Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Эффективнаяорганизация образовательного процесса в условиях реализации ФООП". Работа №319089

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач. Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных образовательных условиях. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляет профессиональную компетентность субъекта воспитательной деятельности.

Работа:

Автор: Некрасова Светлана Ивановна, руководитель  

муниципального автономного дошкольного образовательного 

учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным 

осуществлением деятельности по познавательно–речевому развитию детей 

№ 39 (МАДОУ детский сад № 39) 

 
 

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ ПО 

ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  

 

Одной  из  важнейших  задач  современного  образования  является 

формирование  функционально  грамотных  педагогов.  Эта  задача  является 
актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к 
школе  требует  формирования  важнейших  компетенций  уже  в 
предошкольный период воспитания. 

Начинать  формировать  функциональную  грамотность  необходимо 

уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится 
одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка 
во  всех  видах  его  деятельности,  потребностью  активной  личности 
дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных 
отношений.  

Основная проблема заключается в создании условий для достижения 

новых  результатов,  на  которые  раньше  дошкольное  учреждение  не  было 
ориентировано.  Четкое  понимание  цели,  направлений  и  содержания 
деятельности в системе работы дошкольной образовательной организации 
по  формированию  у  дошкольников  функциональной  грамотности 
определяет цель системы управления: 

аналитическая, связанная с анализом существующих программ, 

методических разработок, материалов, опыта коллег; 

проектировочная, связанная с перспективным планированием и 

разработкой содержания образовательной деятельности для детей раннего 
и  дошкольного  возраста,  проектированием  развивающей  предметно-
пространственной среды; 

конструктивная,  включающая  систему  действий,  связанных  с 

планированием предстоящего мероприятия (отбором, перераспределением 
информации  в  соответствии  с  возрастом  детей,  индивидуальными 
интересами, задачами образовательной деятельности и т.д.); 

нормативная,  способствующая  выполнению  Федерального 

государственного  образовательного  стандарта  дошкольного  образования, 

условий  осуществления  образовательного  процесса  в  дошкольной 
образовательной организации; 

исследовательская 

– 

поиск,  адаптация,  модификация, 

разработка  новых  форм,  методов,  приемов  работы  с  детьми  раннего  и 
дошкольного  возраста,  их  родителями  (лицами  их  замещающими), 
коллегами; 

мониторинговая  –  разработка  средств  педагогической 

диагностики согласно основным положениям ФГОС ДО; участие в системе 
мониторинга качества образовательной деятельности ДОО; 

рефлексивная 

– 

самоконтроль 

и 

саморегуляция 

профессиональной  деятельности,  определение  стратегии  и  разработка 
маршрута профессионального самообразования. 

Для организации эффективной работы образовательного учреждения 

по  формированию  функциональной  грамотности  дошкольников  важно 
определить  направления,  задачи  и  систему  мероприятий  для  всех 
участников образовательного процесса.  

Профессиональную 

педагогическую 

деятельность 

принято 

рассматривать  как  процесс  решения  многообразных  и  разноплановых 
профессиональных  задач.  Каждая  педагогическая  задача  связана  с 
максимальным  раскрытием  в  ребенке  его  уникального  потенциала, 
развития  индивидуальности  в  определенных  образовательных  условиях. 
Это требует соответствующего подхода к её решению, который во многом 
зависит  от  самого  педагога,  его  личностного  и  профессионального 
потенциала,  раскрывающегося  в  процессе  взаимодействия  с  детьми  и 
определяющего  успешность  их  саморазвития  и  эффективность 
социализации. 

В  связи  с  этим  развитие  профессиональной  компетентности 

педагогов  приобретает  особую  значимость.  Компетентность  во 
взаимодействии  –  одна  из  важнейших  составляющих  профессионализма. 
Совокупность 

различных 

компетенций 

в 

целом 

составляет 

профессиональную 

компетентность 

субъекта 

воспитательной 

деятельности. 

В 

реализации 

образовательной 

деятельности 

по 

формированию  функциональной  грамотности  дошкольников  востребован 
не  просто  воспитатель,  а  педагог-исследователь,  педагог-психолог, 
педагог-технолог. 

Это 

может 

быть 

обеспечено 

посредством 

совершенствования и развития: 

профессионализма  педагогов,  который  не  сводится  лишь  к 

совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется ещё 

и  качественной  совокупностью  профессионально  важных  личностных 
качеств; 

направленности их личности; 

мотивации деятельности; 

потребности  педагогов  в  саморазвитии  и  постоянном 

профессиональном  росте,  а  также  их  готовности  к  этому  в  условиях 
инновационной деятельности. 

Безусловно,  развитие  и  проявление  перечисленных  характеристик, 

необходимость  формирования  профессиональной  компетентности  имеют 
важное  значение  в  развитии  социальных  качеств  ребенка,  в  позитивной 
социализации детей дошкольного возраста. 

