировать процесс и приведет к
определенным изменениям позитивного характера.
Это значит – владение функциональной грамотностью сегодня – это
не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели,
сейчас, так или иначе, выстроены с учетом этой компетенции.
Литература:
1.
Вебинар «Функциональная грамотность дошкольника: как ее
сформировать». Московского городского педагогического университета,
2021 г.
2.
Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной
грамотности у детей дошкольного возраста
// Современные проблемы
науки и образования. – 2021. – № 4.
3.
Скоролупова
О.А.
Вебинар
«О
развитии
предпосылок
функциональной
грамотности
в
дошкольном
возрасте»,
2021г.
4.
Солодянкина О. В. Социальное развитие ребёнка дошкольного
возраста. – АРКТИ М., 2006 г.
5.
Интернет ресурсы.