Таким  образом,  новые  условия  профессиональная  деятельность 

педагога  претерпели  изменения,  связанные  с  её  структурированием  как 
процесса  решения  профессионально-педагогических  задач.  Сместились  и 
акценты  в  содержании  профессионально-педагогических  задач:  от 
передачи  знаний,  формирования  умений  и  навыков  к  развитию 
способности  использовать  все  приобретаемые  знания,  навыки  и  умения 
для  решения  максимально  широкого  диапазона  жизненных  задач  в 
различных  сферах  человеческой  деятельности,  общении  и  социальных 
отношениях;  от  педагогического  воздействия  к  созданию  педагогических 
условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие 
личностей ребенка и педагога в процессе их взаимодействия. 

Компетентностный  подход  к  профессионально-педагогической 

деятельности  позволяет  рассматривать  педагога  как  человека,  умеющего 
профессионально  решать  проблемы  и  типичные  задачи,  возникающие  в 
реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в 
решении  поставленных  задач  определяется,  прежде  всего,  субъектной 
позицией  педагога  и  умением  использовать  свой  образовательный, 
профессиональный и жизненный опыт. 

Технология  развития  профессиональной  компетентности  педагогов 

ДОУ прописана в ежегодном плане деятельности дошкольной организации 
и  призвана  обеспечить  достижение  обозначенной  цели  за  счет 
реконструкции 

содержательно-процессуальных 

и 

организационных 

характеристик профессиональной среды ДОУ. 

Важной характеристикой профессиональной среды как пространства 

образования  педагогов  является  наличие  в  ней  системы  (программы) 
повышения компетентности воспитателей ДОУ, которая представлена как 
совокупность методических мероприятий, программ, структурированных в 

определенной  логике  воссоздания  целостного  психолого-педагогического 
знания (комплекс методических мероприятий). 

Цель 

системы 

повышения 

компетентности 

развитие 

профессионально-личностной  готовности  педагогов  к  реализации 
личностно  ориентированного  подхода  в  педагогической  деятельности, 
развития  субъект-субъектных  отношений,  что  очень  важно  в  реализации 
технологий позитивной социализации детей дошкольного возраста. 

Анализируя  деятельность  педагогов,  мы  обнаружили,  что 

большинство  из  них  остаются  на  технократических  позициях, 
отличительным  признаком  которых  является  манипулятивный  подход  к 
детям. Система повышения компетентности педагогов является основным 
способом  организации  личностно развивающей  профессиональной  среды, 
в  которой  раскрывается  функционально-ролевой  репертуар  педагога  в 
управлении образовательной деятельностью, обеспечивающей траекторию 
развития ребенка.  

Профессиональная  компетентность  педагогов  ДОУ  повышается  и 

будет повышаться, если будут созданы условия, а именно: 

создание личностно развивающей среды; 

организация  профессиональных  объединений  из  педагогов-

специалистов; 

профессиональный  рост  педагогов  в  специально  созданных 

условиях – при разнообразных формах методической работы; 

индивидуальное  проектирование  профессионального  роста 

педагога,  учет  естественных  различий  личностей  педагогов  и 
вариативности их образовательных запросов; 

участие  педагогов  в  методических  мероприятиях  различного 

уровня по  внедрению  инновационных  технологий  с  целью  формирования 
профессионального образа педагога нового типа. 

Анализ 

использования 

механизмов 

управления 

ДОУ 

по 

формированию 

функциональной 

грамотности 

дошкольников 

как 

инструментов  повышения  профессиональной  компетентности  педагогов 
позволяет  сделать  вывод  о  возможности  ее  развития  при  организации 
специальных  условий  в  ДОУ.  Отсутствие  специальной  работы  по 
развитию  профессиональной  компетентности  педагогов  приводит  к 
значительному  снижению  показателей  в  воспитательно-образовательном 
процессе дошкольного учреждения. 

Необходимо  привлекать  педагогов  к  активному  участию  в 

методических мероприятиях различных уровней и направлений, что будет 
являться  мотивацией  для  развития  и  саморазвития  каждого  педагога. 

Реализация 

специально 

организованной 

личностно 

развивающей 

профессиональной среды для развития и саморазвития профессиональной 
компетентности в ходе участия в различных методических мероприятиях в 
максимальной  степени  будет  стимулировать  процесс  и  приведет  к 
определенным изменениям позитивного характера. 

Это значит – владение функциональной грамотностью сегодня – это 

не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели, 
сейчас, так или иначе, выстроены с учетом этой компетенции. 

 
Литература: 

1.

 

Вебинар   «Функциональная  грамотность  дошкольника:  как  ее 

сформировать».  Московского  городского  педагогического  университета, 
2021 г.

 

2.

 

Савченко  М.В.  Формирование  предпосылок  функциональной 

грамотности   у  детей  дошкольного  возраста

 

//  Современные  проблемы 

науки и образования. – 2021. – № 4.

 

3.

 

Скоролупова 

О.А. 

Вебинар 

«О 

развитии 

предпосылок 

функциональной 

грамотности 

в 

дошкольном 

возрасте», 

2021г.                                      

 

4.

 

Солодянкина  О.  В.  Социальное  развитие  ребёнка  дошкольного 

возраста. – АРКТИ М., 2006 г.

 

5.

 

Интернет ресурсы.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×